Михаил Абсалямов: «Не фотографируй меня! Лучше расскажи про ребят, на которых вся эта стройка держится» |
Если ехать из аэропорта «Кольцово» в Екатеринбург, по правую руку можно увидеть, как строится гигантский объект, – чуть поодаль, в болотах, растут многометровые мачты, устанавливаются фермы, грохочет строительная техника. На месте, где еще недавно шуршали камыши и крякали утки, теперь возводится выставочный комплекс «Екатеринбург-Экспо» - один из самых крупных в Европе, самый большой на пространстве от Москвы до Китая. Поставлена задача закончить стройку в фантастический срок: уже летом здесь должна пройти выставка «Иннопром-2011». Строители появились на площадке осенью, и еще в октябре мало кто верил всерьез, что «Екатеринбург-Экспо» появится вовремя. Корреспондент «URA.Ru» отправился на объект, пообщался с его строителями и узнал, что правительство области не оставило надежд сделать Екатеринбург выставочной столицей России и принять здесь международную «Экспо-2020» через десять лет.
Екатеринбургский строитель Михаил Абсалямов показывает мне длинный, как простыня, постер, составленный из четырех панорамных фотографий. На фотографиях видно, как находившееся здесь еще несколько месяцев назад заболоченное Карасье озеро постепенно превращалось в строительную площадку, а на той росли опоры будущих выставочных залов. Сейчас контуры «выставочника» уже угадываются: череда продолговатых павильонов, три по десять тысяч квадратных метров, один – на двадцать тысяч. Первая очередь – 50 тысяч метров выставочных площадей, 150 тысяч метров общей площади.
Строительство финансирует группа «Синара»
Чтобы превратить заболоченное озеро в площадку, куда можно вбивать сваи, грузовики привезли сюда 1,7 миллиона кубометров грунта. Самосвалы колесили (и продолжают колесить) круглые сутки. На горизонте видно, как вдалеке от стройплощадки вздыбился березовый лесок: это миллион с лишним тонн земли, утрамбованной в болото, «выдавили» поверхность земли в паре сотен метров отсюда. К окончанию строительства сюда привезут еще 800 тысяч кубометров грунта. Ландшафт изменится до неузнаваемости.
По бокам павильонов прокладываются коммуникационные туннели
Стройка работает круглые сутки, в три смены. Ночью это особенно эффектная картина, если ехать из аэропорта: видно, как на горизонте в свете прожекторов пролет за пролетом поднимается «Екатеринбург-Экспо». Утренние планерки в штабе проводились все праздники, через каждые два дня: 2 января, 4 января, 6 января и т.п. Здесь все работают без выходных. Меня ведет по стройке заместитель руководителя проекта Павел Оберюхтин, который прекрасно понимает, что до июня у него и других членов команды вообще не будет дней отдыха: каждый день на объекте в 7:40. Сам Михаил Абсалямов отмахивается от моего объектива. «Ты меня не фотографируй, - машет он рукой в сторону своей команды. – Ты их фотографируй, этих вот ребят, которые тут с утра до ночи торчат. На них вся стройка и держится. Я-то что? Приеду, покричу, уеду».
Конструкции выглядят ажурными, но на деле одна ферма весит по 50 тонн
Абсалямов, конечно, лукавит. Он специализируется на таких вот знаковых объектах: строил «Атриум Палас Отель», «Гринвич», «Кольцово». Когда стало понятно, что гигантский комплекс нужно возвести за полгода, фамилия известного строителя прозвучала сразу. «Никто, кроме Абсалямова, такой объект в такие сроки сделать не сможет», - говорил мне один из идеологов стройки, первый вице-премьер Михаил Максимов. Именно Абсалямов выстроил в штабе бесперебойную систему отчетов, планерок и докладов. Прогресс стройки каждый день находит отражение на графиках и планах, которые развешаны по стенам штаба. «Сразу понятно, кто успевает, кто – нет. Кто виноват, кто не успел, кому надо торопиться», - объясняет Михаил Нарибекович. В пиковый период на стройке у него будет работать до 350 разных подрядчиков, 15 тысяч человек – как еще их проконтролируешь?
«Ты даже не представляешь, скольким людям эта стройка дала рабочие места», - говорит Михаил Абсалямов.
Абсалямов и его люди готовы рисковать. В условиях, когда 150 тысяч метров первой очереди нужно построить за полгода, нет времени на споры с проектировщиками, заказчиками, подрядчиками. «Я просто делаю, как вижу, - и все. Что-то делаю за свои деньги в надежде, что потом рассчитаются. Где-то не слушаю никого и делаю по-своему. Чувствую, после «Иннопрома» придут ко мне люди в серых шинелях и начнут с меня за все это спрашивать. Но по-другому просто не успеть», - горько улыбается он.
