Не смотря на всю теплоту отношений губернатора Филипенко (на фото) с министром Яковлевым, в Минрегионе планы югорца завернули |
В конце июля представители правительства Ханты-Мансийского автономного округа участвовали в совещании в Министерстве регионального развития РФ. В ходе него федеральные чиновники рассматривали схему развития и размещения производительных сил ХМАО, которую югорцы позиционировали как стратегию социально-экономического развития до 2020 года. Документ от Югры защищали вице-премьер правительства ХМАО Виктор Бец, зам губернатора округа Владимир Харитон, первый зам директора департамента экономической политики Югры Павел Сидоров и зам главы совета по изучению производительных сил Виктор Разбегин.
Первый эшелон
Напомним, что к июлю 2007 года Минрегионразвития планирует разработать и утвердить концепцию стратегии социально-экономического развития регионов России. С этой целью в министерстве уже с этого года начали планомерно знакомиться со стратегиями регионов. Делается это для того, чтобы, как сообщили в Минрегионе, взаимоувязать и согласовать федеральные, региональные, межрегиональные и межотраслевые приоритеты развития. Именно они должны позволить выстроить механизм эффективного использования имеющихся ресурсов. В настоящее время в центре рассмотрели более 40 подобных проектов. Уже были представлены доклады Воронежской, Астраханской, Ростовской областей, Мордовии и других регионов.
Югра как раз стала одним из тех регионов, которые, что называется, решили представить свою концепцию в первом эшелоне. Заметим, что отношения руководства ХМАО и ведомства министра Владимира Яковлева можно назвать довольно тесными. Окружение губернатора Александра Филипенко периодически сверяет часы с центром. Да и сам министр не раз бывал в Югре. Последний приезд Яковлева пришелся как раз на июль прошлого года. Тогда из поездки Яковлева журналистам запомнились заявления, касающиеся беспокойства высокой долей ветхого жилья в округе, дороговизны квадратных метров (жилье в ХМАО считается самым дорогим по УрФО), а также потенциала автономии в части модернизации мощностей в сфере ЖКХ.
Нынешний же доклад югорских руководителей касался далеко не строительства и жилищной политики. В нем окружные чиновники попытались представить в комплексной форме свое видение практически всех сфер жизни ХМАО. Но для начала югорцы предпочли показать федералам, с кем те имеют дело и почему этот регион стоит выделить в разряд особой важности. Гордиться на самом деле есть чем. Как следует из вступительной части документа, ХМАО занимает первое место в стране по добыче сырой нефти (около 57% общероссийской), выработке электроэнергии (почти 7%), объему производства промышленной продукции (более 8%). Вторыми хантыйцы идут по объему инвестиций в основной капитал (около 8%), добыче природного газа (4%) и поступлению налогов и сборов в бюджетную систему РФ (21,5 %). Третье место округ берет по естественному приросту населения и по объему валового регионального продукта.
Стабильная, «неконфликтная» власть
Далее специалисты правительства Югры продолжили перечислять то, чем можно гордиться. Как следует из графы «Сильные стороны», округ занимает лидирующие позиции в стране по значительным объемам собственных доходов регионального бюджета и околобюджетных финансовых институтов. Из плюсов ситуации в ХМАО также видятся молодые материальные активы и сравнительно низкий уровень износа основных фондов, наличие конкурентоспособных в мировом масштабе бизнес-структур в нефтедобыче, авиатранспортных, страховых, лизинговых услугах, в строительстве объектов транспортной инфраструктуры. Еще достоинства – значительный потенциал роста регионального потребительского рынка, определяемый высокими личными доходами населения и пока слабым присутствием в округе сетевых торговых компаний, а также срединное положение округа в РФ. Особенно интересен тезис: «стабильная региональная исполнительная власть, работающая бесконфликтно с основными субъектами экономики».
Однако позиция региональных властей тут же меняется, когда речь заходит о слабых сторонах ХМАО. Как выясняется, основными минусами является, по мнению разработчиков схемы: «Неустойчивая бюджетная политика региональных властей в результате частого изменения норм и правил на федеральном уровне» (это, вероятно, камень в сторону соседей из Тюмени в плане финансовых взаимоотношений по 95-му федеральному закону), а также «недостаточные полномочия региональной власти для влияния на экономическое поведение нефтегазовых компаний». Помимо прочего, речь идет о низкой степени диверсификации структуры экономики Югры, слабом развитии сферы услуг для населения. Признает, и это не новость, руководство округа недостаточную развитость социального обустройства, наличие ветхого жилья и изношенных коммунальных сетей, неразвитость дорожной сети и объектов транспортной инфраструктуры и отсутствие транзитных железнодорожных путей широтной направленности с выходом на морские порты северо-запада России и восточный участок Транссиба. Еще югорских экономистов не устраивает «относительно низкое качество лесных ресурсов (урманная тайга), сужающее возможности их эффективного использования».
Кремль, дай полномочий
Слабые стороны, можно сделать вывод из стратегии-2020, так и останутся, если их не ликвидировать развитием сильных. В этом случае местные чиновники склонны видеть пессимистический сценарий развития ХМАО или – инерционный. Он «отражает пролонгацию современных тенденций в ключевых отраслях хозяйства в условиях сохранения умеренного роста несырьевого сектора экономики и нарастания диспропорций в отраслевой структуре».
