Рынок ритуальных услуг Челябинска на пороге новой войны: уже начали жечь машины
За последние месяцы в Челябинске жгли машины и били стекла, писали жалобы и проводили проверки, обвиняли друг друга и депутатов. И все ради своего куска в огромном денежном пироге одного из самых закрытых рынков — ритуальных услуг. «URA.Ru» провело собственное расследование и выяснило, кто за кем стоит, как устроен этот бизнес и какой приносит доход, а также какое отношение к этому имеют вчерашние руководители города. Подробности — в нашем материале.
В 1,2 млрд рублей в год оценивается рынок ритуальных услуг Челябинска. Не верите? Давайте посчитаем. По официальным данным, в месяц у нас умирает около 1 тыс. человек. Каждые похороны «под ключ» в среднем стоят 100 тыс. рублей. Неудивительно, что на этом рынке регулярно случаются конфликты. Киллеры убивают конкурентов, жгут по шесть микроавтобусов за раз, жалуются друг на друга властям и надзорным ведомствам.
Корреспондентам «URA.Ru» удалось встретиться с руководителями нескольких компаний и выяснить, как устроен этот бизнес.
Игроков рынка можно условно разделить на четыре группы: ООО «Вечность» (учредители — Аркадий Сизов и Дмитрий Ботов), ООО «Мемориал-Сервис» (Радик Ибатулин), ООО «Долг» (Константин Билан и Иван Горнов) и множество мелких компаний.
Самым крупным, благодаря связям Ботова, считается «Вечность». Сам он десять лет назад был директором кладбища. Затем ушел в свободное плаванье. Начал бизнес с подвального помещения, где принимал заявки и перенаправлял их другим компаниям за небольшой процент. Но оказался везучим коммерсантом.
По линии супруги у Ботова появился родственник среди высокопоставленных силовиков, предполагают участники рынка. И с тех пор во многих дежурных частях полиции, как говорят, хорошо знают номер телефона «Вечности» и сообщают об умерших. На этом рынке первый приехавший агент получает заказ на похороны. Убитым горем родственникам не до выяснения уровня цен, качества услуг и прочего. Как полагают участники бизнеса, Ботов платит дежурным в районе 2,5-3 тыс. рублей за одно сообщение о смерти. Неудивительно, что «Вечность» является крупнейшим игроком, занимающим порядка 30%-40% рынка. Это 300-400 похорон в месяц или 30-40 млн рублей в деньгах. «Самое интересное, что у „Вечности“ в собственности числится чуть ли не один катафалк, остальное арендуется, например, в маршрутках свинчивают кресла, отвозят гроб, затем привинчивают и машина вновь возит людей. Поэтому Ботов ведет себя агрессивно на рынке. Он не боится, что его фирму закроют — забрать нечего, а создать можно и новую фирму», — отмечает эксперт, попросивший не называть его имя.
Самая колоритная компания — «Мемориал-Сервис». Она была образована Радиком Ибатулиным в 2013 году на базе одноименного МУП. Но прежние городские власти решили ликвидировать муниципальное предприятие, директором которого и был Ибатулин. Все имущество, включая помещения, землю, около 10 катафалков, тракторы и другое, было продано по заниженной стоимости ООО «Мемориал-Сервис». Прокуратура уже оспорила сделку в суде. Вернуть имущество вряд ли удастся, наверняка оно перепродано по несколько раз подставным фирмам, но по факту осталось в пользовании Ибатулина. Его фирма также использует федеральный номер 079, законность этого вызывает сомнения.
Пользуясь покровительством бывших городских властей, «Мемориал-Сервис» стал единственной компанией, которой передали право на бесплатный для населения вывоз тел.
Диспетчеры сообщают им о смертях, но зачастую с небольшой задержкой. И конкуренты успевают приехать и обработать родственников чуть раньше. Несмотря на это, «Мемориал-Сервис» занимает около 20% рынка.
Фирма «Долг» имеет магнитогорские корни. Соответственно может рассчитывать на административный ресурс. Однако рынок ритуальных услуг настолько специфичен, что его не завоевать одним только покровительством высокопоставленных чиновников. А в конкуренции нелегальной магнитогорцы проигрывают челябинцам. Поэтому «Долг» пока занимает порядка 10% рынка.
Мелкие фирмы стараются перехватить информацию о смертях по всем возможным каналам. Некоторые перекупают данные у агентов крупных игроков. Другие выходят на сотрудников больниц. Небольшие компании занимают треть рынка.
