На ближайшем заседании Тюменская областная дума рассмотрит антикоррупционные поправки в законы, определяющие статус депутата парламента. Если законопроект, внесенный прокуратурой, будет принят в нынешнем виде, у «государева ока» появится возможность устроить революцию в руководстве Думы, а многим депутатам придется выбирать между своим бизнесом и мандатом.
Прокуратура Тюменской области предлагает местным думцам внести изменения в законы «О статусе депутата Тюменской областной думы» и «О государственных должностях Тюменской области». Суть изменений: депутатов хотят обязать сообщать о возможном конфликтах интересов, возникающих, когда работа народного избранника пересекается с его бизнесом или другими личными интересами. Кроме того, проект предусматривает обязанность депутата разрешить конфликт, выбрав между личным интересом и интересом государственным.
«В случае возникновения у депутата при осуществлении полномочий личной заинтересованности (прямой или косвенной), которая приводит или может привести к конфликту интересов, он в течение трех дней со дня ее возникновения обязан сообщить об этом в комиссию Тюменской областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в порядке, установленном действующим законодательством», — говорится в законопроекте. То есть в случае конфликта интересов депутат либо должен отказаться от бизнес-актива, с которым связан конфликт, либо устраниться от рассмотрения проблемного вопроса в качестве депутата, вплоть до сложения полномочий.
Михаил Селюков быстро нашел конфликт интересов в действиях коллег. Фото: Николай Бастриков
На заседании думского комитета по госстроительству и местному самоуправлению старший помощник прокурора Людмила Погребинская предложила организовать рабочую группу для внесения изменений в прокурорский законопроект — очень уж много к нему было предложено поправок правительством региона и правовым отделом Думы. «Количество правок поставило под сомнение дальнейшее существование этого закона», — признала Погребинская.
Как выяснилось, депутаты не вполне представляют, как будет действовать запрет «конфликта интересов». «В комитете по экономической политике и природопользованию есть заместители руководителя, которые работают в бизнесе, — заявил либерал-демократ Михаил Селюков. — Тут явный конфликт интересов».
«Если имеет Иванов Иван Иванович интересы в „Сургутгазпроме“, то не может решать вопросы, связанные с этим предприятием, — считает единоросс Владимир Ульянов. — Но это не значит, что запрет касается всей газовой промышленности. Не надо широко подходить».
Инсайдеры считают, что новый закон может серьезно «перетряхнуть» Думу, если прокуратура будет последовательно следить за соблюдением депутатами запрета. Среди тех, по кому могут ударить новые ограничения, называют депутата Владимира Майера (крупный строитель, заседает в комитете по бюджету, налогам и финансам). Могут возникнуть конфликты интересов у тюменского «автомобильного короля» Алексея Салмина, одного из самых известных местных предпринимателей Олега Чемезова, у которого значительные интересы в «лесном» бизнесе, и одного из главных единороссов региона Сергея Романова с его бизнесом по добыче песка. И это только в одном комитете по экономической политике и природопользованию.
Владимир Ульянов — против «широкого» толкования нового запрета Фото: Николай Бастриков
«Очевидный конфликт интересов может быть у эсера Владимира Пискайкина, — говорит источник нашего агентства в областной Думе. — Бизнесмен не только является зампредседателя комитета по госстроительству и местному самоуправлению, но и получает в Думе зарплату, то есть даже по нынешним думским нормам является государственным служащим». Также шатким после принятия нового закона может стать положение главы фракции ЛДПР Глеба Трубина. Своего бизнеса у заместителя председателя комитета по экономической политике и природопользованию нет, зато он является зятем Олега Чемезова. Может новый закон коснуться и некоторых депутатов от ХМАО и ЯНАО, которые формально «северные», а фактически давно обросли связями с местным бизнесом.
«Есть, конечно, думцы, которым прокуратуре будет сложно предъявить претензии, — говорит источник. — Это депутаты Яшкин, Макаренко, Козлов, Белявский, Зимин, Конев, Крупин, Зимнев, Артюхов, Буртный и некоторые другие, включая спикера парламента Сергея Корепанова. Однако люди в Думу приходят не просто так, все преследуют свои интересы. У многих, если хорошенько „поскрести“, какой-нибудь скелетик в шкафу да найдется».
