Формально, к Александру Мишарину не может быть претензий. В его графике уйма мероприятий: встреча со студентами, субботник, разговор с ветеранами. Он старается выглядеть так, как считает правильным и достойным. Но ожидания другие… (на фото с Михаилом Вьюгиным) |
В выходные поездкой в Монголию Александр Мишарин отметил полгода работы на посту губернатора, а в среду днем обсудил свои личные итоги с журналистами. И впервые получил от СМИ по полной. Все потому, что социальные ожидания свердловчан от смены власти обмануты, губернатор публичным политиком не стал, а его команда – его же и хоронит. О том, почему нельзя вспоминать Росселя, какие страхи были у Мишарина, отчего он мало кому доверяет, кого в резиденции решили «взять и разогнать», а главное – какое будущее у нашей власти, – в личном мнении Михаила Вьюгина.
Если смотреть на итоги последних шести месяцев жизни Свердловской области как на итоги Александра Мишарина, то окажется, что все весьма и весьма прилично. Предприятия увеличивают объемы производства, а от этого растет зарплата, а от этого увеличиваются налоговые сборы, а от этого растет бюджет и есть возможность обещать нянечкам в детских садах повышение зарплат, а свердловским мамочкам – строительство новых детских садов. Область готовится к российско-германскому форуму, новой выставке «Иннопром-2010», а значит, можно обсуждать инвестиционные проекты, а это и новые рабочие места, и реализация задумок молодых специалистов, и милые каждому уральцу новости о родном регионе в федеральном эфире. Впереди еще более радостные перспективы: скоростная железная дорога сначала от Екатеринбурга до Нижнего Тагила, а потом и до Москвы со всеми остановками.
За полгода Александр Мишарин посмотрел все сферы жизни Свердловской области. Был в больнице…
Но почему-то доверия Александру Мишарину у весомой части свердловчан нет. Я поговорил с одним из коллег, который помнит еще работу Алексея Страхова, так вот он убежден, что негативное отношение к нынешнему губернатору – это результат постоянного сравнения его работы с работой предшественника. И основания у такого мнения есть – работает старый психологический прием, когда каждый новый хуже своего предшественника: в сознании искушенных - Мишарин хуже Росселя, Лашманкин хуже Левина, Бондарев хуже Чемезова, Сотсков хуже Дубичева. Зачастую только потому, что ломают устоявшуюся модель работы.
…спускался в строящийся тоннель метро…
Только оснований для идеализации времени, резко закончившегося всего полгода назад, немного. Изменилось не выше крыши. Будем честными: Эдуард Эргартович тоже часто шокировал публику. То начинал расширять русло Исети в Екатеринбурге, то планировал снос института ОММ, то задумывал строительство Дворца шахмат, то мечтал об ипподроме. Помимо этого были и отрицательные трансферты в бюджете, и законопроект об особо охраняемых зонах, по которому все парки в Екатеринбурге отошли правительству. Таких тем за 14 лет власти Росселя было много, но первому свердловскому губернатору многое и прощалось: все-таки при нем выросло не одно новое поколение политиков, у него был авторитет, накопленный годами, и годами же отточенная команда (со всеми ее плюсами и минусами). Если хотите, при нем был определенный общественный договор с четко прописанными правилами поведения сторон.
…встречался с рабочими на заводах. Подготовительный этап пройдет – сейчас должно начаться самое интересное
Но со сменой губернатора он перестал действовать, и все стали ждать чего-то другого. Если вспомнить первые голосования в облдуме, где без вопросов даже со стороны оппозиции с первого маха утверждали 28-летнего министра финансов, станет ясно: Мишарину давали хороший кредит доверия. А он начал махать шашкой и распугал потенциальных сторонников.