А вот сильные стороны, считают в Ханты-Мансийске, в случае ликвидации слабых дадут ХМАО возможность развиваться по инновационному сценарию, который «характеризуется активной диверсификацией экономики и структурных сдвигов в пользу обрабатываемых отраслей промышленности и сектора услуг. В большей степени предполагает развитие экономики округа в направлении постиндустриального уклада и экономики знаний». Это, грубо говоря, – идеал. Но как это сделать? Необходимо, чтобы центр разрешил окружным властям, к примеру, неустойчивую бюджетную политику региональных властей в результате частого изменения норм и правил на федеральном уровне, или вот – недостаточные полномочия региональной власти для влияния на экономическое поведение нефтегазовых компаний.
Нет смысла перечислять все планы югорских властей в той или иной сфере. Вот лишь некоторые, но очень существенные показатели тех секторов экономики, которые жизненно важны для ХМАО. К примеру, инерционный сценарий развития нефтедобычи в округе подразумевает резкое падение с 268 млн. тонн углеводородов в 2005 году до 201 млн. тонн к 2020 году. Зато инновационный сценарий позволит властям потерять при падении добычи нефти к тому же 2020 году из 268 млн. тонн всего 18 млн. тонн. Этого, следует из схемы-2020, можно добиться, в том числе, «ужесточением госрегулирования процессов нефтедобычи».
Говоря об электроэнергетике, докладчики отметили, что есть базовый сценарий развития отрасли. Он не предполагает каких-либо позитивных изменений, более того – в перспективе дефицит нагрузки будет расти. Но есть еще два варианта. Это покрытие дефицита нагрузки без «экспорта», а также покрытие дефицита нагрузки плюс «экспорт». Ко всему прочему, прирост мощностей Нижневартовской ГРЭС и Сургутской ГРЭС-1 приведет к вытеснению избытков энергии в соседние регионы.
В развитии сельского хозяйства правительство ХМАО ставит на суперранний картофель и экологически чистую агропродукцию и развитие сельских кооперативов.
Олимпиада – мечта Филипенко
Большие планы югорцев связаны со сферой туризма. С 250 тыс. человек туристов в 2005 году эта планка к 2020 году должна зашкалить за 1 млн. человек. Вероятно, интерес к региону должны подогреть планы команды губернатора Филипенко провести в Югре к этому времени зимние Олимпийские игры.
Конечно же, есть планы в Югре и в такой передовой сфере, как развитие телемедицины. Так, следует из стартегии-2020, в 2010 году предусмотрено включение в телемедицинскую сеть всех госучреждений здравоохранения ХМАО, а к 2020 году местное население будут лечить посредством внедрения в телемедицинскую сеть робототехники.
Сфера платных услуг в ХМАО также зависит то того, по какому пути она будет развиваться: по инерционному – вырастет незначительно с 31,8 млрд. рублей в 2005 до 85 млрд. в 2020 году. Зато, следуя инновационному пути, объем полученных средств к этому времени вырастет в ней до 200 млрд. рублей. Подобная картина вырисовывается и в жилищной политике. Инерция, без какой-либо помощи со стороны федералов, обеспечит среднего югорца в 2020 году дополнительными шестью квадратными метрами на душу – до 24 метров. Зато инновационные подходы дадут вместо 24-х метров жителю округа целых 30 квадратных метров.
Все эти блага цивилизации, подытоживается в стратегии-2020, будут доступны за счет действия механизмов реализации стратегических целей правительства Югры, а это – окружные целевые программы на среднесрочную перспективу. Таковых программ в ХМАО 39 штук, и все они содержат цели, задачи, конкретные мероприятия по их реализации.
Корректный отказ
О реакции в Минрегионе на доклад югорских чиновников можно было догадываться по высказываниям зама главы Минрегионразвития Владимира Дедюхина, который говорил: «Опыт рассмотрения подобных концепций показывает, что наиболее успешными являются субъекты РФ, использующие в своей деятельности планирование на долгосрочной стратегии социально-экономического развития региона».
Оценка же Минрегионом планов правительства ХМАО даже в самом корректном виде показывает, что стратегией Югры федералы были недовольны. «Неоднозначную реакцию вызвали предложенные механизмы реализации намеченных целей и вопросы согласования схемы с федеральными, межрегиональными и отраслевыми приоритетами развития, – сообщили «URA.Ru» в Минрегионразвития РФ. – Схемы развития и размещения производительных сил отвечают требованиям, предъявляемым к стратегиям развития субъектов РФ на современном этапе, лишь на 60 процентов. Поэтому по итогам совещания правительству ХМАО было рекомендовано разработать стратегию развития автономного округа, используя имеющийся материал».
Эксперты склонны оценивать неудачу команды губернатора Филипенко в Москве закономерностью, которая наблюдается в целом по ситуации с представлением региональных концепций в Москве. «Складывается такое впечатление, что центр сказал регионам: давайте свое видение, мы его рассмотрим и внедрим. Но сказано это было «для галочки». Теперь в центре говорят – в регионах плохие концепции. Конечно, им они не нравятся, потому что они все просят, вон, как Югра, – полномочия. А им их не дают и не дадут», – считает один из высокопоставленных чиновников в УрФО.
Другой собеседник «URA.Ru» подтверждает мнение своего коллеги, и также напоминает, что федеральный центр вовсю продолжает критиковать проекты регионов. В качестве примера чиновник привел недавнее заявление зама главы Минрегионразвития Владимира Дедюхина, который, кстати, присутствовал на докладе о развитии Югры. По словам зама министра, только пять из представленных регионами документов полностью соответствуют требованиям министерства, еще 12 можно использовать при разработке общей региональной стратегии, остальные концепции требуют серьезной доработки.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в ХМАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Ханты, деньги, нефтевышки», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!