На Урале грядет масштабная централизация мусульман – спецслужбы устали вычислять экстремистов по одному. «Сотрудничество с властью — это воля Всевышнего»
«Дружить с властью, слышать власть» - главные вводные от официальных лидеров исламского мира сформулированыфото – департамент информполитики администрации губернатора Свердловской области, Владимир Жабриков, Евгений Кузнецов
Государство старательно сбивает мусульман в организации покрупнее — в Свердловской области запущен механизм слияния духовных управлений. Новую религиозную политику диктует не только рост числа сторонников ислама, но радикальные настроения среди верующих, градус которых никак не удается снизить. Верховные мусульманские лидеры, тесно взаимодействующие с госвластью, уже настраивают паству на перемены, а несогласным намекают на конфликты. Сработает ли в религии принцип «сдержек и противовесов», схемы внедрения и возможные последствия — в материале «URA.Ru».
Вся суть новой политики в отношении будущего мусульманских религиозных организаций была в полной мере выражена верховным муфтием России Талгатом Таджуддином, на прошлой неделе посетившим Екатеринбург. «Сотрудничество с органами власти — это не только наш выбор, но и повеление Всевышнего», — так председатель Центрального духовного управления мусульман России определил основной ориентир для духовных управлений.
В одной только Свердловской области на сегодняшний день действует более 60 мусульманских религиозных организаций, и, в отличие от РПЦ, к примеру, разобраться в том, кто есть кто, неспециалисту крайне сложно. Все организации распределены по централизованным управлениям: Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ, Духовное управление мусульман азиатской части России (ДУМАЧР), Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР), Центральный муфтият, Московский муфтият, ЦРО «Мусульманское духовное собрание Свердловской области», Уральский муфтият, а также семь самостоятельных религиозных организаций, не входящих в состав ни одного из управлений.
Равиль Гайнутдин (белая чалма) и Талгат Таджуддин и курируемые ими организации вберут основную массу духовных управлений, подвигаемых к объединению
Контроль за таким количеством религиозных организаций государству давно в тягость. «Столько управлений, что скоро будет уже не потянуть, за ними нужен постоянный контроль. Это оттягивает на себя огромные объемы ресурсов и внимания — одни пытаются экстремизм проповедовать, другие просто интригуют друг против друга. А все эти интриги заключаются в написании друг на друга кляуз в правоохранительные органы и спецслужбы, которые обязаны реагировать. Там ведь каждый обвиняет соседа в подготовке джихада, а ты попробуй не отреагируй — а оно возьмет и бахнет», — рассказывает источник, знакомый с планами федеральных структур, отвечающих за работу с религиозными организациями.
Неофициально предполагается, что часть управлений отойдет под ДУМЕР, курируемое председателем Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином, а часть вольется в Центральное духовное управление мусульман, с верховным муфтием России Талгатом Таджуддином во главе. Самостоятельно, без поддержки государства, организации существовать не смогут — одной только садаки (пожертвования в исламе) на это не хватит.
Процесс объединения духовных управлений мусульман уже запущен и имеет два сценария — «мягкий» и «жесткий». Примеры обоих уже были продемонстрированы на примере областных религиозных объединений. В качестве мягкого слияния наблюдатели приводят недавнее назначение преподавателя Горного университета Радифуллы Гиндуллина председателем Регионального Духовного управления мусульман Свердловской области (РДУМСО). Это повышение бывшего имам-хатыба мечети «Айгуль» в Березовском предваряет слияние всех здешних общин под крыло РДУМСО. Мусульманские деятели подчеркивают, что никакого недовольства эти организационные изменения не вызвали.
Данис Давлетов не видит необходимости в слиянии управлений. Возможно, поэтому его отношения с государством не назовешь гладкими
Официально процессы борьбы с экстремизмом и объединения мусульманских организаций разведены. Первое нужно «жестко наказывать», второе — «исключительно по желанию», утверждает ответственный за межконфессиональное согласие свердловский вице-премьер Яков Силин.
«Объединение духовных управлений — идея актуальная. Искусственно власть сама ни в коем случае не будет подталкивать их объединяться любой ценой. У руководителей этих организаций разные позиции, а за ними стоит ведь определенное число верующих. Если они сами посчитают необходимым и обратятся к нам, мы в пределах разумного и по закону окажем помощь. Но объединение в одну единую организацию — нет такой цели, да и ни к чему это. Объединению же отчасти сегодня мешают организации, к которым есть претензии, потому что они не хотят исполнять закон и искусственно привносят к нам радикальный ислам. Их деятельность — это одно из препятствий к объединению управлений, одна из причин их разрозненности».
Как утверждают источники «URA.Ru» в силовой среде, именно борьба с экстремизмом, «обличение» несогласных из числа духовных лидеров мусульман — это элемент «жесткой схемы». Пример тому — судьба бывшего председателя РДУМСО Равиля Мамлеева. В сентябре прокуратура Чкаловского района обнаружила в помещениях курируемой им мечети «Рамазан» (подчиняется РДУМСО) брошюры, книги и диски, содержащие экстремистские материалы. Сейчас у РДУМСО новый руководитель.