С помощью системы обогрева бетон заливают, даже когда на улице мороз
К 1 февраля к площадке должны быть подведены все коммуникации, к 5 февраля – закрыт тепловой контур первого ангара. То есть внутри уже будет тепло. К маю строители обещают сделать подъездные пути, парковки, полностью закончить первые павильоны – чтобы в День Победы здесь можно было устроить большое мероприятие для ветеранов. В июне, еще до «Иннопрома», «Екатеринбург-экспо» хочет принять первую выставку. «Нам нужно сначала обкатать работу на локальных мероприятиях, чтобы к «Иннопрому» все работало как часы: парковки, кассы по продаже билетов, рестораны, туалеты, вентиляция», - объясняет Павел Оберюхтин.
Коммуникационный туннель
Чтобы понимать, как работают выставочники-исполины, абсалямовские строители ездят в командировки в Москву и Европу. Мой провожатый Павел вместе с группой специалистов скоро полетит изучать, как работают слаботочные сети в европейских экспоцентрах, чтобы с опорой на западный опыт прокладывать проводку в наших павильонах.
В насыпанный грунт вбили 1400 свай длиной от 8 до 20 метров. Не пугайтесь, что некоторые стоят криво, – это специальные наклонные сваи
Было бы преувеличением сказать, что стройка продвигается без каких-либо проблем. Стройка без проблем – это вообще не стройка. На планерке Абсалямов стучит ладонью по столу так, что позвякивают чайные чашки. Главные стычки, конечно, с заказчиками строительства, в том числе – с правительственной «Корпорацией развития Среднего Урала». Рассказ о трудностях на объекте Абсалямов предваряет ремаркой «ты только это не пиши», и затем в течение двух-трех минут ни в одном предложении не может обойтись без матерного слова. Затем обсуждаем эти претензии с Михаилом Максимовым, одним из вдохновителей стройки: «Это же рабочие моменты, - смеется он. – Ты что, стройки ни разу не видел? Там всегда так: все друг на друга кричат, все недовольны. Главное – что выставочник растет на глазах».
Площадь строительства – 80 гектаров
Выставочник и впрямь растет, с этим спорить невозможно. Но есть одна курьезная неприятность, которую не исправить просто криком или уговорами. Это – запах. Выставочный центр располагается недалеко от птицефабрики. И если в этот день не повезло с ветром, рядом с будущими павильонами ощутимо пахнет птичьим пометом. Это не очень сильный и резкий запах, но все-таки он чувствуется. «Площадку не мы выбирали», - разводят руками строители. Но проводить «Иннопром-2011» в месте, где столь неинновационно пахнет дерьмом, - своеобразная задача.
Бульдозеры ровняют грунт, которому к весне предстоит превратиться в парковки, газоны, дорожки
Эту проблему уж точно придется решать (в правительстве говорят, что технические возможности для этого есть), если выставочный центр превратится в нечто большее. Такие планы есть: в строительном штабе на стене висят эскизы будущего экспо-городка, в котором нынешний гигантский выставочник – только один из крохотных квартальчиков. Все это внушительное хозяйство, по площади явно превосходящее, допустим, «Академический», должно быть построено в том случае, если Екатеринбург подаст заявку и выиграет конкурс на право проведения международной «Экспо-2020». Ожидается, что решение о подаче документов может быть принято правительством РФ в феврале (пакет документов на всякий случай уже подготовлен).
К 5 февраля первый павильон должен «закрыться» стенами и крышей, внутри будет тепло
Даже если провести в Екатеринбурге «Экспо-2020» не удастся, выставочный центр все равно будет закончен. Идеологи проекта считают, что именно здесь должны встречаться азиатские и европейские бизнесмены: другого такого объекта между двумя половинами Евразии пока не существует. «Если мы сейчас не построим здесь выставочный центр, построит кто-нибудь из соседей. Упустим шанс», - любит объяснять губернатор Александр Мишарин. Его предшественник Эдуард Россель тоже долгие годы мечтал, что в Екатеринбурге в районе Кольцово появится крупная выставочная зона. Уже в июне это станет реальностью.
Стройки без проблем не бывает: после планерки команда строителей «Екатеринбург-Экспо» спорит о плане действий на ближайшие дни
Если Екатеринбургу повезет, первая очередь выставочного центра (желтые прямогульники на карте) станет только началом огромного экспо-городка.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!