К четвертому выпуску уральская биеннале в Екатеринбурге разрослась до таких масштабов, что открывается в три захода. Во вторник открывалась для элиты, в среду вечером ждут консулов и международных гостей и только 14 сентября ее увидят все желающие. В здании бывшего Уральского приборостроительного завода — на набережной пруда, где она проходит, ожидали губернатора Евгения Куйвашева (был на открытии третьей биеннале в 2015 году), но он улетел в Москву (его, как и еще 15 свежеизбранных глав регионов, ждут установочные встречи). За Куйвашева выступил глава его администрации Владимир Тунгусов — практически незаметно под шумные разговоры и звон бокалов в холле-проходной бывшего завода. Это уже традиция биеннале: также было при губернаторе Александре Мишарине, которого заменял глава его администрации Вячеслав Лашманкин.
После вступительного слова Тунгусов ретировался, оставив экскурсию по биеннале своим коллегам. И это было честно. Шеф-редактор «URA.RU» Иван Некрасов прогулялся с экскурсионной группой № 1, состоящей из главных уральских чиновников и спонсоров биеннале. Любопытнее быть не могло.
Во-первых, выяснилось, что основатель Уральской биеннале Алиса Прудникова с упоением рассказывает о своем проекте, даже когда ей в глаза светит проектор, а сзади ее обнимает Татьяна Ярошевская.
Алиса Прудникова и Сергей Перов, директор Росизо. Сегодня со сцены много говорили о том, что биеннале — уникальное международное событие. И это безусловно так
«Это фото года», — шептала в эти минуты главред «Моментов» Елена Сальник в поисках своей камеры. Начальник управления культуры Екатеринбурга использовала любую возможность публично продемонстрировать свою причастность к происходящему: то контактировала с Алисой, то по-хозяйски приоткрывала гостям шторку в кинозону. Там, в полутьме, Ярошевскую уже обнимал супруг Александр.
Экскурсия для первых гостей биеннале стала бенефисом Алисы Прудниковой. Суметь объяснить чиновнику, что значит фабрика по производству биткойнов, тепло от которой используется для выращивания мха в теплице (на биеннале есть такая инсталляция) не легче, чем защищать смету на проект биеннале.
Благодарные слушатели у Прудниковой были. Свердловский депутат Елена Чечунова призналась, что приехала специально послушать Алису — чтобы лучше понимать экспонаты, когда в следующее посещение задержится здесь. Вот и завсегдатай культурных тусовок, директор по развитию «Атомстройкомплекса» Виктор Ананьев, заглядевшись на очередной экспонат, торопился отыскать Алису.
Но не все были так открыты. Достаточно привести слова областного министра культуры Светланы Учайкиной, подслушанные во время обхода: «Меня спрашивают: „А вам лично зачем все это?“. А я говорю: пусть будет. У нас можно сходить посмотреть замечательные работы нашего Миши Шаевича [Брусиловского], потом — музей Эрнста Неизвестного, павильон каслинского литья. На днях открыли Музей истории России. Теперь это».
Если так биеннале (единственное мероприятие на Урале, регулярно собирающее самые позитивные рецензии в мировых СМИ) представляет министр культуры, что говорить о ее коллегах другого профиля? Вот вице-мэр Алексей Кожемяко (курирует екатеринбургское ЖКХ) откровенно скучал, ходя по выставке из стороны в сторону. Куда деваться: на каждое мероприятие, куда не ходит сити-менеджер Александр Якоб, надо ехать ему. Неофициальный статус будущего преемника Якоба обязывает.
Теперь представляете, каково было Прудниковой? На стенах написано «диджитал», «интернет вещей», «дополненная реальность», «четвертая промышленная революция», а перед тобой стоит мало что Кожемяко — 67-летний сенатор Чернецкий.
Азат Салихов (справа) воспринял биеннале как зрелище и остался доволен
Одна из работ биеннале представляла собой модель хрущевки, по комнатам которой разбрелись все ностальгирующие. «Ходят, — усмехнулся Аркадий Чернецкий, который не пустился в изучение квартиры. — Кто в таких не жил?».
— А вам вообще интересно здесь? Вполне представляю, что вы, серьезный парламентарий, в прошлом инженер, считаете происходящее абстракцией, ерундой, — чуть позже я заговорил с Чернецким. Сенатор рассказал, что считает современное искусство нишевым увлечением, которое хорошо прижилось в Екатеринбурге. Чернецкий представляет, что любители биеннале получают удовольствие от угадывания смыслов, которые заложены в инсталляции, и сам находит любопытными некоторые работы…
Строитель Геннадий Черных ведет по своему зданию будущего сити-менеджера Алексея Кожемяко
Вице-губернатор Азат Салихов не скрывая получал от биеннале удовольствие (даже сына привел). Он фотографировал все объекты так активно, будто бы вел фоторепортаж для губернатора. Так вот, Салихов начал показывать нам находку — снимок приказа о дополнительных выходных на заводе, который остался на стене.
