В среду в Челябинском военном гарнизонном суде в очередной раз возобновилось разбирательство по делу рядового Сычева, которое стало еще более похожим на соперничество между военной прокуратурой и Министерством обороны. Свидетели откровенно хитрят, путаются в показаниях и говорят то о «генерале из Москвы», заставлявшем их отказаться от ранее сказанного, то о таинственном подполковнике, убеждавшем дать конкретные показания против Александра Сивякова. Пока представители потерпевшей стороны подлавливают свидетелей на «явных противоречиях», адвокаты сержанта Сивякова вновь и вновь заявляют о давлении со стороны органов следствия. Все, что сегодня происходило в зале суда и перед входом в него, - в репортаже «URA.Ru».
Новые скандальные упреки в адрес военной прокуратуры прозвучали из уст рядового Артема Никитина, которого сегодня допрашивали в качестве свидетеля. Никитин сообщил, что некий подполковник, фамилию которого рядовой, естественно, не запомнил, заставлял его дать показания против подсудимого Александра Сивякова.
- Я не видел, чтобы кто-нибудь в ту ночь принимал спиртные напитки. На меня давили, - сразу огорошил присутствующих Никитин.
- Кто и при каких обстоятельствах? – уточнил гособвинитель
- Когда в первый раз меня вызвали на допрос, то сказали: если ты не напишешь так, как нам надо, то пойдешь по статье не как свидетель, а как соучастник или обвиняемый. Это мне сказал подполковник, - уточнил рядовой.
- Как он выглядел? Опознать сможете? – поинтересовался гособвинитель после того, как Артур Никитин не смог назвать фамилию подполковника.
- Он такой….высокий…большой.
- Что значит «высокий и большой» – в каком месте он большой? – не унимался представитель обвинения.
- Меня выше на голову (рост самого Никитина не превышает 170 см. – авт.). А большой он в плечах, - ответил свидетель.
Как заявил Никитин, во время его дежурства в роли дневального с трех до пяти утра в ночь на 1 января младший сержант Александр Сивяков и рядовой Андрей Сычев спали и со своих мест не поднимались. Между тем во время предварительного следствия Никитин утверждал, что видел, как Сивяков в ту ночь издевался над Сычевым. Сегодня же свидетель рассказал, что в прокуратуре каждый раз ему давали уже заполненный протокол допроса, который он просто подписывал. По его словам, аналогичная ситуация была и в ходе следственного эксперимента. Правда, тут Никитин начал путаться в показаниях. Заявив, что ему всегда давали заполненные протоколы, он потом уточнил, что на вопросы следователя все-таки отвечал.
Кроме того, суду потребовалось около получаса, чтобы выяснить, где же все-таки находились понятые во время следственного эксперимента. Как следовало из рассказа Никитина в суде, перед началом эксперимента его все тот же таинственный подполковник проинструктировал, что и как нужно показать. Все это вынудило гособвинителя обратиться к другим участникам следственного эксперимента. Таковых при допросе Никитина в зале находилось двое - рядовые Сергей Горлов и Олег Макарин. Именно в их выступлениях в суде на прошлой неделе «всплыл» таинственный «генерал из Москвы», якобы убеждавший сослуживцев Андрея Сычева не свидетельствовать против Александра Сивякова. И сегодня оба рядовых, находившихся вместе с Никитиным во время следственного эксперимента, слова своего товарища опровергли.
– Ничего такого не было. А что сейчас говорит Никитин, именно это меня просил рассказать приезжавший к нам из Москвы генерал, - заявил Макарин.
В то же время свидетель Иван Дорджиев подтвердил слова Никитина, заявив, что «все было так, как он сказал». Напомним, младший сержант Дорджиев в ходе допроса на судебном заседании также отказался от показаний, которые давал в прокуратуре, поставив под сомнение объективность выводов следствия. Таким образом, с начала процесса уже пять свидетелей заявили об оказанном на них давлении: двое сказали, что оно было в пользу обвинения, остальные говорили, что их пытались склонить к даче показаний в пользу подсудимого.
- А вы встаньте на мое место! – предлагал тем временем Никитин гособвинителю, который вновь и вновь задавал вопрос о том, почему свидетель не заявил о давлении на него еще во время предварительного следствия.
- Вы мне уже второй раз предлагаете встать на свое место, - обиделся прокурор.
