Леонид Малков только что получил серебряную медаль за успешную учебу в школе. Счастливую жизнь оборвали на взлете |
В военном госпитале Краснодара медики борются за здоровье Леонида Малкова, призванного на службу из Челябинской области. Выпускник школы в Еманжелинске, в недавнем прошлом студент-очник Челябинского государственного университета, он пошел в армию добровольно. И вот теперь навсегда может остаться обезноженным инвалидом. Парня нужно срочно перевозить в военный госпиталь в Москву. Но правозащитники расписываются в бессилии или вовсе недоступны. Через «URA.Ru» мать солдата взывает ко всем, кто может помочь.
Школу №5 в Еманжелинске Леонид закончил с серебряной медалью. Легко поступил на экономический факультет ЧелГУ, причем «на бюджет», выдержав высокий конкурс.
- И вдруг решил, что надо учиться на заочном. Ушел из университета, сказав, что надо сначала сходить в армию, а потом уж работать и учиться, - говорит «URA.Ru» сестра Леонида, Марина. - Мы его 16 мая проводили. И все вроде бы было хорошо.
Малков попал в железнодорожные войска, в воинскую часть 83313 в Невинномысске Ставропольского края. Принял присягу и готовился к переводу в роту связи. Судя по звонкам домой, а звонил он часто, никаких конфликтов с сослуживцами у него не возникало. Напротив, Леонид рассказывал родным, что подружился с осетинами, проходившими службу в той же части. А 7 июля случилось ЧП.
В тот вечер Елене Анатольевне, матери Леонида, позвонили из воинской части: «Ваш сын поссорился с прапорщиком и выпрыгнул из окна пятого этажа. Сейчас в больнице». И все. Больше никаких подробностей. Сестра дозвонилась до начальника части, и тот заверил ее: «Ничего страшного! Полечится и встанет на ноги. Не надо никому сейчас сюда ехать». Но врачи, с которыми удалось связаться, не были настроены так же оптимистично: «Малков? В реанимации, сознание спутанное, множество переломов, ушибы внутренних органов. Если можете, срочно приезжайте».
Елена Анатольевна вылетела ближайшим рейсом – 9 июля, из Екатеринбурга в Минводы, оттуда на такси добралась до Невинномысска. В это время Леонид уже приходил в себя, и в середине июля его перевезли в окружной госпиталь в Краснодаре. Но первые показания он дал 8 июля, еще в реанимации Невинномысской районной больницы, рассказав следователю, что помнит, как его бил прикладом по голове начальник штаба части, майор Алексей Скворцов. Помнит, как его два раза вырвало, помнит, как пошел в медпункт. Дальше воспоминания обрываются. Что произошло дальше – сам ли он выбросился с пятого этажа казармы, находясь в бессознательном состоянии, или ему «помогли» - в этом сейчас разбирается следствие.
Уголовное дело было возбуждено по пункту «б» части 3 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением оружия). Главный подозреваемый – майор Алексей Скворцов. Следствие ведет следователь военно-следственного отдела по Ставропольскому гарнизону Евгений Плесецкий. С журналистами он не общается, но подтвердил факт избиения рядового Малкова майором Скворцовым родным Леонида. В свою очередь специальное заявление распространила пресс-служба Главного военно-следственного управления по Южному военному округу (стилистика оригинала).
«Предварительно установлено, что 7 июля 2011 года в войсковой части №83313 была объявлена учебная тревога. Согласно боевому расписанию после получения оружия рядовой Леонид Малков заступил посыльным по штабу. В течение утра начальник штаба воинской части несколько раз ставил перед ним задачу по уборке территории, прилегающей к штабу. После того как данная команда в очередной раз не была выполнена, офицер поинтересовался у военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, о причинах неисполнения полученного приказа. Услышав, что данную работу должны выполнять лица, заступившие в наряд по штабу, а он, Малков, лишь подменяет их на время тревоги, между рядовым и офицером произошел конфликт, в ходе которого начальник применил насилие по отношению к подчиненному. Спустя несколько часов Малков поднялся на пятый этаж здания, на первом этаже которого располагался штаб воинской части, и выбросился из окна. Упав на тротуарную плитку, он остался жив. В настоящий момент рядовой находится в филиале госпиталя Южного военного округа, расположенного в городе Краснодаре. После того как его состояние стабилизировалось, медицинские работники разрешили допросить потерпевшего. В ходе осмотра места происшествия изъяты автомат АК-74, а также фрагменты пола со следами бурого цвета, похожими на кровь. Указанные предметы отправлены на экспертизу. Допрошены свидетели произошедшего. В отношении майора Скворцова избрана мера процессуального принуждения в виде обязательства о явке. Решением вышестоящего командования он временно отстранен от командования личным составом воинской части. Расследование уголовного дела продолжается».
