Обретение Советским Союзом собственного ядерного оружия буквально втащило отсталую аграрно-индустриальную страну в научно-техническую революцию, но это обошлось ценой многих и многих человеческих жизней. А Челябинская область, на территории которой была создана первая отечественная ядерная бомба, получила не только богатый научно-образовательный потенциал, но и проблему экологии и тотальной радиофобии среди населения. Исследователи оценивают значение, которое имел для Южного Урала исторический факт: 60 лет назад – 29 августа 1949 года - СССР стал сверхдержавой, испытав свою первую атомную бомбу. Ее изготовили на сверхсекретном плутониевом заводе в населенном пункте, который только спустя десятилетия нанесли на географические карты. Теперь это почти город Озерск с почти стотысячным населением, а завод по производству оружейного плутония – лишь одно из подразделений гиганта атомной отрасли, каковым является производственное объединение «Маяк».
О вкладе Челябинской области в это событие агентству «УралПрессИнформ» рассказал челябинский профессор Владимир Новоселов, который в свое время одним из первых раскрыл широкой публике тайны сверхсекретного оборонного проекта. По его словам, Советский Союз, обеспокоенный мировой монополией США на оружие нового поколения, создал свою атомную бомбу за четыре года. Первоначально атомный проект курировал Вячеслав Молотов, но несколько лет показали его полную несостоятельность как руководителя в этом направлении, и проект отдали Лаврентию Берия. Профессор Новоселов называет мифом данные о том, что ученые, которые занимались разработками ядерного оружия, держались в постоянном страхе. На самом деле им хорошо платили, а работу свою ученые делали не из страха, а из громадного энтузиазма.
«Благодаря атомной бомбе, зарплата доцентского и профессорского состава в вузах увеличилась в несколько раз, атомная бомба резко подняла статус ученого, изображаемого ранее в образе городского сумасшедшего, обладателя козлиной бородки, человека не от мира сего. После изобретения атомной бомбы власть принципиально поменяла свое отношение к науке, в которой раньше не видела практического смысла», – считает историк.
При этом он согласен с теми, кто считает, что само существование бомбы, без ее применения, – это эффективнейший инструмент внешней политики. Владимир Новоселов уверен: не было бы ядерного оружия – не было бы России. Однако профессор признает, что для создания бомбы пришлось обездолить граждан Советского Союза. Голод 1946 года унес жизни миллионов людей. Государство не помогало районам, пострадавшим от засухи, в том числе Челябинской области, где особенно пострадала горнозаводская зона. Так, в Златоусте дети и старики – самые беспомощные категории граждан – умирали тысячами. На заводах умирали единицы, но у сотен работников была дистрофия. Спасти людей было можно, для этого нужно было изъять средства из атомной промышленности. Сталин посчитал, что бомба важнее.
Советский Союз вложил в создание бомбы примерно столько же, сколько американцы, вложившие в Манхэттенский проект в 1945 году, - 2 млрд. долларов. Но в отличие от Америки, для СССР это были огромные деньги. На создание ядерного оружия власти положили всю экономику. В 40-е годы в Союзе было создано десять закрытых городов, причем все на территории России – так приказал Сталин и, по мнению историка Новоселова, оказался прав. Еще десятки предприятий работали в открытых городах. Наука приобрела военных характер – развитие фундаментальной науки застопорилось. Все ученые пытались попасть в военные программы, чтобы хорошо зарабатывать.
Челябинская область тогда оказалась в самом выгодном положении – на территории региона было образовано сразу три ЗАТО: Озерск, Трехгорный и Снежинск. Произошел большой приток квалифицированных кадров. И если до 1925 года Челябинск являлся большим зерновым полем, имея десять мельниц и завод имени Колющенко, выпускавший сельскохозяйственные плуги, то в войну, благодаря эвакуации, столица Южного Урала разрослась, а после войны – благодаря советскому ядерному проекту, стала центром притяжения крупных ученых. Потянувшись было назад, на освобожденные территории, эвакуированные ученые вскоре снова стали собираться в Челябинске.
«Несомненно, за счет атомной бомбы Челябинская область получила очень много. Это жилье, это рабочие места, это хорошая зарплата, это формирование высокоинтеллектуальной среды. До сих пор победителями олимпиад чаще всего становятся школьники из Озерска и Снежинска», - отмечает Владимир Новоселов.
Впрочем, отмечает он, у каждой медали есть оборотная сторона. Создание атомной бомбы привело к гибели людей не только от голода, но и от радиационных выбросов. От радиации погибло большое количество персонала. Первые из жертв радиационного воздействия сотрудники стали погибать уже в 30 лет. Среди них – молодые женщины, выпускницы химических факультетов, делавшие атомные бомбы в возрасте 22-25-ти лет. Единицы из них дожили до старости, большинство умерло в возрасте до 37-ми лет. Люди годами работали в условиях Чернобыля, не имея защиты. Пострадали не только они сами, но и их дети, а также те, кто живет в той местности сейчас. Следствием этого является деформированное сознание россиян - так называемая радиофобия, которая мешает атомным программам уже мирного характера, уверен историк.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!