Ритуальные фирмы конкурируют между собой всеми возможными способами. И самая интересная для большинства из них сфера сейчас — услуга по раскопке-закопке могил. Учитывая, что стоит она до 10 тыс. рублей, а в сутки умирает в районе 30 человек, эта нетрудная работа приносит 300 тыс. рублей в день. Местами захоронения заведует МКУ «Служба Городских кладбищ». Ее директор Диляра Абдуллина, как и «мемориаловец» Ибатулин, считается креатурой бывшего сити-менеджера Челябинска Сергея Давыдова, поэтому сотрудники кладбищ говорят всем, что право на раскопку-закопку могил имеет только «Мемориал-Сервис».
Для захвата этой сферы ритуального бизнеса в свое время, как предполагают эксперты, Ботов мог нанять юриста Антона Бавина. И во многом благодаря ему удалось оспорить результаты конкурсов на приобретение имущества МУП «Мемориал-Сервис» одноименным ООО. Иначе появился бы монстр, который бы подмял под себя львиную часть рынка. В результате юридической и информационной атак теперь для раскопки-закопки могил на кладбищах предлагают еще и «Вечность».
Для расширения своего влияния, на базе «Вечности» создан союз похоронных организаций Челябинской области «Харон».
В него вошла фирма Ботова и еще четыре небольшие компании. А возглавил юрист Антон Бавин. «Союз создан для борьбы за рынок. Чтобы влиять на процессы, независимо от того, кто у власти», — поясняет участник рынка, не вошедший в «Харон».
Власти пытаются если не навести порядок, то хотя бы разобраться в ситуации. Проходной, казалось бы, круглый стол в УФАС со всеми участниками рынка открыл массу новых любопытных для надзорного ведомства деталей. Например, МКУ «Служба городских кладбищ» заключила договор с «Мемориал-Сервисом» об инвентаризации мест захоронения, а МУП «ГорЭкоЦентр» подписал аналогичный документ с этой же фирмой на вывоз умерших и другие оплачиваемые из бюджета и бесплатные для населения услуги. И
в обоих случаях тендер не проводился. Антимонопольщики намерены проанализировать законность таких сделок.
Параллельно депутаты Гордумы создали рабочую группу по местам захоронений и открыли «горячую линию», на которую принимают жалобы о незаконном взимании денег за бесплатные услуги. По нашей информации, силовики проводят собственную проверку.
«Идеальных фирм на этом рынке нет. Кто-то использует административный ресурс. Другие — криминальные связи. Третьи — дают взятки. Но если власти не наведут порядок в этой сфере, то ритуальные компании могут скатиться до известных методов борьбы. И не совсем законных», — резюмирует собеседник из числа небольших компаний.
«URA.Ru» продолжит следить за событиями на специфическом рынке.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
За последние месяцы в Челябинске жгли машины и били стекла, писали жалобы и проводили проверки, обвиняли друг друга и депутатов. И все ради своего куска в огромном денежном пироге одного из самых закрытых рынков — ритуальных услуг. «URA.Ru» провело собственное расследование и выяснило, кто за кем стоит, как устроен этот бизнес и какой приносит доход, а также какое отношение к этому имеют вчерашние руководители города. Подробности — в нашем материале. В 1,2 млрд рублей в год оценивается рынок ритуальных услуг Челябинска. Не верите? Давайте посчитаем. По официальным данным, в месяц у нас умирает около 1 тыс. человек. Каждые похороны «под ключ» в среднем стоят 100 тыс. рублей. Неудивительно, что на этом рынке регулярно случаются конфликты. Киллеры убивают конкурентов, жгут по шесть микроавтобусов за раз, жалуются друг на друга властям и надзорным ведомствам. Корреспондентам «URA.Ru» удалось встретиться с руководителями нескольких компаний и выяснить, как устроен этот бизнес. Игроков рынка можно условно разделить на четыре группы: ООО «Вечность» (учредители — Аркадий Сизов и Дмитрий Ботов), ООО «Мемориал-Сервис» (Радик Ибатулин), ООО «Долг» (Константин Билан и Иван Горнов) и множество мелких компаний. Самым крупным, благодаря связям Ботова, считается «Вечность». Сам он десять лет назад был директором кладбища. Затем ушел в свободное плаванье. Начал бизнес с подвального помещения, где принимал заявки и перенаправлял их другим компаниям за небольшой процент. Но оказался везучим коммерсантом. По линии супруги у Ботова появился родственник среди высокопоставленных силовиков, предполагают участники рынка. И с тех пор во многих дежурных частях полиции, как говорят, хорошо знают номер телефона «Вечности» и сообщают об умерших. На этом рынке первый приехавший агент получает заказ на похороны. Убитым горем родственникам не до выяснения уровня цен, качества услуг и прочего. Как полагают участники бизнеса, Ботов платит дежурным в районе 2,5-3 тыс. рублей за одно сообщение о смерти. Неудивительно, что «Вечность» является