«Никакого принуждения к объединению — только добрая воля», — заверяет вице-премьер Яков Силин. Но уточняет, что государство настроено на то, что воля к слиянию должна появиться
Такой же «жесткий» вариант сегодня применяется к религиозным объединениям, неоднократно замеченным в пропаганде учений, которые в России отнесены к разряду экстремистских. С весны в Екатеринбурге тянется разбирательство с мечетью «Рахмат», где проповедовали ислам салафитского толка и уже не раз при обысках обнаруживалась экстремистская литература. В марте прокуратура вынесла предостережение руководству ДУМАЧР (ему подчиняется «Рахмат»), вскоре после чего Департамент по управлению муниципальным имуществом (ДУМИ) потребовал от организации освободить занимаемое ею здание бывшей школы на Космонавтов, 182. Арбитражный суд Свердловской области 6 октября встал на сторону администрации Екатеринбурга, а 23 декабря это решение, скорее всего, подтвердит и апелляционный суд.
Чуть сложнее обстоят дела в Первоуральске, где и зарегистрировано ДУМАЧР. Одну из «веток» духовного управления здесь также пытаются упразднить, максимально усложнив ей жизнь. Как утверждают источники «URA.Ru», в местную администрацию даже поступило указание «придумать какой-нибудь имущественный повод», чтобы выселить священнослужителей. Не исключено, что все это — следствие позиции Казыятского управления мусульман Свердловской области (входит в ДУМАЧР), чей лидер Данис Давлетов в одном из своих интервью высказался негативно в части возможного юридического объединения с другими управлениями.
«Единство возможно, но единство в исламском понимании: не надо объединять искусственно организации в бюрократическую структуру, а необходимо призывать людей к духовному единению. Организационный подход может привести к негативу и конфликтам, ведь человека заставили сделать такие шаги, против которых он внутренне выступал», — объяснил Давлетов свою позицию.
Успех новой религиозной политики будет во многом будет зависеть от воли духовных лидеров на местах. Им под силу как вывести прихожан на улицы, так и усмирить их одним словом
Источник, близкий к спецслужбам, заверяет, что в результате запланированного объединения в Свердловской области останется два, максимум — три духовных управления. «Одно оставлять нельзя — человеческий фактор здесь слишком значим, — разъясняет собеседник агентства. — Если будет два управления, то в случае неадекватного поведения одного духовного лидера, который вдруг начнет насаждать радикальные идеи, будет всегда равновесие в виде второго, который будет и его, и паству утихомиривать».
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Государство старательно сбивает мусульман в организации покрупнее — в Свердловской области запущен механизм слияния духовных управлений. Новую религиозную политику диктует не только рост числа сторонников ислама, но радикальные настроения среди верующих, градус которых никак не удается снизить. Верховные мусульманские лидеры, тесно взаимодействующие с госвластью, уже настраивают паству на перемены, а несогласным намекают на конфликты. Сработает ли в религии принцип «сдержек и противовесов», схемы внедрения и возможные последствия — в материале «URA.Ru». Вся суть новой политики в отношении будущего мусульманских религиозных организаций была в полной мере выражена верховным муфтием России Талгатом Таджуддином, на прошлой неделе посетившим Екатеринбург. «Сотрудничество с органами власти — это не только наш выбор, но и повеление Всевышнего», — так председатель Центрального духовного управления мусульман России определил основной ориентир для духовных управлений. В одной только Свердловской области на сегодняшний день действует более 60 мусульманских религиозных организаций, и, в отличие от РПЦ, к примеру, разобраться в том, кто есть кто, неспециалисту крайне сложно. Все организации распределены по централизованным управлениям: Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ, Духовное управление мусульман азиатской части России (ДУМАЧР), Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР), Центральный муфтият, Московский муфтият, ЦРО «Мусульманское духовное собрание Свердловской области», Уральский муфтият, а также семь самостоятельных религиозных организаций, не входящих в состав ни одного из управлений.
