Губернатор Виктор Басаргин сохранил свою должность, несмотря на атаки оппонентов и предсказания экспертов о грядущей отставке, и это — главный политический итог год для Прикамья. Дальнейшая карьера главы региона и общий сценарий развития региона теперь напрямую зависят от итогов больших выборов. Ключевые политические события в Пермском крае в уходящем году и первые прогнозы результатов грядущей кампании — в материале «URA.Ru».
Глава Пермского края Виктор Басаргин «встряхнул» политическую обстановку уже в январе, когда принял ряд кадровых решений. Влиятельного «социального» вице-премьера Надежду Кочурову отправили в отставку. Ее место заняли сразу двое. Как оказалось, это сыграло ключевую роль.
Кураторство здравоохранения поручили очередному «варягу» — Ольге Ковтун, долгое время работавшей в минздраве Свердловской области. В течение года случились отставка министра здравоохранения Анастасии Крутень, скандалы с несвоевременным оказанием помощи 13-летней девочке (она в итоге умерла), якобы сломанным томографом в детской больнице и якобы отсутствием во всем регионе вакцины от укуса гадюки. Летом Ковтун сама возглавила минздрав, после чего случился самый серьезный удар по репутации команды губернатора — в конце сентября свои должности покинули сразу 30 главных врачей. Многие из них по результатам конкурсов вернулись к работе, но оппозиционеры успели как следует «оторваться» на губернаторе и его соратниках.
Вторым преемником Кочуровой стала депутат Заксобрания Ирина Ивенских. Никаких конфликтов и скандалов с ее участием не было. Однако уместно напомнить, что Ивенских была одним из сопредседателей регионального отделения «Общероссийского народного фронта» (ОНФ). Именно на ее место в ноябре была назначена помощник проректора Пермского госуниверситета Елена Шлыкова. Другим претендентом на этот пост была депутат Заксобрания Зоя Галайда. Активисты ОНФ обвинили губернатора в давлении и обратились в прокуратуру. Отдельные члены ОНФ, наоборот, выступили против руководства пермского отделения и оспорили назначение Шлыковой в суде. Однако в декабре история закончилась фактическим поражением краевых властей — на губернатора нажаловались лично Владимиру Путину, несогласных «фронтовиков» исключили из штаба, а процедуру избрания Шлыковой провели заново.
Также в конце января в связи с личными и семейными обстоятельствами пост главы администрации губернатора покинул Алексей Фролов. Есть версия, что его «съел» заместитель — Кирилл Маркевич. Лишь в мае должность занял вице-премьер правительства, бывший сити-менеджер Перми Анатолий Маховиков. По мнению наблюдателей, он должен был выполнять роль «ширмы», за которой всеми политическими процессами руководил бы Маркевич. Однако позднее ситуация изменилась.
«Запах» отставки Виктора Басаргина и даже возможного уголовного преследования возник еще в октябре, когда в регионе началась масштабная антикоррупционная проверка с участием представителей администрации президента и Генпрокуратуры. Незадолго до этого неожиданно в отпуск отправился ближайший соратник губернатора, замглавы краевой администрации Кирилл Маркевич. Еще более неожиданно 19 октября он добровольно ушел в отставку. Следом новую должность получил другой давний компаньон губернатора — вице-премьер и «серый кардинал» краевого правительства Олег Демченко. Его перевели в московское представительство региона.
Впрочем, результаты проверки до сих пор нигде не были озвучены. Известно, что Маркевич вернулся в Пермь и фактически вновь стал неформальным советником главы региона. В ноябре разошлась информация, что он возглавит неофициальный предвыборный штаб. Сейчас Маркевич попал под удар: депутаты Госдумы просят правоохранителей проверить его деятельность, а СМИ публикуют якобы его «пикантные» переписки. Олега Демченко также в Перми видят довольно часто. Говорят, что он по-прежнему контролирует всех министров, ответственных за строительство, ЖКХ и транспорт.
В июле администрацию губернатора покинул директор департамента внутренней политики Сергей Неганов (в должности он работал с 2006 года). Далее у краевых властей возникли большие сложности в управлении территориями. В августе лишь с большим трудом им удалось отправить в отставку неугодного мэра Краснокамска Юрия Чечеткина. Сентябрь ознаменовался неоднозначными результатами выборов — в Большесосновском, Очерском и Еловском районах «Единая Россия» провалилась. Затем начались проблемы с назначением глав территорий (Кунгур, Кудымкарский район).