Занятного много. Вы знали, например, что только 30% знаменитого каслинского павильона дошло до наших дней? О нем инсталляция петербурженки Жени Мачневой, которая воссоздает павильон из текстиля — с помощью уральской ткацкой техники.
— Это должно навеять что-то в итоге? — поинтересовался Павел Шестопалов («Автоплюс») у директора компании Prinzip Геннадия Черных.
Министр соцполитики Андрей Злоказов и медные пластины
— Настроение. Какое-то, — вдохновенно ответил строитель. Это Черных предоставил здание завода под биеннале. Очень сильный шаг, учитывая, что фактурное здание обязательно полюбится горожанам за время биеннале, а «Принципу» предстоит его снести для строительства элитного ЖК. Все лето двор Приборостроительного был местом музыкальных тусовок, и уже тогда ходили разговоры со вздохом: «Только открыли для себя такое место и уже лишаемся. Может, застройщик передумает?».
На экскурсии Черных с неподдельным интересом изучал экспонаты. Особенно заинтересовался тем, как тонко звучат подвешенные медные пластины (едва уловимый гул как по волшебству распространяется на все помещение). Журналист Максим Путинцев нарушил эту медитацию шуткой: сюда бы владельца РМК Игоря Алтушкина. И естественным образом состоялся разговор о том, что хорошо бы меднику, известному православными и образовательными проектами, увлечься современным искусством.
Но вот пример: Олег Гусев (ГК «Премьер») периодически устраивает выставки Дали, Уорхола, Шагала из своей коллекции. А, ходя с нами по биеннале, признается, что плохо понимает подобное искусство. Впрочем, Гусев мыслит прагматично: купить что-то из представленного — песочницу из березниковской соли или инсталляцию в виде болота — вряд ли получится. Это смыслы.
Взять видео из пустого зала эвакуированного в войну Эрмитажа. На него наложено аудио с экскурсии по этому музею. Это один смысл. А когда видео Эрмитажа на выставке смотрят провинциальные чиновники — появляется новый смысл, от которого получаешь еще большее удовольствие (все-таки Чернецкий в этом был прав).
И это только основная площадка «Уральской индустриальной биеннале: Новая грамотность» (ул. Горького, 17). Будут лекции, перформансы, оратория в Центре культуры «Верх-Исетский» и арт-резиденции на разных заводах. Смыслов хватит на всех, главное — хотеть их воспринимать.
Фоторепортаж без комментариев
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
К четвертому выпуску уральская биеннале в Екатеринбурге разрослась до таких масштабов, что открывается в три захода. Во вторник открывалась для элиты, в среду вечером ждут консулов и международных гостей и только 14 сентября ее увидят все желающие. В здании бывшего Уральского приборостроительного завода — на набережной пруда, где она проходит, ожидали губернатора Евгения Куйвашева (был на открытии третьей биеннале в 2015 году), но он улетел в Москву (его, как и еще 15 свежеизбранных глав регионов, ждут установочные встречи). За Куйвашева выступил глава его администрации Владимир Тунгусов — практически незаметно под шумные разговоры и звон бокалов в холле-проходной бывшего завода. Это уже традиция биеннале: также было при губернаторе Александре Мишарине, которого заменял глава его администрации Вячеслав Лашманкин. После вступительного слова Тунгусов ретировался, оставив экскурсию по биеннале своим коллегам. И это было честно. Шеф-редактор «URA.RU» Иван Некрасов прогулялся с экскурсионной группой № 1, состоящей из главных уральских чиновников и спонсоров биеннале. Любопытнее быть не могло. Во-первых, выяснилось, что основатель Уральской биеннале Алиса Прудникова с упоением рассказывает о своем проекте, даже когда ей в глаза светит проектор, а сзади ее обнимает Татьяна Ярошевская. «Это фото года», — шептала в эти минуты главред «Моментов» Елена Сальник в поисках своей камеры. Начальник управления культуры Екатеринбурга использовала любую возможность публично продемонстрировать свою причастность к происходящему: то контактировала с Алисой, то по-хозяйски приоткрывала гостям шторку в кинозону. Там, в полутьме, Ярошевскую уже обнимал супруг Александр. Экскурсия для первых гостей биеннале стала бенефисом Алисы Прудниковой. Суметь объяснить чиновнику, что значит фабрика по производству биткойнов, тепло от которой используется для выращивания мха в теплице (на биеннале есть такая инсталляция) не легче, чем защищать смету на проект биеннале. Благодарные слушатели у Прудниковой были. Свердловский депутат Елена Чечунова призналась, что приехала специально послушать Алису — чтобы лучше понимать экспонаты, когда в следующее посещение задержится здесь. Вот и завсегдатай культурных тусовок, директор по развитию «Атомстройкомплекса» Виктор Ананьев, заглядевшись на очередной экспонат, торопился отыскать Алису. Но не все были так открыты. Достаточно привести слова областного министра культуры Светланы Учайкиной, подслушанные во время обхода: «Меня спрашивают: „А вам лично зачем все это?