«Самая незапятнанная — комиссия по депутатской этике, — шутит инсайдер. — Там занимаются только выяснением отношений между депутатами и аппаратом Думы». При этом источник уверен: большинству народных избранников этого созыва ничего не грозит. «Показательно могут одного-двоих убрать из-за конфликта интересов, но перетряхивать Думу целиком меньше чем за год до выборов никто не будет, — уверен эксперт. — Этот закон — это, скорее, „пугалка“. Но „пугалка“ очень хорошая, появляется механизм управления людьми неприкосновенными».
Сергей Корепанов: «Запрет коснется не всех депутатов». Фото: Николай Бастриков
Впрочем, возможно, запреты в отношении конфликтов интересов в итоге вообще коснутся лишь руководителей Думы. Спикер Тюменской областной думы Сергей Корепанов отказался комментировать антикоррупционные нововведения, но уточнил: «Скажу только, что запрет касается не всех депутатов, а только председателей комитетов. Больше ничего комментировать не буду».
Коммунистка Тамара Казанцева считает, что новый закон работать не будет. «Мне кажется, все спустят на тормозах, — говорит Казанцева. — Если прокуратура прямо не укажет, никого не тронут. В Думе сидят „нужные“ люди. Я понимаю, что депутаты-бизнесмены могут что-то лоббировать в бюджетном комитете. Может быть, и в других комитетах такое. Но я такого не видела. У меня лично никаких интересов нет».
«Тут никуда не денешься, потому что федеральный законодатель ужесточает меры по противодействию коррупции, — оценил инициативу прокуратуры Владимир Ульянов. — Сейчас появился этот фактор, конфликт интересов. Что касается содержания, есть вопросы, потому что прокуратура максимально закрутила гайки, чтобы потом посмотреть, как их открутить».
Рассмотрение предложенных прокуратурой антикоррупционных поправок в первом чтении произойдет на ближайшем заседании областной Думы — 27 ноября. «URA.Ru» будет следить за развитием событий.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Тюмени? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Темы Тюмени», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
На ближайшем заседании Тюменская областная дума рассмотрит антикоррупционные поправки в законы, определяющие статус депутата парламента. Если законопроект, внесенный прокуратурой, будет принят в нынешнем виде, у «государева ока» появится возможность устроить революцию в руководстве Думы, а многим депутатам придется выбирать между своим бизнесом и мандатом. Прокуратура Тюменской области предлагает местным думцам внести изменения в законы «О статусе депутата Тюменской областной думы» и «О государственных должностях Тюменской области». Суть изменений: депутатов хотят обязать сообщать о возможном конфликтах интересов, возникающих, когда работа народного избранника пересекается с его бизнесом или другими личными интересами. Кроме того, проект предусматривает обязанность депутата разрешить конфликт, выбрав между личным интересом и интересом государственным. «В случае возникновения у депутата при осуществлении полномочий личной заинтересованности (прямой или косвенной), которая приводит или может привести к конфликту интересов, он в течение трех дней со дня ее возникновения обязан сообщить об этом в комиссию Тюменской областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в порядке, установленном действующим законодательством», — говорится в законопроекте. То есть в случае конфликта интересов депутат либо должен отказаться от бизнес-актива, с которым связан конфликт, либо устраниться от рассмотрения проблемного вопроса в качестве депутата, вплоть до сложения полномочий. На заседании думского комитета по госстроительству и местному самоуправлению старший помощник прокурора Людмила Погребинская предложила организовать рабочую группу для внесения изменений в прокурорский законопроект — очень уж много к нему было предложено поправок правительством региона и правовым отделом Думы. «Количество правок поставило под сомнение дальнейшее существование этого закона», — признала Погребинская. Как выяснилось, депутаты не вполне представляют, как будет действовать запрет «конфликта интересов». «В