На фоне политических проблем краевых властей оппозиция ушла в тень. Так называемая «группа товарищей» из депутатов Заксобрания прекратила действовать открыто. Главный оппонент губернатора — Дмитрий Скриванов — практически перестал публично критиковать чиновников, неким «спикером» оппозиции стал его соратник Илья Шулькин. Но именно команда Скриванова в декабре первой начала предвыборную кампанию. Помимо баннеров с портретами Шулькина и Дарьи Эйсфельд появились загадочные билборды с лозунгом «Who is Mr.Skrivanov?». Кроме того, Эйсфельд возглавила региональное отделение «Справедливой России». Есть версия, что Скриванов берет под контроль и пермских коммунистов. По мнению наблюдателей, в следующем созыве депутатов Заксобрания сторонников Скриванова будет более половины. Сам он, возможно, поборется за место в Госдуме — из нижней палаты российского парламента легче «прыгнуть» в кресло губернатора.
Политтехнолог Алексей Чусовитин выделяет три принципиальных черты политических итогов Прикамья: «Во-первых, сформировалась некая новая реальность: пермская элита разделилась на большие группы влияния. Их как минимум четыре, они очень мощные и могут конкурировать между собой. Второе: сам губернатор перестал быть объектом критики. Тема „наездов“ маргинализировалась, на первый план вышли иные противоречия. Последнее: у Виктора Басаргина появился гипотетический шанс переизбраться в 2017 году. Он может занять роль некоего арбитра в условиях, когда политические группы будут вести борьбу между собой».
Собеседник выразил уверенность, что выборы в следующим году пройдут под знаком «левизны» — правых партий сейчас вообще не видно. Конкуренты постараются «отобрать» рейтинги «Единой России» (сейчас партия власти имеет поддержку на уровне 60 %), кампания будет конфликтной и нервной.
Политолог Алексей Копысов считает, что рано предполагать, какими будут итоги грядущих больших выборов: «В этом году заметных, ярких политических событий не отмечено. Можно сказать, он прошел со взглядом в следующий 2016 год. Причина проста — политики определяются, с чем они пойдут к избирателю, и подводят итоги. Гораздо более острым оказалось противостояние пермских СМИ. Как пройдут выборы в сентябре? Пока это непредсказуемо. С точки зрения избирательных комиссий все понятно — к кампании они готовы. Но какими будут результаты или хотя бы расстановка сил — непонятно. Такая неясность сказывается и на том, что большинство будущих кандидатов уже ведут кампанию в своих округах, но не пытаются выйти на общекраевой уровень».
Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев уверен, что в ближайшее время Пермский край ждет политическая «активизация»: «Басаргин устоял, но именно это и создает интригу. Выборы депутатов Заксобрания обещают быть интересными, а кампания в Госдуму для губернатора станет судьбоносной. Временное затишье подошло к концу».
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Губернатор Виктор Басаргин сохранил свою должность, несмотря на атаки оппонентов и предсказания экспертов о грядущей отставке, и это — главный политический итог год для Прикамья. Дальнейшая карьера главы региона и общий сценарий развития региона теперь напрямую зависят от итогов больших выборов. Ключевые политические события в Пермском крае в уходящем году и первые прогнозы результатов грядущей кампании — в материале «URA.Ru». Глава Пермского края Виктор Басаргин «встряхнул» политическую обстановку уже в январе, когда принял ряд кадровых решений. Влиятельного «социального» вице-премьера Надежду Кочурову отправили в отставку. Ее место заняли сразу двое. Как оказалось, это сыграло ключевую роль. Кураторство здравоохранения поручили очередному «варягу» — Ольге Ковтун, долгое время работавшей в минздраве Свердловской области. В течение года случились отставка министра здравоохранения Анастасии Крутень, скандалы с несвоевременным оказанием помощи 13-летней девочке (она в итоге умерла), якобы сломанным томографом в детской больнице и якобы отсутствием во всем регионе вакцины от укуса гадюки. Летом Ковтун сама возглавила минздрав, после чего случился самый серьезный удар по репутации команды губернатора — в конце сентября свои должности покинули сразу 30 главных врачей. Многие из них по результатам конкурсов вернулись к работе, но оппозиционеры успели как следует «оторваться» на губернаторе и его соратниках. Вторым преемником Кочуровой стала депутат Заксобрания Ирина Ивенских. Никаких конфликтов и скандалов с ее участием не было. Однако уместно напомнить, что Ивенских была одним из сопредседателей регионального отделения «Общероссийского народного фронта» (ОНФ). Именно на ее место в ноябре была назначена помощник проректора Пермского госуниверситета Елена Шлыкова. Другим претендентом на этот пост была депутат Заксобрания Зоя Галайда. Активисты ОНФ обвинили губернатора в давлении и обратились в прокуратуру. Отдельные члены ОНФ, наоборот, выступили против руководства пермского отделения и оспорили назначение Шлыковой в суде. Однако в декабре история закончилась фактическим поражением краевых властей — на губернатора нажаловались лично Владимиру Путину, несогласных «фронтовиков» исключили из штаба, а процедуру избрания Шлыковой провели заново. Также в конце января в связи с личными и семейными обстоятельствами пост главы администрации губернатора покинул Алексей Фролов. Есть версия, что его «съел» заместитель — Кирилл Маркевич. Лишь в мае должность занял вице-премьер правительства, бывший сити-менеджер Перми Анатолий Маховиков. По мнению наблюдателей, он должен был выполнять роль «ширмы», за которой всеми политическими процессами руководил бы Маркевич. Однако позднее ситуация изменилась. «Запах» отставки Виктора Басаргина и даже возможного уголовного преследования возник еще в октябре, когда в регионе началась масштабная антикоррупционная проверка с участием представителей администрации президента и Генпрокуратуры. Незадолго до этого неожиданно в отпуск отправился ближайший соратник губернатора, замглавы краевой администрации Кирилл Маркевич. Еще более неожиданно 19 октября он добровольно ушел в отставку. Следом новую должность получил другой давний компаньон губернатора — вице-премьер и «серый кардинал» краевого правительства Олег Демченко. Его перевели в московское представительство региона. Впрочем, результаты проверки до сих пор нигде не были озвучены. Известно, что Маркевич вернулся в Пермь и фактически вновь стал неформальным советником главы региона. В ноябре разошлась информация, что он возглавит неофициальный предвыборный штаб. Сейчас Маркевич попал под удар: депутаты Госдумы просят правоохранителей проверить его деятельность, а СМИ публикуют якобы его «пикантные» переписки. Олега Демченко также в Перми видят довольно часто. Говорят, что он по-прежнему контролирует всех министров, ответственных за строительство, ЖКХ и транспорт. В июле администрацию губернатора покинул директор департамента внутренней политики Сергей Неганов (в должности он работал с 2006 года). Далее у краевых властей возникли большие сложности в управлении территориями. В августе лишь с большим трудом им удалось отправить в отставку неугодного мэра Краснокамска Юрия Чечеткина. Сентябрь ознаменовался неоднозначными результатами выборов — в Большесосновском, Очерском и Еловском районах «Единая Россия» провалилась. Затем начались проблемы с назначением глав территорий (Кунгур, Кудымкарский район). На фоне политических проблем краевых властей оппозиция ушла в тень. Так называемая «группа товарищей» из депутатов Заксобрания прекратила действовать открыто. Главный оппонент губернатора — Дмитрий Скриванов — практически перестал публично критиковать чиновников, неким «спикером» оппозиции стал его соратник Илья Шулькин. Но именно команда Скриванова в декабре первой начала предвыборную кампанию. Помимо баннеров с портретами Шулькина и Дарьи Эйсфельд появились загадочные билборды с лозунгом «Who is Mr.Skrivanov?». Кроме того, Эйсфельд возглавила региональное отделение «Справедливой России». Есть версия, что Скриванов берет под контроль и пермских коммунистов. По мнению наблюдателей, в следующем созыве депутатов Заксобрания сторонников Скриванова будет более половины. Сам он, возможно, поборется за место в Госдуме — из нижней палаты российского парламента легче «прыгнуть» в кресло губернатора. Политтехнолог Алексей Чусовитин выделяет три принципиальных черты политических итогов Прикамья: «Во-первых, сформировалась некая новая реальность: пермская элита разделилась на большие группы влияния. Их как минимум четыре, они очень мощные и могут конкурировать между собой. Второе: сам губернатор перестал быть объектом критики. Тема „наездов“ маргинализировалась, на первый план вышли иные противоречия. Последнее: у Виктора Басаргина появился гипотетический шанс переизбраться в 2017 году. Он может занять роль некоего арбитра в условиях, когда политические группы будут вести борьбу между собой». Собеседник выразил уверенность, что выборы в следующим году пройдут под знаком «левизны» — правых партий сейчас вообще не видно. Конкуренты постараются «отобрать» рейтинги «Единой России» (сейчас партия власти имеет поддержку на уровне 60 %), кампания будет конфликтной и нервной. Политолог Алексей Копысов считает, что рано предполагать, какими будут итоги грядущих больших выборов: «В этом году заметных, ярких политических событий не отмечено. Можно сказать, он прошел со взглядом в следующий 2016 год. Причина проста — политики определяются, с чем они пойдут к избирателю, и подводят итоги. Гораздо более острым оказалось противостояние пермских СМИ. Как пройдут выборы в сентябре? Пока это непредсказуемо. С точки зрения избирательных комиссий все понятно — к кампании они готовы. Но какими будут результаты или хотя бы расстановка сил — непонятно. Такая неясность сказывается и на том, что большинство будущих кандидатов уже ведут кампанию в своих округах, но не пытаются выйти на общекраевой уровень». Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев уверен, что в ближайшее время Пермский край ждет политическая «активизация»: «Басаргин устоял, но именно это и создает интригу. Выборы депутатов Заксобрания обещают быть интересными, а кампания в Госдуму для губернатора станет судьбоносной. Временное затишье подошло к концу».