На форумах призывников воинскую часть, где служил Малков, характеризуют, мягко говоря, нелестно. «Отличная часть для кавказцев…Служат все народности Кавказа. Часть абсолютно не уставная и это по мущински!!! Кормят шикарно!! Служил год назад и комбатом там был Дмитриев, он красавчик. Если закосячил то ппц!! Вызывает в кабинет и дает возможность выбора средства пыток между битой и боксерскими перчатками. Прессует по полной программе и как попало, зато уголовные дела не возбуждает, за это и уважали. Начальник штаба Филиппов тот еще демон! Короче хорошая школа на выживание и кто прошел тому жизнь сахаром кажется!! В целом рад, что достойно прошел эту систему, но второй раз в такой ад не вернулся бы!!!» - это сообщение 2010 года. «Я военнослужащий железнодорожных войск, воинская часть 83313, город Невинномысск. У нас в батальоне командиры каждый месяц собирают с военнослужащих срочной службы деньги, зарплату. А кто не хочет сдавать деньги на "нужды" роты, подвергается избиению. Пожалуйста, помогите! Ещё этот прапорщик, назначает смотрящих, за ротой и батальоном! Приезжайте лично, от комиссий толку нет. Я уже не знаю что делать, я пришел в армию служить, а не унижаться», - это свежая, июля 2011 года, запись на форуме солдатских матерей.
Понятно, что редко кто из солдат в восторге от службы. На это можно списать все недовольство, обнародованное на форумах. Поэтому для полноты картины корреспонденты «URA.Ru» порылись на форуме призывников, нашли обсуждения порядков в воинских частях Челябинской области – в Шаголе и Чебаркуле. Отзывы оказались вполне благожелательными: «Не мед, конечно, но офицеры приличные, и дедовщины почти нет», «Комбриг, говорят человек адекватный и для общения доступен. Есть, конечно, и бестолковщина, но это как и везде…». «Прапор ниче мужик. Неуставные отношения пресекает, как может…»
Иными словами, дело не столько в армии как таковой, а в личных качествах армейских начальников – от прапорщиков до многоопытных офицеров. Адекватность майора, бившего солдата по голове прикладом, вызывает сомнения. Не будем сейчас рассуждать, насколько прав Леонид, отказавшийся подчиняться офицеру, офицер в любом случае не вправе бить рядового. Ни по законам офицерской чести, ни по Уголовному кодексу. Кстати, и сам Скворцов не отрицает преступности своего поступка и даже явился с повинной в военный следственный отдел.
- Да, я явился с повинной. Но свою вину признаю только в том, что избил Малкова, - заявил Алексей Скворцов «URA.Ru». – Но вот в том, что он потом из окна выбросился, я не виноват. А на те СМИ, что меня сейчас обвиняют, будто это я его из окна столкнул, в суд подам! И не верю я в то, что он память потерял. Он потом еще часа два ходил, даже на построении был.
- Вообще-то парень потом из окна выпал, головой о тротуарную плитку ударился. Память и в самом деле могла пострадать, - деликатно заметил корреспондент «URA.Ru».
- Не верю! Так не бывает, - отрезал Скворцов.
- А что, он действительно не хотел территорию убирать? Можете дать характеристику рядовому Малкову?
- На эти вопросы я отвечать не буду, - заявил майор, и на том разговор прекратился.
Если вина Скворцова в избиении Малкова будет доказана, майор может получить реальный срок - от 3 до 10 лет, с лишением на 3 года права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Трудно представить, что офицер столкнул парня с 5-го этажа – это уж слишком. А вот мог ли Леонид, находясь «на нервах», да еще с поврежденным прикладом рассудком, броситься вниз, на тротуарную плитку? Если мог и толчком стало избиение, тогда это будет статья 110 УК РФ - о доведении до покушения на самоубийство, максимальное наказание - лишение свободы на срок до 5 лет.
