Памятник разрушали мастера своего дела |
Автор памятника Борису Ельцину в Екатеринбурге, московский скульптор Георгий Франгулян в минувшие выходные гостил на Урале. Проверял качество реставрационных работ, проведенных после хулиганского нападения на памятник в ночь на 24 августа. Остался доволен: на восстановление потратили без малого 2,5 млн рублей, зато изваяние как новенькое. Сейчас, когда уже «грянул гром», возле него круглосуточно дежурят полицейские патрули. В эксклюзивном интервью «URA.Ru» Франгулян дал оценку местным властям, ответственным за состояние памятника (он располагается строго напротив здания областного правительства), рассказал о своей дружбе с семьей Ельциных и о том, как ним относятся Путин и Медведев.
- Георгий Вартанович, известно, что когда об осквернении памятника узнала Наина Иосифовна Ельцина, она заплакала. А вы как отреагировали?
- Наина Иосифовна женщина мужественная, но ей действительно было очень тяжело - получить такой удар в родном городе. А как иначе можно относиться к подлому, вопиющему поступку? Я думаю, многим горожанам стыдно, что в городе есть такие люди.
Когда мне сообщили об осквернении моего детища, первой реакцией была, конечно, боль, шок: руки-ноги поотрывать бы этим вандалам! Ну, а второй мыслью было – как спасти, что делать?
- Известный надгробный памятник Хрущеву авторства нашего земляка, свердловчанина Эрнста Неизвестного, - черно-белый. Ельцин, как и Хрущев, фигура неоднозначная, противоречивая. Почему же он у вас «весь в белом»?
- Я высоко ценю Эрнста Неизвестного и его памятник, он замечательный. А Борис Николаевич… Каждый человек имеет свой цвет. Для меня Ельцин – белый. Это Урал, наша северная страна, снег, лед. Посмотрите на его изображение – это шаг с поворотом, он как ледокол, сзади глыбы льда, осколки. Я передал состояние перелома, который в тот момент никто, кроме Ельцина, с его мощью и силой, предпринять не смог. Оценки Ельцина, его эпохи могут быть различные. Но это уже история. Давайте относиться к ней с уважением. Не перекладывать ответственность за сегодняшнюю страну на покойного, а участвовать в ней.
Георгий Франгулян: "Руки-ноги поотрывать бы этим вандалам и заставить все восстанавливать"
- Мне кажется, вызывающая белизна памятника тоже сыграла свою роль в решимости вандалов.
- Легче легкого было сделать памятник из бронзы и успокоиться. Но хотелось чего-то нового, чтобы памятник вписался светлой доминантой в общий комплекс. Это не просто фаллический символ, а нечто светлое. Я, возможно, пошел на риск сознательно: это первый памятник в России, сделанный из такого белоснежного мрамора. И Борис Николаевич был первым президентом России. Все впервой - вот в чем была сила замысла. К счастью, преступление произошло летом. Если бы это случилось сейчас, памятник пришлось бы консервировать до тепла с непредсказуемыми результатами.
- Характер разрушений, их масштаб говорят, что это была хорошо подготовленная, профессиональная акция: вандалы вычислили, что памятник не наблюдается, не охраняется и даже не освещается, закачали в пожарный баллон краску под давлением, забрались на 10-метровую высоту, качественно облили памятник сверху донизу, сбили буквы с постамента и смылись незамеченными полицией. Преступление не раскрыто до сих пор. Я знаю, что вы предупреждали местные власти о возможности такой акции, о необходимости охранять памятник. Почему они к вам не прислушались? Как вы оцениваете их действия, вернее - бездействие?
- Может, халатность. А может, бдительность потеряли. Ведь в вашем городе такое нечасто происходит. Конечно, стоило хотя бы камеру направить, ведь в этом кусочке городского центра немноголюдно. Надеюсь, когда центр имени Ельцина начнет свою полнокровную жизнь, следить за памятником будет не только патруль полиции.
- Кстати, знаете ли вы, что в здании центра откроется большой торговый комплекс, а Ельцину оставят лишь небольшой угол? Как вы относитесь к таким планам?
- С пониманием. Такие объекты – они на самоокупаемости. Госбюджет выделяет какие-то средства на создание, но содержать себя центр должен сам. В такое время мы живем.
- Но в Америке при создании президентских центров как-то обходятся без моллов.
- Не сравнивайте нас с Америкой. Мы во многом не дотягиваем до нее. Так что какие-то торговые точки должны быть. Главное – соблюсти баланс, чтобы Ельцин не затерялся в прилавках. Но это зависит и от активности самого центра, от его способности стать крупным политическим, культурным, интеллектуальным клубом, притягивать к себе людей. А может, найдутся какие-то спонсоры, которые возьмут заботу о центре на себя.
На восстановление памятника ушло 1,5 месяца и 2,5 млн рублей
- В первые же часы после нападения на памятник было сообщено, что дело берет под личный контроль президент Путин. Вы как-то ощутили это на себе? Может, были какие-то звонки, ободряющие слова?
- У нас много событий берется под контроль, но не все они доводятся до конца. Сверху никаких звонков не было, мне Путин не звонил – а зачем ему мне звонить? Я сам выполнял свой долг – профессиональный и человеческий. И понимал, что мы все равно победим.
Про Путина я могу сказать одно. Когда праздновали 80-летний юбилей Наины Иосифовны (в марте 2012 года – ред.), были оба – и Путин, и Медведев. Я тоже был на том торжестве, все было очень демократично, просто, замечательно в высшей степени. Наина Иосифовна стоит во главе семьи – как совесть, как честь. Но почитаема не только семьей. Ее душевность объединила на юбилее всех, какое-то благостное чувство испытывали все гости. Это ее человеческий талант, к Наине Иосифовне просто не получается относиться как-то иначе.
От себя могу сказать, что мы не так часто общаемся, но относимся друг к другу с теплотой. Знаю, что семья благодарна мне за оба памятника Борису Николаевичу (Франгулян является автором надгробного памятника Ельцину на Новодевичьем кладбище – ред.). Я таких заказчиков практически не встречал – тактичных, понимающих, умных. Мне было очень приятно и легко с ними работать.
- Кому еще из современных политиков вы бы хотели поставить памятник?
- Я предпочитаю прославлять композиторов, писателей. В Москве стоят мои памятники Окуджаве, Бродскому, Хачатуряну. В Одессе – Бабелю.
- Хорошо, тогда по-другому. Кому бы вы не поставили памятник ни за какие коврижки?
- Тиранам и злодеям.
В видеоинтервью: какое наказание придумал Георгий Франгулян для вандалов и взялся бы он за памятник Путину?
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!