Евгений Куйвашев (справа) прилетел в Париж с Аркадием Чернецким (слева), чтобы презентовать заявку Екатеринбурга на ЭКСПО-2020, а заодно дал и первое в статусе губернатра программное интервью |
Евгений Куйвашев – третий губернатор в истории Свердловской области, и, пожалуй, первый, кто пока демонстрирует максимальную открытость. Приведете в пример Росселя? Тот уходил от вопросов, прикрываясь ежемесячными пресс-конференциями, на которых мог ответить, а мог и шуткой закрыть любую тему. Закрытость второго губернатора до сих пор не забыта. Пока с Куйвашевым другая история. Корреспондент «URA.Ru» почти весь день провел, держа главу области в поле зрения. Разговаривали в курилке, в баре отеля, где остановился губернатор, в машине. О молодом премьере, деньгах, вице-губернаторе, предшественниках – в нашем материале.
Перед презентацией заявки Екатеринбурга на ЭКСПО-2020 Куйвашев много курит, буквально сигарету за сигаретой.
- Евгений Владимирович, объясните, зачем вам вице-губернатор?
- Мне нужно разгрузиться. По статусу, я должен работать в 47 региональных комиссиях. Меня просто не хватит ни на что другое. Мне показывали статистику, Александр Сергеевич [Мишарин] успевал бывать только на 20% мероприятий. А по ним по всем ведется контроль, и бросать эти темы нельзя. Поэтому мне нужно передать хотя бы часть этих полномочий кому-то из команды. Федеральное требование: чтобы человек был статусный, не ниже вице-губернатора. У нас такого поста до сих пор не было. Есть решение, что это будет глава администрации: у него 20 комиссий, и у меня 27. Или наоборот. Решим. А у вас есть замечания?
- Мне было непонятно это решение, и оно вызывало неприятие: зачем главе администрации еще один пост, почему его предшественникам Левину и Голубицкому статуса хватало, а вашему Якову Силину – нет. Но про комиссии я не знал. Давайте еще обсудим ваше предложение сделать премьером Дениса Паслера. Не слишком молод?
- У него глаза горят, и есть желание работать, есть азарт менять область.
- Правительство Александра Мишарина тоже было правительством молодых. Были какие-то опорные возрастные чиновники, но в целом он также давал возможность молодым ребятам реализовать себя. И, мне кажется, итоги работы правительства показали, что без управленческого опыта система власти не работает.
- Опыт дело наживное. Молодым надо давать возможность реализовываться, не бояться их привлекать по максимуму.
- Без страховки от их ошибок.
- В любом случае за их работу отвечаю я. Отвечаю головой.
Куйвашев докуривает последнюю сигарету и уходит в зал – на презентацию. В следующий раз мы разговаривает через несколько часов, когда очередная ассамблея выставочного бюро уже завершена. Губернатор приглашает журналистов в свой отель, обещая ответить на все вопросы. В машине – без диктофонов – он говорит в основном о ситуации с бюджетом, признаваясь, что ставит своей целью довести его доходную часть до 200 млрд собственно региональных средств. В лобби тема продолжается.
- Какая у вас амбиция как руководителя? Грубо говоря, к какому году вы планируете изменить регион?
- К новому году я пойму, какая динамика с наполняемостью бюджета. Иначе как? Нет денег – нет песен. Но надо и готовиться. Я спросил даже у мэрии Екатеринбурга: у вас есть план развития дородной сети? Нет.
- Был же план большого Екатеринбурга, и к нему рисовалась карта развития дорожной сети.
- К сожалению, нет такого документа. Говорить можно что угодно, и я сейчас могу вам наговорить, надавать обещаний, а когда открываешь бумагу, а там кроме рисунков ничего нет… Сколько я в этой должности? 10дней. Если со временем исполнения обязанностей – двадцать. Сейчас я сижу с документами и пытаюсь понять, что здесь есть, а чего нет.
- В Тюменской области такая же ситуация в управлении?
- Нет, там по-другому. Там изначально был упор на инфраструктуру, и никаких прожектов не было. Еще [бывший губернатор области Сергей] Собянин начал этим заниматься: строил дороги, сети. А когда есть вложения в инфраструктуру, то и бизнес идет хорошо, с удовольствием, и кадастровая цена земли становится, как рыночная, и возможность кредитования под землю появляется. В этом плане есть хорошие примеры: Тюмень, Белгород.
Если говорить про Свердловскую область. Конечно, хотелось бы придумать какую-то фишку, но фишку придумывают, когда есть деньги. А денег нет.
