Прокуратура Центрального района Челябинска отменила постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту пожара в квартире известного правозащитника и журналиста-расследователя Владимира Филичкина в сентябре. Об этом «URA.Ru» сообщил сам Филичкин, который утверждает, что на судьбу расследования таинственного происшествия повлияло сообщение нашего агентства об отказе в возбуждении уголовного дела. Его Филичкин направил по электронной почте в аппарат администрации президента, откуда оно с соответствующей ремаркой было передано в генеральную прокуратуру, затем в прокуратуру по Челябинской области и в прокуратуру Центрального района Челябинска. Сегодня, 16 ноября, Владимир Филичкин был вызван для повторной дачи показаний в районное УВД.
По словам Филичкина, в своем объяснении он выразил мнение, что неотложные следственные действия не были выполнены своевременно. Сегодня, благодаря допущенной волоките, вероятность найти преступников ничтожно мала. На том, что пожар в его квартире стал следствием умышленного поджога, Владимир Филичкин, напомним, настаивал изначально. В своем заявлении от 10 сентября, напомним, он предположил, что в его жилище, воспользовавшись отсутствием хозяев, проникли неустановленные лица, которые осуществили поджог квартиры при помощи воспламенителя с замедлителем. По мнению Филичкина, это могла быть месть за его журналистскую и правозащитную деятельность.
Однако в постановлении об отказе, которое выдал участковый уполномоченный милиции, содержится ссылка на результаты пожарно-технической экспертизы. Согласно заключению, непосредственной причиной пожара могло стать «взаимодействие в очаге пожара источника зажигания малой мощности с горючими материалами». Таковым в милиции предложили считать непотушенное табачное изделие: тлевшая сигарета могла подпалить бумагу или хлопчатобумажную ткань.
Сам правозащитник указывает на абсурдность вывода о том, что причиной пожара в квартире, где проживает два некурящих человека, могла стать сигарета. Кроме того, в целом проведенная проверка оставила у него много вопросов. «В ходе проведения проверки ни я, ни моя жена сотрудниками милиции и прокуратуры по обстоятельствам, изложенным мною в заявлении, не опрашивались. Насколько я знаю, не опрашивались и иные лица, названные мною в заявлении, жильцы подъезда или иные лица, способные помочь следствию в установлении лиц, причастных к поджогу моей квартиры», - заявил правозащитник.
Также, по его словам, никем, кроме пожарного-дознавателя, не проводился осмотр места происшествия. Не исследовался замок входной двери для выяснения того, не был ли он открыт иным ключом или приспособлением. Не проводились смывы на наличие взрывчатых или горючих веществ. Филичкин также утверждает, что от него был скрыт факт проведения пожарно-технической экспертизы, на который ссылаются сотрудники милиции в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела.
Кстати, заключение экспертизы или ее копию Филичкин не смог получить и сегодня. Опрашивавшая его младший сержант милиции сослалась на запрет начальника районной милиции. «Если в Челябинской области так отнеслись к бумаге направленной им из администрации президента, то остается обращаться только в ПАСЕ и ООН», - сетует правозащитник.