комитете по экономической политике и природопользованию есть заместители руководителя, которые работают в бизнесе, — заявил либерал-демократ Михаил Селюков. — Тут явный конфликт интересов». «Если имеет Иванов Иван Иванович интересы в „Сургутгазпроме“, то не может решать вопросы, связанные с этим предприятием, — считает единоросс Владимир Ульянов. — Но это не значит, что запрет касается всей газовой промышленности. Не надо широко подходить». Инсайдеры считают, что новый закон может серьезно «перетряхнуть» Думу, если прокуратура будет последовательно следить за соблюдением депутатами запрета. Среди тех, по кому могут ударить новые ограничения, называют депутата Владимира Майера (крупный строитель, заседает в комитете по бюджету, налогам и финансам). Могут возникнуть конфликты интересов у тюменского «автомобильного короля» Алексея Салмина, одного из самых известных местных предпринимателей Олега Чемезова, у которого значительные интересы в «лесном» бизнесе, и одного из главных единороссов региона Сергея Романова с его бизнесом по добыче песка. И это только в одном комитете по экономической политике и природопользованию. «Очевидный конфликт интересов может быть у эсера Владимира Пискайкина, — говорит источник нашего агентства в областной Думе. — Бизнесмен не только является зампредседателя комитета по госстроительству и местному самоуправлению, но и получает в Думе зарплату, то есть даже по нынешним думским нормам является государственным служащим». Также шатким после принятия нового закона может стать положение главы фракции ЛДПР Глеба Трубина. Своего бизнеса у заместителя председателя комитета по экономической политике и природопользованию нет, зато он является зятем Олега Чемезова. Может новый закон коснуться и некоторых депутатов от ХМАО и ЯНАО, которые формально «северные», а фактически давно обросли связями с местным бизнесом. «Есть, конечно, думцы, которым прокуратуре будет сложно предъявить претензии, — говорит источник. — Это депутаты Яшкин, Макаренко, Козлов, Белявский, Зимин, Конев, Крупин, Зимнев, Артюхов, Буртный и некоторые другие, включая спикера парламента Сергея Корепанова. Однако люди в Думу приходят не просто так, все преследуют свои интересы. У многих, если хорошенько „поскрести“, какой-нибудь скелетик в шкафу да найдется». «Самая незапятнанная — комиссия по депутатской этике, — шутит инсайдер. — Там занимаются только выяснением отношений между депутатами и аппаратом Думы». При этом источник уверен: большинству народных избранников этого созыва ничего не грозит. «Показательно могут одного-двоих убрать из-за конфликта интересов, но перетряхивать Думу целиком меньше чем за год до выборов никто не будет, — уверен эксперт. — Этот закон — это, скорее, „пугалка“. Но „пугалка“ очень хорошая, появляется механизм управления людьми неприкосновенными». Впрочем, возможно, запреты в отношении конфликтов интересов в итоге вообще коснутся лишь руководителей Думы. Спикер Тюменской областной думы Сергей Корепанов отказался комментировать антикоррупционные нововведения, но уточнил: «Скажу только, что запрет касается не всех депутатов, а только председателей комитетов. Больше ничего комментировать не буду». Коммунистка Тамара Казанцева считает, что новый закон работать не будет. «Мне кажется, все спустят на тормозах, — говорит Казанцева. — Если прокуратура прямо не укажет, никого не тронут. В Думе сидят „нужные“ люди. Я понимаю, что депутаты-бизнесмены могут что-то лоббировать в бюджетном комитете. Может быть, и в других комитетах такое. Но я такого не видела. У меня лично никаких интересов нет». «Тут никуда не денешься, потому что федеральный законодатель ужесточает меры по противодействию коррупции, — оценил инициативу прокуратуры Владимир Ульянов. — Сейчас появился этот фактор, конфликт интересов. Что касается содержания, есть вопросы, потому что прокуратура максимально закрутила гайки, чтобы потом посмотреть, как их открутить». Рассмотрение предложенных прокуратурой антикоррупционных поправок в первом чтении произойдет на ближайшем заседании областной Думы — 27 ноября. «URA.Ru» будет следить за развитием событий.