крупнейшим игроком, занимающим порядка 30%-40% рынка. Это 300-400 похорон в месяц или 30-40 млн рублей в деньгах. «Самое интересное, что у „Вечности“ в собственности числится чуть ли не один катафалк, остальное арендуется, например, в маршрутках свинчивают кресла, отвозят гроб, затем привинчивают и машина вновь возит людей. Поэтому Ботов ведет себя агрессивно на рынке. Он не боится, что его фирму закроют — забрать нечего, а создать можно и новую фирму», — отмечает эксперт, попросивший не называть его имя. Самая колоритная компания — «Мемориал-Сервис». Она была образована Радиком Ибатулиным в 2013 году на базе одноименного МУП. Но прежние городские власти решили ликвидировать муниципальное предприятие, директором которого и был Ибатулин. Все имущество, включая помещения, землю, около 10 катафалков, тракторы и другое, было продано по заниженной стоимости ООО «Мемориал-Сервис». Прокуратура уже оспорила сделку в суде. Вернуть имущество вряд ли удастся, наверняка оно перепродано по несколько раз подставным фирмам, но по факту осталось в пользовании Ибатулина. Его фирма также использует федеральный номер 079, законность этого вызывает сомнения. Пользуясь покровительством бывших городских властей, «Мемориал-Сервис» стал единственной компанией, которой передали право на бесплатный для населения вывоз тел. Диспетчеры сообщают им о смертях, но зачастую с небольшой задержкой. И конкуренты успевают приехать и обработать родственников чуть раньше. Несмотря на это, «Мемориал-Сервис» занимает около 20% рынка. Фирма «Долг» имеет магнитогорские корни. Соответственно может рассчитывать на административный ресурс. Однако рынок ритуальных услуг настолько специфичен, что его не завоевать одним только покровительством высокопоставленных чиновников. А в конкуренции нелегальной магнитогорцы проигрывают челябинцам. Поэтому «Долг» пока занимает порядка 10% рынка. Мелкие фирмы стараются перехватить информацию о смертях по всем возможным каналам. Некоторые перекупают данные у агентов крупных игроков. Другие выходят на сотрудников больниц. Небольшие компании занимают треть рынка. Ритуальные фирмы конкурируют между собой всеми возможными способами. И самая интересная для большинства из них сфера сейчас — услуга по раскопке-закопке могил. Учитывая, что стоит она до 10 тыс. рублей, а в сутки умирает в районе 30 человек, эта нетрудная работа приносит 300 тыс. рублей в день. Местами захоронения заведует МКУ «Служба Городских кладбищ». Ее директор Диляра Абдуллина, как и «мемориаловец» Ибатулин, считается креатурой бывшего сити-менеджера Челябинска Сергея Давыдова, поэтому сотрудники кладбищ говорят всем, что право на раскопку-закопку могил имеет только «Мемориал-Сервис». Для захвата этой сферы ритуального бизнеса в свое время, как предполагают эксперты, Ботов мог нанять юриста Антона Бавина. И во многом благодаря ему удалось оспорить результаты конкурсов на приобретение имущества МУП «Мемориал-Сервис» одноименным ООО. Иначе появился бы монстр, который бы подмял под себя львиную часть рынка. В результате юридической и информационной атак теперь для раскопки-закопки могил на кладбищах предлагают еще и «Вечность». Для расширения своего влияния, на базе «Вечности» создан союз похоронных организаций Челябинской области «Харон». В него вошла фирма Ботова и еще четыре небольшие компании. А возглавил юрист Антон Бавин. «Союз создан для борьбы за рынок. Чтобы влиять на процессы, независимо от того, кто у власти», — поясняет участник рынка, не вошедший в «Харон». Власти пытаются если не навести порядок, то хотя бы разобраться в ситуации. Проходной, казалось бы, круглый стол в УФАС со всеми участниками рынка открыл массу новых любопытных для надзорного ведомства деталей. Например, МКУ «Служба городских кладбищ» заключила договор с «Мемориал-Сервисом» об инвентаризации мест захоронения, а МУП «ГорЭкоЦентр» подписал аналогичный документ с этой же фирмой на вывоз умерших и другие оплачиваемые из бюджета и бесплатные для населения услуги. И в обоих случаях тендер не проводился. Антимонопольщики намерены проанализировать законность таких сделок. Параллельно депутаты Гордумы создали рабочую группу по местам захоронений и открыли «горячую линию», на которую принимают жалобы о незаконном взимании денег за бесплатные услуги. По нашей информации, силовики проводят собственную проверку. «Идеальных фирм на этом рынке нет. Кто-то использует административный ресурс. Другие — криминальные связи. Третьи — дают взятки. Но если власти не наведут порядок в этой сфере, то ритуальные компании могут скатиться до известных методов борьбы. И не совсем законных», — резюмирует собеседник из числа небольших компаний. «URA.Ru» продолжит следить за событиями на специфическом рынке.