- Если отвечать на ваш вопрос прямо,.. – начал Никитин.
- Ну, так отвечайте! Хоть криво, только вразумительно, - уже не выдержал председательствующий на суде Юрий Шатский.
- А на вас следователь оказывал такое же давление, как и сейчас суд? – мгновенно среагировала уже адвокат Сивякова
- Слушайте, у нас не собрание граждан кооператива. Вы ведете себя некорректно! – окончательно возмутился судья и объявил перерыв.
В перерыве сестра Андрея Сычева Марина Муфферт рассказала журналистам, что ее брат следит по телевизору за процессом в Челябинском гарнизонном суде. «Брат смотрит выпуски новостей, на некоторые эпизоды о суде сильно реагирует, и тогда у него ухудшается самочувствие. Андрея очень расстраивает информация о том, что некоторые свидетели отказываются от своих показаний. Он осуждает их», - сообщила Муфферт.
После этого другие журналисты устроили свой следственный эксперимент, проверяя слова еще одного свидетеля, которого суд заслушал сегодня утром. Арсен Маматов рассказал, что ему «немного известно» о таком способе воздействия на солдата, как «поза глубокого приседа». По словам Маматова, когда он был в учебке, старшие по званию иногда заставляли его сидеть «для формирования усидчивости». Когда Маматов оказался в танковом училище, то рассказал об этом Сивякову, добавив, что поза это неудобная и вызывает болевые ощущения. Если Сивякова признают виновным, будет ясно, кто научил сержанта таким методам воспитания.
- То есть, вы тоже сидели в этой позе? – допытывались журналисты у Маматова.
- Ага, это же зарядка, - спокойно ответил тот.
- А вы не испытывали никаких неприятных ощущений? Боли там…
- Нет, это не больно.
Решив проверить слова Маматова методом «испытано на себе», несколько представителей СМИ обоего пола приняли «позу глубокого приседа» и уже через три минуты почувствовали «неприятные ощущения».
После перерыва суд снова допрашивал Артема Никитина. Поскольку ее сегодняшние показания «вступали в существенные противоречия» с теми показаниями, которые он дал раньше, суд был вынужден изучать чуть ли не все протоколы допросов, очных ставок и следственного эксперимента. В общей сложности Никитина расспрашивали на протяжении почти трех (!) часов.
– Уже парня закружили, емаё, - не выдержала женщина в зале суда, оказавшаяся матерью допрашиваемого свидетеля. Все это время она сидела за спиной мамы сержанта Сивякова, нервно теребя носовой платочек. Выяснилось, что она прибыла из Московской области вместе с сыном, который за время следствия уже успел демобилизоваться и вернуться домой.
Но в итоге Никитину предстоит еще раз отвечать на вопросы суда. Оказавшись на скамье для участников процесса, свидетель ответил и на некоторые вопросы журналистов. Так, он сообщил, что прилетел с матерью на самолете в Екатеринбург и остановился там. Но уже минут через десять, отвечая на вопрос адвоката потерпевших, вдруг сообщил, что приехал на поезде.
- Двое суток ехали, - дополнила сына мать.
- Мы не исключаем версию подкупа свидетеля, - уточнила потом одна из адвокатов семьи Сычева.
Допрошенный уже вечером следователь военной прокуратуры Челябинского гарнизона Антон Шумилин, которого Никитин сегодня несколько раз обвинил в оказании на него давления и принуждении дать нужные показания, сообщил существенный факт. По его словам, 17 января главные свидетели по делу – Дорджиев, Горлов, Макарин и Никитин – написали заявление, в котором утверждали, что боятся, что на них будет оказываться давление, и просили применить к ним программу защиты свидетелей.
- Я не писал такого заявления, - отреагировал Никитин
- При каких обстоятельствах были написаны эти заявления? - спросил свидетеля судья.
- Когда они мне в устной форме сказали, что боятся давления со стороны Сивякова, который на тот момент находился в расположении части, я сказал им написать заявление. Ночь с 17 на 18 января они провели в прокуратуре, а на следующий день были переведены в другую часть в Никольской роще, - уточнил Шумилин.
- Подождите, я не понял, они все остались ночевать в прокуратуре? – уточнил судья.
- Да!
- И часто вы такое практикуете?- отреагировали адвокаты Сивякова
- Впервые.
«URA.Ru» продолжит следить за процессом.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!