Еще три года назад Александр Шестаков уверял президента Медведева, что его университет готовит лучших инженеров страны, а сегодня называет свой вуз классическим |
Магнитогорское совещание президентской комиссии по модернизации громко аукнулось для Челябинской области. Крупнейшему на Южном Урале госуниверситету, похоже, придется вернуться к истокам – переключиться на подготовку исключительно «технарей». Иначе, предупреждают специалисты, на промышленности можно ставить крест. Вместе с тем, сделать карьеру на производстве становится все проще. Да и зарплаты на предприятиях уже давно получают более высокие, чем в офисах. В общем, челябинскую сферу образования ждут большие перемены. Какие - читайте в нашем материале.
Магнитогорское заседание комиссии по модернизации, состоявшееся 30 марта и посвященное подготовке инженерных кадров для российской промышленности, не прошло бесследно для Челябинской области. Выступая в Магнитогорске, президент РФ Дмитрий Медведев четко дал понять – технические вузы должны соответствовать своему профилю. «Всю непрофильную деятельность оттуда нужно изъять, а тот, кто не хочет с ней расставаться, пусть тогда закрывается или преобразуется в гуманитарный вуз», - заявил глава государства в Магнитогорске.
В этом контексте больше всего досталось старейшему и самому крупному вузу региона - Южно-Уральскому госуниверситету. Над его ректором Александром Шестаковым дамокловым мечом навис выбор – или преобразовывать университет, или искать новое место работы.
Сегодня в ЮУрГУ на 37 факультетах обучается 57 тыс. студентов, среди них не только будущие инженеры-производственники, но и «инженеры человеческих душ» - филологи, журналисты, социологи, психологи… Даже китайский изучают. До 1997 года вуз назывался Челябинским государственным техническим университетом, а еще раньше – политехническим институтом. ЮУрГУ входит в первую десятку среди 96 вузов страны в рейтинге Минобразования РФ. (Достаточно сказать, что здесь учились прежний и нынешний челябинские губернаторы Петр Сумин и Михаил Юревич). А недавно ЮУрГУ получил статус национального исследовательского университета. Тем неожиданнее стало известие о том, что университет ждут серьезные перемены, связанные, так сказать, с возвращением к истокам – то есть к подготовке исключительно инженерных кадров.
Сегодня в ЮУрГУ на 37 факультетах обучается 57 тыс. студентов, среди них не только будущие инженеры-производственники, но и «инженеры человеческих душ» - филологи, журналисты, социологи, психологи… Даже китайский изучают. До 1997 года вуз назывался Челябинским государственным техническим университетом, а еще раньше – политехническим институтом. ЮУрГУ входит в первую десятку среди 96 вузов страны в рейтинге Минобразования РФ. (Достаточно сказать, что здесь учились прежний и нынешний челябинские губернаторы Петр Сумин и Михаил Юревич). А недавно ЮУрГУ получил статус национального исследовательского университета. Тем неожиданнее стало известие о том, что университет ждут серьезные перемены, связанные, так сказать, с возвращением к истокам – то есть к подготовке исключительно инженерных кадров.
Губернатор Юревич назвал подготовку социологов и журналистов в непрофильных вузах позором
Что именно и в какой форме будет происходить, пока неизвестно. Ректор ЮУрГУ Александр Шестков от комментариев отказывается, обещая высказаться лишь на следующей неделе. Ранее он говорил, что вуз уже давно не является чисто техническим, а развивается по западному типу в трех направлениях – естественно-научном, техническом и гуманитарном. Причем подчеркивал, что это согласовано с учредителем ЮУрГУ – Минобразования РФ. (Примечательно, что в январе 2008 тогда еще первый вице-премьер правительства РФ Дмитрий Медведев побывал в ЮУрГУ, который позиционировал себя именно как технический вуз. Ректор Александр Шестаков лично демонстрировал и и расхваливал будущему президенту малогабаритные станки, изготавливаемые на кафедре «Станки и инструмент»).
После магнитогорских высказываний президента губернатор Михаил Юревич - так же, как глава государства - определенно дал понять, что на этот раз отмолчаться или увильнуть ректорату не удастся. Вслед за Медведевым он прямо заявил, что все технические вузы региона должны избавиться от непрофильных факультетов. А подготовку социологов и журналистов в таких университетах назвал позором, поскольку они «фактически штампуют дипломы, а не специалистов, получая на этом хорошую прибыль».
Если ректор Шестаков начнет противиться губернатору, ему наверняка станет туго
Со своей стороны, преподавательский состав готов горой встать на защиту своего вуза в его нынешнем виде. Так, декан факультета журналистики Людмила Шестеркина считает, что гуманитарные факультеты не только не мешают готовить высококвалифицированных инженеров, но и сами представляют собой сильнейшие научные базы. Например, факультет истории вышел на мировой уровень, сделав археологические открытия мирового класса (золото сарматов). На факультете лингвистики защищено огромное число докторских диссертаций. Факультет журналистики предложил инновационную систему подготовки специалистов. «Университет уже 15 лет на законных основаниях является классическим. Это было естественное развитие вуза. И не потому, что никто не готовит инженеров. Вузы меньше всех виноваты в том, что технические специальности не так популярны и появился дефицит инженеров. В перестройку сильнейшие из них уехали за границу, другие стали торговать тряпками», - рассуждает Шестеркина. Она отмечает, что за последние годы и для гуманитариев, и для «технарей» в университете созданы прекрасные условия обучения, появилась необходимая для практики техника, лаборатории.
