Интересные истории из жизни свердловского губернатора вы можете приобрести за 250 рублей в любом книжном магазине столицы Урала |
Книга Александра Левина уже в продаже. Купить «Феномен. Штрихи к портрету Эдуарда Росселя» можно в любом книжном магазине по цене около 250 рублей. В разговорах с журналистами директора книжных магазинов называют две главные новинки ушедшей недели – русский перевод последней книги Джоан Роулинг «Гарри Поттер и дары смерти» и книга Левина. Тиражи у книг, конечно, разные (хоть кандидат Россель и победил кандидата Поттера на губернаторских выборах 2003 года, юный маг все равно популярнее). Впрочем, Левину расстраиваться не из-за чего: его «Феномен» напечатан тиражом 30 тыс. экземпляров, что в 6 (!!!) раз больше, чем литературная версия «Исторических хроник» Николая Сванидзе. А ведь у Сванидзе – мощный промоушн благодаря фильмам на телеканале «Россия».
Объясняется это просто: у «Феномена» отличный спонсор. По информации "URA.Ru", средства на выпуск книги выделил владелец Трубной металлургической компании Дмитрий Пумпянский. Воспоминания о Росселе к 70-летию губернатора обошлись олигарху в 3 млн. рублей. Из них 70 тыс. рублей – это авторский гонорар Александра Левина. Автор книги писал ее две недели – в отпуске.
Надо признать, что «Феномен» читается очень легко, и высказать претензии Александру Юрьевичу невозможно. В предисловии он сразу оговаривается: «Это действительно штрихи, эпизоды из жизни, поданные не в хронологическом, а в том порядке, в каком их сохранила моя память», и после этого упрекать Левина за что-то просто глупо.
Всем тем, кто не читал материалов главы администрации губернатора тех времен, когда он работал в «Вечерке», книга будет полезна, поскольку Левин-журналист сильно отличается от Левина-пресс-секретаря (прославившегося фирменным «Сегодня губернатор Свердловской области Эдуард Россель имел встречу с…»). Оборотов «И закипела работа», «бокситов там видимо-невидимо», «на свет божий появился СУАЛ-холдинг», «губернатор придумал выход» на страницах много. Но самое поразительное, что они не вызывают какой-то читательской злости и желания править текст.
Покупая книгу главы администрации губернатора, глупо ждать в ней критики этого самого губернатора, и вполне ожидаемо прочесть: «Россель всегда был убежден, что главными друзьями государства Российского являются армия и флот». Постепенно к таким фразам привыкаешь, и уже хочешь отчитать автора за излишнюю мягкость (например, Левин забывает о том, какие игры против Росселя в 90-е вел нынешний спикер Облдумы Воронин), но тут натыкаешься на историю или даже одно предложение, которое моментально списывает все ошибки. За фразу «на прием к губернатору записался никому не известный и очень скромный человек по фамилии Вексельберг» можно простить вообще все.
Левин пишет так же просто, как прославленная Елена Трегубова (у них даже описывается практически один и тот же временной отрезок – 90-е годы прошлого века). Только у пессимиста Трегубовой Ельцин был великим, а Путин – «белой молью», а у оптимиста Левина Ельцин (зачастую с панибратским написанием «БН») – импульсивный президент с камарильей плохих советников, а Путина нет вообще. В это сложно поверить, но 2000-е годы Александр Юрьевич не описывает вообще. Логически это можно объяснить: государственная идеология по 90-м уже сформирована, и Левин ее точно придерживается (Чубайс – плохой, Гайдар ничего не понимает в военной промышленности и т.д.), а идеологии по 2000-м нет. Точнее, она есть, но штрихами об Эдуарде Эргартовиче тут не скажешь. Да и в последние семь лет Левин уже не пресс-секретарь, а активный участник политических интриг. Раскрывать их сейчас – посреди игры – глупо, потому стоит ждать, видимо, следующего юбилея, ухода Путина из активной политики или, что скорее всего, мемуаров Александра Юрьевича. Вот это будет книга!
Пока же мы публикуем три истории из книги «Феномен. Штрихи к портрету Эдуарда Росселя». Это истории, которые прежде никогда не озвучивались. Каждую мы комментируем своим заголовком.
Как Россель спикером Совета Федерации не стал
… Вечером того же дня, 4 января 1994 года, в гостиничном номере Росселя раздался телефонный звонок. Звонил глава администрации Алтайского края Суриков, просивший о встрече. Он тоже жил в «России», тоже выиграл выборы у себя в регионе и тоже готовился к первому заседанию.