Равиль Гайнутдин (белая чалма) и Талгат Таджуддин и курируемые ими организации вберут основную массу духовных управлений, подвигаемых к объединению Контроль за таким количеством религиозных организаций государству давно в тягость. «Столько управлений, что скоро будет уже не потянуть, за ними нужен постоянный контроль. Это оттягивает на себя огромные объемы ресурсов и внимания — одни пытаются экстремизм проповедовать, другие просто интригуют друг против друга. А все эти интриги заключаются в написании друг на друга кляуз в правоохранительные органы и спецслужбы, которые обязаны реагировать. Там ведь каждый обвиняет соседа в подготовке джихада, а ты попробуй не отреагируй — а оно возьмет и бахнет», — рассказывает источник, знакомый с планами федеральных структур, отвечающих за работу с религиозными организациями. Неофициально предполагается, что часть управлений отойдет под ДУМЕР, курируемое председателем Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином, а часть вольется в Центральное духовное управление мусульман, с верховным муфтием России Талгатом Таджуддином во главе. Самостоятельно, без поддержки государства, организации существовать не смогут — одной только садаки (пожертвования в исламе) на это не хватит. Процесс объединения духовных управлений мусульман уже запущен и имеет два сценария — «мягкий» и «жесткий». Примеры обоих уже были продемонстрированы на примере областных религиозных объединений. В качестве мягкого слияния наблюдатели приводят недавнее назначение преподавателя Горного университета Радифуллы Гиндуллина председателем Регионального Духовного управления мусульман Свердловской области (РДУМСО). Это повышение бывшего имам-хатыба мечети «Айгуль» в Березовском предваряет слияние всех здешних общин под крыло РДУМСО. Мусульманские деятели подчеркивают, что никакого недовольства эти организационные изменения не вызвали.
Данис Давлетов не видит необходимости в слиянии управлений. Возможно, поэтому его отношения с государством не назовешь гладкими Официально процессы борьбы с экстремизмом и объединения мусульманских организаций разведены. Первое нужно «жестко наказывать», второе — «исключительно по желанию», утверждает ответственный за межконфессиональное согласие свердловский вице-премьер Яков Силин. «Объединение духовных управлений — идея актуальная. Искусственно власть сама ни в коем случае не будет подталкивать их объединяться любой ценой. У руководителей этих организаций разные позиции, а за ними стоит ведь определенное число верующих. Если они сами посчитают необходимым и обратятся к нам, мы в пределах разумного и по закону окажем помощь. Но объединение в одну единую организацию — нет такой цели, да и ни к чему это. Объединению же отчасти сегодня мешают организации, к которым есть претензии, потому что они не хотят исполнять закон и искусственно привносят к нам радикальный ислам. Их деятельность — это одно из препятствий к объединению управлений, одна из причин их разрозненности». Как утверждают источники «URA.Ru» в силовой среде, именно борьба с экстремизмом, «обличение» несогласных из числа духовных лидеров мусульман — это элемент «жесткой схемы». Пример тому — судьба бывшего председателя РДУМСО Равиля Мамлеева. В сентябре прокуратура Чкаловского района обнаружила в помещениях курируемой им мечети «Рамазан» (подчиняется РДУМСО) брошюры, книги и диски, содержащие экстремистские материалы. Сейчас у РДУМСО новый руководитель.
«Никакого принуждения к объединению — только добрая воля», — заверяет вице-премьер Яков Силин. Но уточняет, что государство настроено на то, что воля к слиянию должна появиться Такой же «жесткий» вариант сегодня применяется к религиозным объединениям, неоднократно замеченным в пропаганде учений, которые в России отнесены к разряду экстремистских. С весны в Екатеринбурге тянется разбирательство с мечетью «Рахмат», где проповедовали ислам салафитского толка и уже не раз при обысках обнаруживалась экстремистская литература. В марте прокуратура вынесла предостережение руководству ДУМАЧР (ему подчиняется «Рахмат»), вскоре после чего Департамент по управлению муниципальным имуществом (ДУМИ) потребовал от организации освободить занимаемое ею здание бывшей школы на Космонавтов, 182. Арбитражный суд Свердловской области 6 октября встал на сторону администрации Екатеринбурга, а 23 декабря это решение, скорее всего, подтвердит и апелляционный суд. Чуть сложнее обстоят дела в Первоуральске, где и зарегистрировано ДУМАЧР. Одну из «веток» духовного управления здесь также пытаются упразднить, максимально усложнив ей жизнь. Как утверждают источники «URA.Ru», в местную администрацию даже поступило указание «придумать какой-нибудь имущественный повод», чтобы выселить священнослужителей. Не исключено, что все это — следствие позиции Казыятского управления мусульман Свердловской области (входит в ДУМАЧР), чей лидер Данис Давлетов в одном из своих интервью высказался негативно в части возможного юридического объединения с другими управлениями. «Единство возможно, но единство в исламском понимании: не надо объединять искусственно организации в бюрократическую структуру, а необходимо призывать людей к духовному единению. Организационный подход может привести к негативу и конфликтам, ведь человека заставили сделать такие шаги, против которых он внутренне выступал», — объяснил Давлетов свою позицию.
Успех новой религиозной политики будет во многом будет зависеть от воли духовных лидеров на местах. Им под силу как вывести прихожан на улицы, так и усмирить их одним словом Источник, близкий к спецслужбам, заверяет, что в результате запланированного объединения в Свердловской области останется два, максимум — три духовных управления. «Одно оставлять нельзя — человеческий фактор здесь слишком значим, — разъясняет собеседник агентства. — Если будет два управления, то в случае неадекватного поведения одного духовного лидера, который вдруг начнет насаждать радикальные идеи, будет всегда равновесие в виде второго, который будет и его, и паству утихомиривать».