Как бы то ни было, сейчас судьба вуза целиком зависит от позиции Минобразования РФ. Судя по высказываниям президента, реформы не избежать. Насколько серьезной она будет, мы узнаем к концу апреля, когда министерство определит число студентов, которых будут набирать в этом году на гуманитарные и технические специальности: бюджетные места оплачивает федеральный центр. Но что касается губернаторского набора, за который платит область, то тут уже все понятно: денег на невостребованные (читай – гуманитарные) специальности не будет, об этом заявил сам губернатор Юревич.
Министр образования Челябинской области Александр Кузнецов считает, что проблема не только в количестве выпускников с инженерно-техническим образованием. «Их хватает, но вузы готовят студентов не для конкретных предприятий, а для рынка, откуда предприятия и черпают кадры. И многие ИТР уходят в непрофильные организации», - говорит чиновник.
В то же время самая большая проблема страны и области в том, что сложно спрогнозировать потребность в кадрах на долгосрочную перспективу. «Только на год-два, в крайнем случае – на пять лет. Даже предприятия сформулировать не могут», - отмечает Кузнецов.
Так стоит ли «городить огород» на месте уже аккуратно выстроенного здания – классического университета?
Стоит, считает начальник главного управления по труду и занятости населения Челябинской области Владислав Смирнов. По его данным, на рынке труда – явный переизбыток гуманитариев. По официальной информации, менеджеров, экономистов и юристов, состоящих на учете в службах занятости населения, сейчас до 30 человек на одну вакансию, в пик последнего экономического кризиса этот показатель доходил до 100 человек на место. «Эти секторы насыщены кадрами на ближайшие 12 лет. Но стоимость обучения менеджера, экономиста или юриста в 5-7 раз ниже, чем себестоимость технического специалиста. И это очень выгодно вузам», - говорит Смирнов.
А студентов, как всегда, никто не спросил
К тому же есть социальная мода на профессию. Это следствие перестройки банковского сектора, когда в начале 90-х его перевели на коммерческие рельсы и появилась потребность в обновленных кадрах – экономистах, финансистах. Промышленность в то время резко снизила объемы производства, зарплата в этом секторе стала как никогда низкой, и образовался переизбыток технических кадров. Гуманитарии же тогда могли рассчитывать на трудоустройство, успешную карьеру и хорошую оплату труда. Со временем ситуация начала меняться, но стереотип оставался и остается еще довольно сильным.
Однако, по словам Смирнова, инерция профессионального выбора будет неизбежно меняться. В ближайшие 5 лет значительная доля населения уйдет на пенсию. И молодежь вынуждена будет содержать пенсионеров. При этом в основном это управленцы, экономисты, которые не производят ничего. Производственный сектор, с кадровой точки зрения, оголен, но теперь там крутится гораздо больше денег, реальные перспективы карьерного взлета и зарплаты соответственные. «Емкость, например, банковского сектора составляет 20,3 тыс. специалистов, а в основных производственных отраслях – 1,2 млн. При этом количество инженерно-технических кадров, которое сейчас готовят вузы, значительно меньше, чем гуманитариев», - рассказывает Смирнов.
Чиновник советует: самая «старая» по возрасту кадров сфера - энергетика. Поэтому гарантировано, что те, кто сегодня устраиваются на рабочие специальности и продемонстрируют профессионализм, «обречены» на карьерный рост. А вот банковский сектор крайне молод. Там средний возраст - чуть выше 30 лет. Значит, новичкам практически невозможно добиться карьерного роста. «В ближайшие годы предприятия просто вынуждены будут повышать зарплату. Начальники цехов уже получают от 100 тыс. И здесь совпадают интересы рядового старшеклассника и потребностей экономики», - считает Смирнов.
Говоря о «потребностях экономики», Смирнов оперирует простыми и убедительными фактами: «По нашему прогнозу ситуация осложнится с 2013 года, а к 2020 году, если тенденция сохранится, возникнет катастрофическая нехватка кадров, оголятся основные секторы экономики Челябинской области. А если мы продолжим проводить модернизацию, то вопрос становится еще более актуальным и острым. Стоимость современного оборудования – миллионы. И для собственника предприятия вывод оборудования из строя по вине необразованного инженера - это прямые убытки. Если говорить о модернизации, предполагающей насыщение промышленности электроникой, последствия для собственников могут быть катастрофическими», - предполагает Смирнов. - Поэтому президент и поднимает вопрос подготовки инженерных кадров. Это залог конкурентоспособности страны».
По словам регионального министра образования Александра Кузнецова, решать задачу обеспечения промышленности квалифицированными инженерными кадрами нужно с повышения привлекательности работы по техническим специальностям. Высокие зарплаты и социальные программы, включая жилье для сотрудников, сегодня есть только на крупных предприятиях типа ММК, ЧМК, ЧТПЗ. Распространять эту политику южноуральские власти намерены вместе с областным союзом промышленников и предпринимателей и ассоциацией работодателей ПРОМАСС.
Областные власти разработали программу развития профессионального образования, рассчитанную до 2015 года с приоритетами в области инженерно-технических кадров. Один из его элементов – создание общественного совета «Кадры», в который войдут региональные министерства и ведомства, работодатели. Все вместе они будут обсуждать проблемы профобразования и последующего трудоустройства молодых специалистов. Планируется, что этот совет будет создан через неделю-две. Кроме того, появятся новые центры сертификации, где будут оценивать качество образования и квалификацию учащихся и выпускников - пока в области работает только один такой центр.
В настоящее время областная программа развития профессионального образования проходит согласование и будет утверждена уже в этом месяце.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!