- Но Свердловская область всегда была с амбициями, и в этом нет ничего плохого.
- Разве плохая амбиция иметь хорошие дороги и не иметь пробок.
- Если вдобавок к этому есть план проведения ЭКСПО-2020 – то хорошая.
- Или разве плохо привести в порядок Тагил.
- Про Тагил сейчас спорят. Если Сергей Носов станет кандидатом в мэры города, победит, то многие обещают вам самого неспокойного мэра, мэра, с которым будет невозможно работать.
- Поживем – увидим, чего загадывать. Пока говорить не о чем.
- Скажите, когда вы были заместителем полпреда, вы, смотря на вверенные регионы, находили в них какие-то изъяны, придумывали какие-то проекты? Относительно Свердловской области были какие-то планы или вы пришли с чистого листа?
- Есть профессиональная этика, я в чужую сферу ответственности не лез. По Свердловской области вы знаете, что еще зимой мы решили чистить Екатеринбург, и сейчас администрация города начинает вести ту работу, что мы обсуждали.
- Вы знаете, мне жаль Александра Мишарина. Сейчас вы говорите о дефиците бюджета, но я, например, помню как он возник. Мишарин жил в ситуации постоянных выборов, и решал эту проблему финансовыми обещаниями, увеличением расходов. Никто не знает, как бы повел себя на его месте другой губернатор.
- Разве я его критикую? Нет. Александр Сергеевич реально потерял на работе здоровье. Сейчас ему реально нужно восстанавливаться. Человек очень сильно уставал. И я прошу вас впредь нас не сравнивать.
- Скажите, вы по области будете ездить?
- Конечно, уже на этой неделе.
- Чего ждать свердловчанам? Я, например, понимаю, что больших обсуждений не будет – вы не любитель поговорить.
- Нет.
- И штабы предвыборные зимой проводили в рекордно короткие сроки.
- А чего толкаться?
- Участники тех штабов рассказывали мне, что определенной установки по проблемам у вас не было. То есть, человек с какими-то контраргументами к вашему мнению, мог его изменить.
- Да. Я стараюсь услышать со всех сторон. Хотя, не всегда. Если я что-то знаю точно – меня никто не переубедит, это бесполезно.
- Скажите, работая в Тобольске, в Тюмени вы приезжали в Екатеринбург? Может быть что-то подсматривали здесь для своих городов?
- Нет, не подсматривал, но было завидно. Здесь очень много делает бизнес, а у нас (и в Тобольске, и в Тюмени) были времена, когда ты зовешь бизнесмена и говоришь: «Вот тебе площадка – вкладывай. Строй и все».
- По Тобольску есть тема, важная для свердловчан – это отношения с церковью. В Тобольске часть кремля – памятника федеральной собственности – отдана церкви к безвозмездное пользование. В Свердловской области такая ситуация возможна или вы еще не рассматривали эту тему вообще?
- Я пока этим вопросом не занимался.
- Но темой восстановления Верхотурья занимались точно. Это проект курирования на уровне полпреда.
- Да, и там много сделано, и будет сделано еще. Нам в области нужно 4-5 туристических маршрутов, которые еще предстоит разработать: активный отдых, паломничество, городской туризм.
- Не будете же вы сами это делать.
- Есть специалисты, их нужно привлекать. Но могу и я сам – такой опыт у меня есть.
- Тогда просьба. Вы говорили о готовности взяться за решение проблем ЖКХ. Можно сначала решить эти проблемы, а потом браться за туризм. Просто жалко ваше время.
- Мы действительно будем больше работать по теме ЖКХ. Это будет тяжело, но мы будем делать. Это не на один год, не на два и не пять.
- Конечно, это объемно. В 2007 году новый премьер Виктор Кокшаров обещал заняться коммуналкой, и до сих пор ситуация коренным образом не менялась.
- Очень неприятная ситуация, когда руководителю приходится оглядываться, слышать необоснованные обвинения.
- Это неизбежно. Вы для нас третий губернатор, мы все живем здесь и нормально, когда мы сравниваем вас с другим своим опытом.
- Что хочешь от меня услышать?
- Что все будет хорошо.
- Многое от вас зависит. Медиа раздергивают людей, кого-то унижают, кого-то – демонизируют. У нас даже не демократия, а медиакратия.
- Согласен. Даже думал, что вы в непростом положении: кого бы вы куда ни назначили, у нас всегда есть повод вспомнить историю этого человека, за что-то зацепиться и обвинить вас в неправильном выборе. Вот история с тем же Паслером. Первое, что приходит на ум: слишком молод.