Сейчас ясно, почему. В первые месяцы работы по непонятной причине губернатор и его ближайшее окружение жили в страхе реванша Эдуарда Росселя. У них был навязанный образ повальной коррупции росселевской поры, где каждый чиновник имеет свой интерес, долю, а после ухода начальника только и мечтает о том, как помочь Росселю вернуться. Эта идея прочно сидела в голове и была развенчана только через несколько месяцев – когда от прежней системы не осталось камня на камне.
Мэры сначала приняли Мишарина с определенным испугом: ими уже давно никто не занимался, а тут еженедельные видеоконференции. Но до отставок дело так и не дошло. Тот же Старков (на фото) продолжает представляться главой Сысерти
Беда в другом – на смену ей пришел новый страх, точнее, разочарование в той немногочисленной команде, что поддерживала миф о реванше Росселя себе во благо. И из-за него Александр Мишарин оказался в затруднительном положении: чтобы управлять – надо кому-то доверять. Но кому? Где люди, обеспечивающие контакт с внешним миром? Их нет, нет диалога и, соответственно, объективной оценки действительности.
Сейчас, например, в резиденции убеждены, что система власти работает хорошо, а проблемы исключительно в департаменте информационной политики. В остальном все отлично: внедряется электронный документооборот, даже в администрации люди переходят на проектный метод финансирования. Один департамент мешает. Отсутствие в нем профессионалов, якобы, дает жителям области некачественную (искаженную, недоработанную – как хотите) картинку власти. «Надо всех взять и разогнать», - поделился на днях один из заместителей Вячеслава Лашманкина, объясняя, почему шеф взял вопросы идеологии на себя и каждую неделю встречается с редакторами ведущих СМИ.
Доверенные лица Мишарина говорят, что весенние выборы стали для него переломным моментом, и до сих пор это «душевная рана Александра Сергеевича». Финансовая проверка расходов штаба ЕР, кстати, закончилась совсем недавно
Винить зеркало в такой ситуации, конечно, нечестно. Можно открыть список министров на официальном портале правительства, чтобы начать перечислять все ошибки новой команды: Алексею Бадаеву вспомнить скандальные увольнения руководителей областных учреждений культуры, Константину Колтонюку провал реформы финансово-бюджетных управлений в муниципалитетах, Владимиру Власову скандалы с недофинансированным летним отдыхом детей, Сергею Черепанову кризис в образовательной сфере, Владимиру Левченко отсутствие открытости при решении кадровых вопросов в унитарных предприятиях, Илье Бондареву закрытость при приватизации птицепрома – последнего приличного актива Свердловской области в сфере пищевой переработки и т.д. и т.п.
За что губернатор может не переживать – так это за отношения с Москвой. Нет ни одного человека, кто бы сомневался в его хороших связях с федеральными чиновниками. Даже среди этих самых чиновников (на фото с экс-депутатом Госдумы, замом полпреда Сергеем Сметанюком)
Понятно, что претензии есть ко всем. В каждой сфере общественной деятельности у свердловчан обмануты социальные ожидания. Если вспомнить события полугодовой давности, никакого общественного запроса на Александра Мишарина не было. Был запрос на уход Росселя, на появление нового политика – нового, как противопоставление старому, прежнему, надоевшему. С сохранением всего положительного.
Этого не случилось. Во многом из-за тех страхов, что были внедрены в сознание Мишарина. Во многом из-за личных причин второго свердловского губернатора.
Рокировка с вручением мандата депутату Сухову одна из самых спорных в свердловской политике. После нее больше доверять Мишарину политики точно не стали
В среду на пресс-конференции, отвечая на вопросы, он снял массу острых тем: объяснил, куда будут направлены средства из облигационного займа, рассказал о своем видении будущего екатеринбургского метро, описал реформу Заксобрания, поддержал спортсменов, посетовал на нерешенность вопроса с особыми экономическими зонами в Минэкономразвития. Очень часто в нем просыпался человек, который не может не нравиться – хороший управленец, который в курсе всех важных тем. И это его качество описывают все, кто имел личную встречу с губернатором.