Зайдя к Росселю в номер, он начал разговор без предварительных вводных размышлений о погоде и прочем. Сразу к делу. Оказалось, если верить Сурикову, они тут с коллегами живут уже несколько дней, советовались друг с другом и пришли к мнению, что Россель, если он дает согласие, будет выдвинут их группой – региональных лидеров – кандидатом в председатели Совета Федерации. Признаюсь честно, такой поворот событий никто и предположить не мог. Россель уж точно. […]
Совет Федерации на первом заседании показал, конечно, не зубы, но немного все-таки «покусался», изрядно попортив нервы тем, кто хотел быстрой и безоговорочной победы Шумейко. […] Попадание в «четверку» было для Росселя знаковым событием. Уже только одно это говорило о том, что он высоко котируется среди сенаторов, имеет среди них авторитет. […] Из всех четырех претендентов на пост председателя Россель единственный после своего выступления уходил с трибуны под аплодисменты. Именно эта речь опять не позволила Шумейко набрать нужное количество голосов. Их у него оказалось 85, а требовалось для победы 86! […]
Все стало ясно. В дело вмешался сам председатель правительства. Вызванные «на ковер» 30 глав российских регионов должны были решить исход борьбы за председательский пост в пользу Шумейко. […] «Голосуйте за него!» – сказал Черномырдин. […] Росселю в качестве «отступного» предложили стать одним из замов Шумейко. Но он решительно отказался и работал в качестве рядового сенатора в комитете по обороне и безопасности.
Как Россель поссорился с Чернецким (в книге ни разу не указано имя мэра Екатеринбурга. Появляется только фамилия)
…Теперь предстояло получить большинство на выборах председателя Думы. Его встречи и беседы с депутатами свидетельствовали о том, что добиться этого реально, но, естественно, будет огромное противостояние. Особенно Россель ощутил это противостояние во время почти трехчасовой встречи с Чернецким, главой администрации Екатеринбурга. Скажу откровенно, направляясь в мэрию, Эдуард Эргартович ждал непростого разговора, но твердого «нет» со стороны мэра столичного города все-таки не ожидал. И тому были свои причины. Именно Россель приложил максимум усилий для того, чтобы Чернецкий стал главой Екатеринбурга. […]
Всю эту непростую ситуацию Россель, думаю, прокрутил в голове, направляясь на разговор к мэру. […] Когда раскрасневшийся Эдуард Эргартович вышел из кабинета Чернецкого, было понятно: разговор не получился. «Он мне отказал», - коротко бросил Россель. […] В принципе, такой поворот событий был ожидаемым. Чернецкий не поддерживал Уральскую республику, наверное, хотел занять пост Росселя, когда того сняли с работы. Был несколько удивлен, что главой администрации области назначили Страхова, на тот момент его первого заместителя. Теперь же бывший подчиненный открыто боролся с Росселем, и поддержать опального отца Уральской республики в такой ситуации Чернецкий просто и не думал.
Как Россель сломал дверь в кабинете Страхова
…Были аплодисменты, рукопожатия, фото на память и первые интервью в новом качестве. Когда вся эта необходимая процедура закончилась, Эдуард Эргартович решил представиться в новом качестве председателя облдумы главе администрации Свердловской области. Он поднялся из цокольного этажа Белого дома на «родной» 15-й этаж, зашел в приемную, где за секретарским столом сидела его бывшая секретарша, и поинтересовался у нее: где находится Алексей Леонидович Страхов?
По словам секретарши, глава отсутствовал. Странно, только что закончилось заседание Думы, за которым, как нам рассказывали, он внимательно следил, находясь на рабочем месте. Россель решительно двинулся к кабинету, взялся за ручку двери, но она действительно оказалась закрытой. Он потянул ручку на себя, в глазах секретарши обнаружился ужас, некрепкий замок посыпался на пол, и Россель вошел в кабинет. Страхова не было. Правда, дверь в комнату отдыха была распахнутой. Россель вошел туда и увидел отдыхающего на диване главу области. Тот, увидев первого председателя Думы, вставать и не собирался.
Эдуард Эргартович, как ни в чем не бывало, представился в новом своем качестве, но в ответ услышал что-то не совсем внятное, и кажется, непечатное. Тут надо было уже иметь колоссальное самообладание. Россель его продемонстрировал, заметив на прощание, что с представительной властью следует разговаривать стоя.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!