- Я очень хочу, чтобы майор был наказан! Я очень хочу, чтобы все виновные понесли наказание. Но сейчас для меня важнее всего здоровье сына, - сказала «URA.Ru» мать солдата Елена Анатольевна. – Леню надо перевезти в Москву, в госпиталь Бурденко. Операции на ногах, которые ему сейчас необходимы, могут сделать только там. Иначе он никогда не сможет ходить! Это и местные, краснодарские, медики признают. Ему ноги надо по кусочкам собирать. Но никак не могу добиться перевода. Военное начальство говорит, что сначала его надо в Ростов везти, и уже если там откажутся делать операции, то только тогда в Москву. Я взываю ко всем влиятельным людям, кто может мне помочь!
Родные Леонида обратились в Ассоциацию солдатских матерей Челябинской области: «Помогите спасти сына! Помогите наказать виновных!». Но в ассоциации ответили, что ничем помочь не могут. Мол, только сам Леонид может писать жалобы в надзорные инстанции.
- Надо было, когда Леонид уходил в армию, оформить у нотариуса доверенность, что вы можете вести его дела, - сообщили в ассоциации Елене Анатольевне. – А без такой доверенности на запросы родных солдата реакции ждать не следует и документов по делу вам не покажут.
Честно говоря, такой совет показался нам абсурдным. Кто же из родных призывников рассчитывает на худшее и заранее оформляет такие документы? Но оказывается, это действительно единственная реальная возможность для родителей влиять на ход следствия, следить за процессом, если сам пострадавший находится в тяжелом состоянии.
- Да, это так, - подтвердил «URA.Ru» один руководителей челябинской «Школы призывника» Алексей Табалов. – К сожалению, родители этой возможностью практически не пользуются.
- Откуда же им знать о такой возможности? В военкомате такого не скажут. Но парню-то сейчас надо помочь, и матери не до нотариусов. Ей надо сына срочно в Москву везти, чтобы он инвалидом не остался…
- В военкомате про доверенность, конечно, не скажут. А вы как СМИ и попробуйте до родителей призывников эту идею довести, - попросил Табалов. - И вообще, сейчас Малкову только СМИ и могут помочь. Чем больше огласки, тем меньше шансов, что историю «замнут». Мы тоже подключимся. Попробуем помочь родным.
Кто еще может помочь Леониду Малкову? Главные челябинские общественники - омбудсмен Алексей Севастьянов и председатель Общественной палаты региона Вячеслав Скворцов - на звонки не отвечают. В спасении рядового Малкова на данный момент участвуют только журналисты. Надеемся, что призыв матери солдата о помощи после этой публикации услышат все, кто в силах сберечь его судьбу.
Будут ли по справедливости наказаны виновные? В августе 2010 года повесился Даян Шакиров, проходивший военную службу в военной части №44200, дислоцирующейся в Кировской области. Даян призывался из Сосновского района, вел солдатский дневник, часть которого успел опубликовать в «Челябинском рабочем». Когда гроб с Даяном доставили домой, родные обнаружили на его теле следы побоев. Были обращения в прокуратуру, возбуждалось уголовное дело по факту доведения до самоубийства. Расследование закончилось только увольнением офицеров из части, где служил Даян. В декабре 2010 года Даян Шакиров, внештатный собкор «Челябки», был посмертно удостоен всероссийской премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок».
Екатеринбуржец Андрей Сычев, проходивший службу в Челябинском танковом училище, на всю жизнь остался глубоким инвалидом. Парню ампутировали руки, ноги, половые органы. От того, что ЧП послужило поводом к закрытию училища, ему никогда не станет легче. То, что из-за «дела Сычева» рассорились между собой Генеральная военная прокуратура и Минобороны, не вернуло бывшему солдату полноценного образа жизни. Единственный понесший наказание по этому преступлению - приговоренный к 4 годам лишения свободы младший сержант Александр Сивяков - уже вышел на свободу. А Андрей Сычев каждые полгода ложится на лечение в госпиталь им. Бурденко. Причем, боятся родственники Андрея, каждый раз может быть последним: Андрея грозят перевести в другой госпиталь, где не делают необходимой ему операции. Эксперты до сих пор спорят, отчего Сычев стал инвалидом - от того, что над ним издевались сослуживцы или врачи вовремя не заметили болезни вен, обострившейся из-за долго сидения на корточках? Но факт остается фактом: Андрей ушел в армию на своих ногах, а вернулся в инвалидной коляске…
Рядовой Малков еще имеет шанс встать и ходить на собственных ногах. Для оказания помощи Леониду открыт специальный счет:
Краснодарское отделение Сбербанка России 8610, Корреспондентский счет 30101810100000000602, БИК 040349602, ИНН 7707083893, КПП 231043001 на Малкову Елену Анатольевну
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!