Ольга Чечушкова - не главная мишень в этом громком деле. Через нее следователи намерены поймать более крупную рыбу - глав Пенсионного фонда и Центробанка |
Несмотря на то, что громкое дело о хищении 955 млн. рублей средств, предназначенных на выплаты пенсий, длится уже несколько месяцев, воскресный арест председателя правления банка «ВЕФК-Урал» Ольги Чечушковой (теперь уже экс-главы, банк проходит процедуру банкротства) стал неожиданным не только для общественности и финансовых кругов, но и для самой обвиняемой. Нам удалось связаться с окружением задержанной. Они рассказали, что в пятницу Ольга Чечушкова пошла в гости к заболевшей подруге, и в 19 часов этого же дня её задержали, когда она вышла на улицу, чтобы отправиться домой. Вероятно, за ней была установлена слежка. «Её буквально схватили на улице и позднее отвезли в ИВС на улице Фрунзе», - говорят родные. По их словам, с февраля и вплоть до июля Ольга Чечушкова ходила в следственный комитет для дачи показаний. Как известно, главным управлением МВД РФ по УрФО было возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) в связи с исчезновением пенсионного миллиарда.
Родные Чечушковой заверяют, что глава «ВЕФКа-Урал» не пропустила ни одной встречи со следователем, даже находясь на больничном. В 2003 году она попала в страшное ДТП и получила серьезную черепно-мозговую травму, последствия которой сказываются до сих пор.
Ольга Чечушкова всегда проходила по делу лишь в качестве свидетеля. В пятницу вечером, после задержания, семье Чечушковой позвонили и сказали, что уже на следующий день ей будет предъявлено обвинение. Дело возбуждено уже по другой статье – части 1 статьи 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). Утром в субботу, 4 июля, она была подозреваемой (на первом допросе), после обеда – уже обвиняемой (на втором допросе). В воскресенье по решению Верх-Исетского суда Екатеринбурга она была арестована с избранием меры пресечения в виде заключения под стражу. Адвокаты задержанной говорят, что зачастую судебная практика ограничивается штрафом фигурантам таких дел. Максимальное наказание – лишение свободы на срок до трёх лет.
Адвокаты просили суд перенести рассмотрение дела – к этому времени, с учётом того, что события случились в выходные, они не успели взять из больницы данные о заболеваниях Чечушковой, а также разного рода характеристики в пользу подзащитной. По их мнению, никакой социальной опасности для окружения глава банка не представляет. Все финансовые документы, банковские проводки давно изъяты правоохранительными органами, а значит, изменить их в своих интересах Чечушкова не сможет. К тому же сейчас она не управляет банком. Всё это позволяло адвокатам надеяться на подписку о невыезде. Но обвинение выступило против, заявив, что обвиняемая может оказать давление на свидетелей.
К слову, дело, по которому Чечушковой предъявлено обвинение, касается проводимых ею в 2007-2008 годах конвертационных операций с валютой. По версии следствия, Чечушкова как физическое лицо заключала «заведомо убыточные для банка сделки по привлечению своих личных средств в депозиты и конверсионные сделки, не соответствующие рыночным условиям, что повлекло причинение банку имущественного ущерба в размере 8 млн. 888 тыс. 379 рублей». Речь идёт о нескольких десятках эпизодов. Ольга Чечушкова совершала сделки с валютой по «особому» курсу. Родные арестованной заверяют, что операции проводились не в ущерб банку и что во всех кредитно-финансовых учреждениях для крупных клиентов (когда речь идёт о больших партиях валюты) устанавливаются иные курсы.
Впрочем, выяснение обстоятельств этого дела – прерогатива и задача следователей. Странно было то, что среди предъявленных обвинений (данные распространил Свердловский областной суд) история с пропажей пенсионных средств вообще не фигурировала. С юридической точки зрения не видели такой связи и родственники, предположившие, что задержание Чечушковой - это возможность оказать не неё давление с целью привлечения к ответственности других возможных фигурантов дела о мошенничестве, которое уже давно вышло на федеральный уровень.
«Миллиард, перечисленный на счета Почты России, никуда не пропадал, и все это знают. Пенсионные средства размещались в банке ещё с 1992 года, когда кредитное учреждение называлось Уралсибсоцбанк (напомним, что акционерами его были региональные отделения Пенсионного фонда, затем Уралсибсоцбанк был куплен МДМ-банком и переименован в «МДМ-банк Урал», в свою очередь и МДМ-банк продал приобретение – теперь уже акционерам корпорации ВЕФК – ред.). Ольга Александровна (Чечушкова - ред.) начала работу в банке, когда он назывался «МДМ-банк Урал». Почта России никогда не снимала средства такими огромными суммами, был заранее согласованный и расписанный график платежей. Он согласовывался с платежами заёмщиков. В феврале этого года одномоментно организация решила снять около 1,5 млрд. рублей, находившихся на её счёте. Для небольшого банка это вылилось в катастрофу», - рассказал один из наблюдателей.
«URA.Ru» удалось связаться с мужем и сыном Чечушковой. Они ограничились заявлением о том, что опасаются за её здоровье и жизнь, проведя аналогии, как в СИЗО нашли повешенным Александра Хабарова (несмотря на то, что официально было установлено, что это самоубийство – ред.).
Впрочем, намёки окружения и их догадки, что оба уголовных дела по банку «ВЕФК-Урал» взаимосвязаны, позднее нашли подтверждение в официальном сообщении ГУ МВД России по УрФО. Стало также понятно, какие крупные фигуранты могут интересовать следователей. Так, по сообщению пресс-службы окружного милицейского главка, Ольгу Чечушкову обвиняют не только по статье 201 УК РФ, но и по статье 159 УК, то есть подозревают в причастности к исчезновению пенсионных средств.
«Изначально следователи не торопились с избранием такой меры пресечения, планируя провести следственные мероприятия в условиях подписки о невыезде. Однако активное противодействие следствию, в том числе оказание давления на свидетелей, со стороны Чечушковой привело к необходимости в ее аресте, - объясняют в ГУ МВД РФ. - Кроме того, суд принял во внимание и обнаруженные в ходе следствия дополнительные факты противоправных действий подозреваемой при управлении банком, повлекшие безосновательное личное обогащение за счет средств возглавляемого финансового учреждения».
В качестве свидетелей по делу проходят глава отделения Пенсионного фонда РФ по Свердловской области Сергей Дубинкин и руководитель Главного управления ЦБ по Свердловской области Сергей Сорвин. Более того, Сергея Дубинкина фактически обвинили в коррупции. Пока об этом говорят с осторожностью: «Первые же следственные мероприятия по проверке обстоятельств о пропаже пенсионного миллиарда показали, что банк «ВЕФК-Урал» существовал исключительно за счет безвозмездного использования денежных средств Пенсионного фонда Свердловской области, на постоянной основе хранимых в этом банке. В связи с этим следствием проверяются обстоятельства, связанные с возможными личными мотивами руководителя областного Пенсионного фонда по удовлетворению финансовых интересов банка «ВЕФК-Урал». В сложившейся ситуации можно говорить о существовании реальных условий коррупционного поведения должностных лиц Пенсионного фонда».
Одновременно в адрес Центрального банка России руководством ГУ направлено представление о проведении внутриведомственной проверки в отношении руководителя Сергея Сорвина. Проверяется причина, по которой Сорвин и Дубинкин, «нарушая Бюджетный кодекс и другие нормативные акты допустили хранение казенных денег в коммерческом банке».
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!