- Да, любое назначение можно так. Оставил бы Власова – критиковали бы, Кокшарова бы позвал – тоже. Взял бы Вьюгина – критиковали бы. Сейчас мы будем пробовать, кадрово площадка вытоптана. И другого выбора у меня нет. Могу про свои кадровые принципы сказать. Я всегда подбирал людей, анализируя, как себя человек уже показал. По Свердловской области такая история есть, я с регионом связан уже полтора года, и на последних выборах проверил многих.
- Хорошо. Вот кандидат в премьеры. Какие к нему были требования?
- Порядочный человек, профессионал и должен иметь опыт руководства коллективом.
- Ходит такое объяснение: Куйвашев специально берет маленького мальчика, чтобы тот не спрашивая подписывал все документы, а когда за ним придут – посадят, и сидеть он сможет долго.
- (мрачнеет) Смеетесь? Это член команды, за которого я тоже отвечаю.
- Паслер – человек Вексельберга?
- Нет, неправда. И если следовать этой логике, я - человек «Роснефти»?
- Вы человек Собянина.
(смеется)
- Свердловская область – это первый регион, который вам предложили возглавить?
- Нет. Но сейчас убери диктофон.
[…]
- Я знаю, что вы принимали самое активное участие в написании инаугурационной речи. Меня там задели слова об уральцах, о сибиряках. Вам это реально важно?
- Конечно, и я горжусь тем, что я - сибиряк. И уральцам не чужд. Если говорить территориально, то от северной части Свердловской области до деревни, где я родился – сто километров.
- А какие особые черты сибиряков? Предположим, работать, а не говорить.
- Да, именно так. Сергей Семенович [Собянин] тоже говорить не любит – он пашет.
- Еще на инаугурации вы сказали, что с этого момента начинается ваша избирательная кампания.
- Не моя.
- А что вы имели ввиду?
- Совершенно простую вещь: я понимаю, что в политическом плане ситуация изменилась, и сейчас область готовится уже к выборам губернатора.
Появляются коллеги, до этого обсуждавшие с Аркадием Чернецким качество екатеринбургской заявки ЭКСПО.
- Какая судьба ждет проекты, которые начинал Александр Мишарин?
- Сила и уважение власти – это легитимность всех решений: с момента принятия до реализации. Поэтому все решения, которые принимал Россель, Мишарин – нужно выполнять безоговорочно.
- И налоговые льготы для «Второй грузовой»?
- Если они экономически обоснованы и несут пользу – то да.
- Как это будет на практике. Вот вы утверждаете министра финансов и он дает вам свое заключение по льготам?
- Да, и так по всем. Поступим иначе - вы потом сами не будете доверять власти. Я такой же человек, и со мной в любой момент может что-то случиться. Государственная гарантия преемственности решений в этом плане очень важна.
- Тогда что будет с так называемой «мишаринской тысячей» - выплатой для всех свердловских пенсионеров.
- Я постараюсь это выдержать. Но будем смотреть на наполняемость бюджета.
- А реальная судьба «Иннопрома», «Титановой долины»?
- С «Титановой долиной» разбираюсь - проект интересный. «Иннопром» нам тоже важен: мы на нем отрабатываем много, тренируемся перед ЭКСПО. К сожалению, у нас не оценена важность туризма, приезда в регион людей из разных мест. А они привозят реальные деньги. Когда я работал в Тобольске, мы бились за то, чтобы туристы не заезжали к нам на день, а оставались с ночевой. Никак не получалось. Только школьники на зимних каникулах да в межсезонье. Тогда придумали фестиваль «Лето в тобольском кремле», организовали под вечер «Бориса Годунова», а в антракте бесплатно наливали коньяк. В этот день все гостиницы были битком, и я, когда с друзьями пошел пельмени поесть, ждал заказ три часа. Все было занято.
- Очень много проектов будет заведено на вас.
- Мне поэтому и нужен человек, который разделит со мной участь бюрократическое работы, проведения этих 47 комиссий. Хотите я буду ходить и выслушивать отчеты, тратить время только на это? Мне этого не хочется, я хочу больше участия принимать в исполнении принятых решений, царствовать не хочу. Вот есть приоритеты: налоги, хорошие дороги, развитие туризма, поддержка модернизации промышленности.
Разговор заканчивается: Евгению Куйвашеву пора на прием в российское посольство. Сегодня он дается не только в честь национального праздника. Впервые его устраивает и заявочный комитет ЭКСПО-2020. Пока едем на площадку, обсуждаем с коллегами впечатления. «Боюсь попасть под его очарование», - признается одна из девушек, и не скрывает, что, кажется, уже попала.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!