“. А я говорю: пусть будет. У нас можно сходить посмотреть замечательные работы нашего Миши Шаевича [Брусиловского], потом — музей Эрнста Неизвестного, павильон каслинского литья. На днях открыли Музей истории России. Теперь это». Если так биеннале (единственное мероприятие на Урале, регулярно собирающее самые позитивные рецензии в мировых СМИ) представляет министр культуры, что говорить о ее коллегах другого профиля? Вот вице-мэр Алексей Кожемяко (курирует екатеринбургское ЖКХ) откровенно скучал, ходя по выставке из стороны в сторону. Куда деваться: на каждое мероприятие, куда не ходит сити-менеджер Александр Якоб, надо ехать ему. Неофициальный статус будущего преемника Якоба обязывает. Теперь представляете, каково было Прудниковой? На стенах написано «диджитал», «интернет вещей», «дополненная реальность», «четвертая промышленная революция», а перед тобой стоит мало что Кожемяко — 67-летний сенатор Чернецкий. Одна из работ биеннале представляла собой модель хрущевки, по комнатам которой разбрелись все ностальгирующие. «Ходят, — усмехнулся Аркадий Чернецкий, который не пустился в изучение квартиры. — Кто в таких не жил?». — А вам вообще интересно здесь? Вполне представляю, что вы, серьезный парламентарий, в прошлом инженер, считаете происходящее абстракцией, ерундой, — чуть позже я заговорил с Чернецким. Сенатор рассказал, что считает современное искусство нишевым увлечением, которое хорошо прижилось в Екатеринбурге. Чернецкий представляет, что любители биеннале получают удовольствие от угадывания смыслов, которые заложены в инсталляции, и сам находит любопытными некоторые работы… Вице-губернатор Азат Салихов не скрывая получал от биеннале удовольствие (даже сына привел). Он фотографировал все объекты так активно, будто бы вел фоторепортаж для губернатора. Так вот, Салихов начал показывать нам находку — снимок приказа о дополнительных выходных на заводе, который остался на стене. Занятного много. Вы знали, например, что только 30% знаменитого каслинского павильона дошло до наших дней? О нем инсталляция петербурженки Жени Мачневой, которая воссоздает павильон из текстиля — с помощью уральской ткацкой техники. — Это должно навеять что-то в итоге? — поинтересовался Павел Шестопалов («Автоплюс») у директора компании Prinzip Геннадия Черных. — Настроение. Какое-то, — вдохновенно ответил строитель. Это Черных предоставил здание завода под биеннале. Очень сильный шаг, учитывая, что фактурное здание обязательно полюбится горожанам за время биеннале, а «Принципу» предстоит его снести для строительства элитного ЖК. Все лето двор Приборостроительного был местом музыкальных тусовок, и уже тогда ходили разговоры со вздохом: «Только открыли для себя такое место и уже лишаемся. Может, застройщик передумает?». На экскурсии Черных с неподдельным интересом изучал экспонаты. Особенно заинтересовался тем, как тонко звучат подвешенные медные пластины (едва уловимый гул как по волшебству распространяется на все помещение). Журналист Максим Путинцев нарушил эту медитацию шуткой: сюда бы владельца РМК Игоря Алтушкина. И естественным образом состоялся разговор о том, что хорошо бы меднику, известному православными и образовательными проектами, увлечься современным искусством. Но вот пример: Олег Гусев (ГК «Премьер») периодически устраивает выставки Дали, Уорхола, Шагала из своей коллекции. А, ходя с нами по биеннале, признается, что плохо понимает подобное искусство. Впрочем, Гусев мыслит прагматично: купить что-то из представленного — песочницу из березниковской соли или инсталляцию в виде болота — вряд ли получится. Это смыслы. Взять видео из пустого зала эвакуированного в войну Эрмитажа. На него наложено аудио с экскурсии по этому музею. Это один смысл. А когда видео Эрмитажа на выставке смотрят провинциальные чиновники — появляется новый смысл, от которого получаешь еще большее удовольствие (все-таки Чернецкий в этом был прав). И это только основная площадка «Уральской индустриальной биеннале: Новая грамотность» (ул. Горького, 17). Будут лекции, перформансы, оратория в Центре культуры «Верх-Исетский» и арт-резиденции на разных заводах. Смыслов хватит на всех, главное — хотеть их воспринимать. Фоторепортаж без комментариев