Следственный комитет РФ отменил постановление своего копейского подразделения об отказе в возбуждении уголовного дела по факту загадочной смерти заключенного колонии №1 Сергея Самуйленкова, распорядившись провести новую проверку. Соответствующее решение принято после обращения федерального омбудсмена Владимира Лукина, сделанного по просьбе уполномоченного по правам человека Челябинской области Алексея Севастьянова, передает корреспондент «URA.Ru».
Сергей Самуйленков, осужденный за разбой, скончался в рождественскую ночь – на 7 января этого года. По официальной версии, озвученной руководством ИК-1, он связал одежду и постельное белье в одну веревку и повесился.
Между тем другие заключенные колонии говорили об инсценировке самоубийства, на самом же деле заключенного забили до смерти. По их словам, Самуйленков никогда и не помышлял о самоубийстве: 1 января у него родилась дочь, а до окончания срока заключения оставался всего год.
Для проверки этой информации Алексей Севастьянов выезжал на место происшествия. Показания осужденных разнились, но руководство колонии предоставило видео с камеры наблюдения, на котором Самуйленков заходит в камеру, а затем видно только, как трепыхаются его ноги. Тогда сомнений в подлинности этого доказательства не возникло. Заключение судмедэксперта копейского морга тоже не указывало на насильственную смерть.
Однако сестра Самуйленкова организовала независимую экспертизу, которую провел лично директор ООО «Научно-исследовательский институт судебной экспертизы – СТЭЛС», один из самых опытных и авторитетных судмедэкспертов области Александр Власов.
После проведения необходимых процедур было вынесено заключение, в котором сказано, что «смерть Самуйленкова наступила вследствие механической асфиксии в результате комбинированного сдавления шеи (петлей и руками)». Кроме того, отмечено: «На трупе Самуйленкова обнаружены многочисленные повреждения, расположенные на голове, шее, грудной клетке и конечностях. Общее число кровоподтеков и ссадин, возникших в результате самостоятельных травматических воздействий, составляет 70 штук. Часть кровоподтеков (не менее 17) возникли от ударов тупым предметом, имеющим вытянутую форму, без граней и ребер. Все повреждения наступили незадолго до смерти». Тупым предметом, имеющим вытянутую форму, может быть, например, дубинка охранников.
«Некоторые осужденные рассказали, что при колонии есть видеокружок, участники которого после убийства Самуйленкова всю ночь были в монтажной. Скорее всего, видео, на котором заключенный якобы повесился, является монтажом», - заявил Алексей Севастьянов после повторной проверки обстоятельств смерти Самуйленкова.
В своем обращении уполномоченный отмечает, что направлял запросы, в том числе руководителю СУ СК Павлу Чеурину, в которых просил назначить еще одну экспертизу, чтобы установить действительную причину смерти и предшествующих ей обстоятельств. Кроме того, Севастьянов считает, что необходимо опросить эксперта Александра Власова, результаты исследования которого подтверждают, что смерть заключенного – самоубийство.
По мнению омбудсмена, также нужно поговорить с сестрой Самуйленкова, утверждающей, что сотрудники ИК-1 вымогали у него деньги и систематически избивали, из-за чего родственники даже просили перевести его в другую колонию.
Омбудсмен еще просит провести экспертизу предоставленной руководством колонии видеозаписи, чтобы выяснить, кем и когда она была изготовлена, кто на ней зафиксирован.
Следственный комитет в свою очередь вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Однако прокуратура области, после получения обращения уполномоченного по правам человека, провела проверку по факту смерти Самуйленкова и выявила многочисленные грубые нарушения требований действующего законодательства. После чего постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было отменено. Позже СУ СК повторило свой отказ.
Между тем Алексей Севастьянов считает, что следователи не стали, но должны были выяснять причины конфликта между осужденными, в котором якобы участвовал Самуйленков накануне смерти, и из-за чего он был доставлен в дежурную часть, где остался один и смог сам себе нанести телесные повреждения. Омбудсмен недоумевает, почему при наличии видеонаблюдения в камере штрафного изолятора охрана не пресекла попытку самоубийства и не поставила на особый учет осужденного, который был склонен к суициду. Следователи также не стали опрашивать заключенных, участвовавших в изготовлении видеозаписи, чья подлинность вызывает сомнения.
Стоит отметить, что ИК-1 прогремела на всю страну после ЧП, произошедшего 31 мая 2008 года в помещении транзитно-пересылочного пункта. Заместители начальника учреждения Евгений Городов и Раис Мухаметов, начальники отделов Денис Симаков и Александр Зырянов, оперуполномоченный Пахрула Антуев и еще девять сотрудников колонии избили 12 вновь прибывших осужденных. Заключенные получили телесные повреждения различной степени тяжести, от которых четверо из них - Сергей Поляев, Анатолий Айвасед, Евгений Мамуков и Вячеслав Сахабаев – скончались в тот же день.
Даже когда новость о смертях осужденных вышла за пределы колонии, руководитель областного уголовно-исполнительного ведомства Владимир Жидков не стал сообщать об инциденте в прокуратуру и организовывать служебное расследование. Следователи СКП считают, что он вместе с начальником управления безопасности областного ГУ ФСИН Евгением Афанасьевым, начальником оперативного управления Андреем Шилиным и начальником копейской колонии Вадимом Валеевым попытался скрыть преступление, лично участвуя в инсценировке нападения осужденных на конвоиров. Для этого тюремщики поколотили друг друга и повредили форменную одежду. Только затем Жидков доложил о бунте в колонии руководству ФСИН России.
27 мая по этому громкому уголовному делу был вынесен приговор. Все подсудимые получили от 4 до 12 лет, кто условно, а кто – с отбыванием в колонии строгого режима. Владимир Жидков, например, получил 5 лет условно. И в июне управление Генпрокуратуры РФ по УрФО внесло кассационное представление в судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда РФ об отмене приговора Жидкову и 17 его подчинённым. В пресс-службе надзорного ведомства пояснили тогда, что решение оспорить приговор принято «в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением уголовного закона, допущенными нарушениями уголовно-процессуального законодательства и чрезмерной мягкостью назначенного осужденным наказания».
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!