Рабочие места в Москве должны в первую очередь предоставляться москвичам, а власти должны добиваться ежегодного роста доходов граждан Москвы. Об этом, сообщают «Ведомости», накануне говорил кандидат на пост мэра столицы Сергей Собянин на встрече с представителями Московской федерации профсоюзов. По его словам, рабочие места для москвичей должны быть «высокотехнологичными, современными и хорошо оплачиваемыми».
Комментируя эти заявления, директор Института социальной политики Наталья Зубаревич заявила, что они полны популизма: «Рынок Москвы очень разный, москвичи проблем с трудоустройством не испытывают. Уровень безработицы смешной, в мегаполисе всегда есть рабочие места. Поэтому я не понимаю, зачем делать такие заявления. Это чистый популизм, основанный на низменных соображениях. Это плохой старт. Да и были ли сомнения в том, что у Собянина будут хорошие, интересные заявления? Это предельно непубличный человек, умеющий работать с электоратом, видимо, только на его [электората] примитивных инстинктах, подсказанных могучими пиарщиками».
Другой эксперт солидарен с этим мнением. Директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон считает, что москвичи не очень стремятся сидеть кассирами в супермаркетах, чинить дороги, водить маршрутки и выполнять другую малопрестижную работу в тяжелых условиях, к тому же не слишком хорошо оплачиваемую: «По всей видимости, москвичи предпочитают, чтобы эту работу за них делали другие люди. Собянин сказал то, что он сказал, как политик, но давайте подождем практических действий. Все политики на словах говорят исключительно так, но за их словами часто не следуют действия».
Недоумение заявления Сергея Собянина вызывают и у журналистов самого издания: «Собянин, еще не заняв мэрского поста, уже делает первые программные заявления. Новый градоначальник не намерен отказываться от присущего мэрии патернализма и обещал защищать москвичей не меньше, чем его предшественник. Вопрос в методах защиты. Собянин, в частности, хотел бы оградить москвичей от конкуренции на рынке труда. Это напоминает лозунг прошлогодних демонстраций прокремлевской молодежи: «Наши деньги – нашим людям» – и вызывает по меньшей мере недоумение.
Защита рынка труда от наплыва иностранцев – прерогатива центральных властей, которые определяют строгость пограничного контроля и квоты на работу иностранцев. Возможно, будущий мэр еще не освободился от самоощущения крупного федерального чиновника. В противном случае предложения Собянина расходятся с 19, 37 и 62-й статьями Конституции, которые гарантируют россиянам и законно находящимся в стране мигрантам равенство перед законом, право свободно распоряжаться способностями к труду и выбирать род деятельности. Любые ограничения в праве на труд, кроме деловых качеств работника (в том числе по месту жительства), запрещены также 3-й статьей Трудового кодекса и решением Верховного суда.
Но дело не только в вольном обращении с законом. Любой мировой мегаполис, в том числе и Москва, очень сложный организм с ярко выраженной спецификой рынка труда. Городу требуются не только высокооплачиваемые белые воротнички для работы в госуправлении, банках и крупных корпорациях, но и десятки тысяч работников непрестижных специальностей в транспорте, торговле, строительстве и коммунальном хозяйстве. Любая исправно действующая экономика привлекает гастарбайтеров и жителей близлежащих регионов, готовых трудиться на местах, где не желают работать привередливые местные жители. Но массовое появление приезжих, особенно имеющих отличия во внешнем облике, культуре и обычаях от коренных жителей, неизбежно вызывает напряженность. Задача государства, в том числе градоначальников, – снижать ее, а не обострять фразами, подразумевающими, что чужаки отбирают рабочие места у местных.
Возможно, обещанное Собяниным создание высокотехнологичных современных рабочих мест и обновление городского хозяйства позволят освободиться от части иногородних и зарубежных трудящихся. Но пока Москва нуждается в них. В городе, по данным Росстата, на 1,16 млн работников в возрасте 20-29 лет приходится 1,6 млн жителей того же возраста. Около 700 000 юношей и девушек этого возраста — студенты и аспиранты.
Может быть, в других возрастных группах соотношение лучше? На 1,65 млн работников 30-39 лет приходится 1,75 млн москвичей этого возраста. Горожан в возрасте 40-49 лет 1,7 млн – на 40 тыс. меньше, чем трудящихся тех же лет. Несколько лучше соотношение численности 50-59-летних (на 1,4 млн рабочих мест приходится свыше 1,6 млн жителей). Однако не будем забывать, что на старшие трудоспособные возрасты приходится значительная часть инвалидов, которых в Москве больше миллиона. Москвичей просто не хватит, чтобы заполнить все места.
В Москве 1,7 млн человек занято в торговле, более 800 тыс. – в строительстве, 300 тыс. – на транспорте, примерно столько же – в ЖКХ. Москвичи и жители Подмосковья вряд ли захотят сменить приезжих на малооплачиваемых местах.
Попытка повысить занятость местных жителей за счет вытеснения приезжих – ловушка, в которую не раз попадали популисты прошлого. В частности, в США в 1929-1937 годы, чтобы освободить места для белых американцев, правительство США депортировало, по разным оценкам, от 500 тыс. до 2 млн мексиканцев. Однако уровень безработицы в стране из-за этого не снизился. По мнению Натальи Зубаревич из Независимого института социальной политики, слова будущего московского мэра показывают, что он не понимает структуры московского рынка труда.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!