Но с каждым же свердловчанином Мишарин не встретится. А команда никак не работает: провал на выборах в облдуму так и не отыграли за счет открытого формирования Общественной палаты (напротив, ее списки писались под строжайшим секретом), «Большой Екатеринбург» в красивый проект не превратили, с новой редакцией Устава придумали что-то совсем запредельное, будущее «ИННОПРОМА» и вовсе под вопросом – а до выставки чуть больше полутора месяцев. Сегодня сам Мишарин, отвечая на вопрос, что не удалось сделать за эти полгода, сказал: «Что-то, где-то в каждом вопросе нужно доделать, переделать». Исчерпывающе.
Самым громким провалом этих месяцев стала инициатива со строительством нового храма в центре Екатеринбурга. Для Мишарина история, возможно, закончилась. А что делает его администрация? Департамент внутренней политики пишет письма о необходимости стройки. Кто-нибудь во власти прогнозирует, к чему это приведет?
Хорошо, что это понимание у него есть, потому что на той же пресс-конференции для губернатора прозвучал тревожный звонок – с него начинают спрашивать за нарушения устоявшихся в области правил, неписанных законов, которые он, возможно, считал давно отмененными. Моя коллега из «Карпинского рабочего» спросила у Мишарина, почему он вновь опоздал на пресс-конференцию. Ее анонсировали в 12.30, потом переносили на 13.30, но в зале Мишарин появился лишь в 14.10. «Это форс-мажор, сбой в работе или неуважение к журналистам?», - спросила она, и зал поддержал даму аплодисментами. Объяснения губернатора, что аппарат боялся опозданий журналистов, сопровождались выкриками «Да ладно!» и «Ниче себе!». Услышав их, губернатор пошел в атаку и обвинил уже самих журналистов в том, что они просто ждали его, а могли бы друг с другом пообщаться.
Лишь в конце мероприятия, видя, как много вопросов у нас осталось, продлил пресс-конференцию. «Раз вы десять минут меня ждали, еще отвечу», - сказал он, таким странным образом предлагая мир, и было видно, что желание это искреннее – только никак не может превратиться в форму обычного извинения. Все дело в том, что Александр Мишарин – не публичный политик, он не может войти в зал и сразу извиниться, считая, что это сделает его слабым.
Ничуть.
Больше всех свердловчан от смены власти выиграл Андрей Козицын. Пять месяцев он был в лучах славы. Таких ярких, каких не было в лучшие годы дружбы с Росселем. Потом опомнились, что есть и другие ФПГ, здорово обидевшиеся на выделение одного любимчика. Переговоры с ними – предмет отдельной аналитички
Точно также слабым не сделает внимание к чужому совету и признание собственной неправоты. Эта искренность и есть социальный запрос свердловчан, имевшийся при смене власти, но не услышанный. Эта новая искренность – есть главный федеральный тренд последних лет.
Но на него способны публичные политики, а Мишарин пока к публичности не готов. Это не страшно: среди современных российских губернаторов политиков единицы, и можно совершенно спокойно работать, будучи технократом с шикарными связями в федеральном правительстве. Это не плохо, а в чем-то даже хорошо. И при достойной работе в мае 2012 года вполне можно оказаться российским вице-премьером или главой РЖД.
Внутри администрации (на фото с Вячеславом Лашманкиным) уверены, что в целом ситуация нормальная, только информационный департамент не справляется
Есть только две опасности: не удержать ситуацию на проблемных предприятиях и проиграть выборы. Эти две темы – основные для оценки работы губернатора в Москве, поскольку там тоже думают только о самосохранении. Летом забастовок и акций протеста всегда мало, поэтому для Александра Мишарина крайне важны осенние выборы в этом году и весенняя кампания 2011-го – последние региональные проверки команды перед большим федеральным циклом.
Если в сегодняшнем Мишарине я правильно прочитал желание получить любовь свердловчан – справиться он может. А если ошибся?
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!