Реформа правительства не избавила Анатолия Гредина и Михаила Максимова друг от друга, а значит, конфликты и пикировки продолжатся |
Александр Мишарин организовывает новое министерство и принимает на работу недавно уволившегося сотрудника своей же администрации. Как стало известно «URA.Ru», несколько часов назад подписан указ, меняющий структуру правительства Свердловской области. Все ждали, что изменений будет больше, но губернатор решил не торопиться. Что заначил глава региона, какие мечты Гредина и Максимова исполнил, а главное - кто же станет новым министром экономики – в нашем материале.
Реформу правительства в резиденции обсуждают уже почти месяц. Формальным поводом для начала многочисленных мозговых штурмов стала отставка министра по управлению госимуществом Владимира Левченко, затем увольнение министра образования Сергея Черепанова, уход министра транспорта Сергея Швиндта и заместителя руководителя администрации губернатора Евгения Софрыгина. «Как-то так оказалось, что меньше чем за квартал вопрос о кадровой замене возникал слишком часто, - вспоминает источник в администрации губернатора, - и в итоге трансформировался в другой: «Что нужно изменить в системе управления, чтобы она стала более эффективной».
Сами совещания проходили в полном соответствии с жесткими правилами аппаратных игр: одних министров на них не приглашали вообще, других звали, но не на каждый сбор. На мозговых штурмах возникали временные коалиции, старые враги топили друг друга, обвиняли и изобличали. Что думал, глядя на все это Александр Мишарин, неизвестно, но зато из проекта его указа ясно, к каким выводам он пришел.
Главная новость, связанная с реформой правительства, имеет непосредственное отношение к первому вице-премьеру Михаилу Максимову. Он остается работать, сохраняет статус первого зама председателя и при этом получает в свое управление Министерство развития и инвестиций. Эта структура создается с нуля и будет, помимо указанных полномочий, отвечать за выставочную деятельность как в регионе, так и на международных площадках. По сути, юридически закрепляется то, о чем Максимов давно мечтал и что давно делал.
Новый министр экономики Софрыгин (в центре) хочет изучить работу ГУПов, новый министр госимущества Недельский (справа) – тоже. Вот бы их проблемы министру Шевелеву (слева)
Чего греха таить, Минэкономики, которым он до последнего времени руководил, уже несколько лет стремительно сокращает свой функционал, прекращая выполнять те статистические обязанности, что были взяты на ведомство его прежним руководителем Галиной Ковалевой (страшно любившей науку и оторванные от жизни расчеты). В последний год произошли еще более серьезные изменения, и в итоге министерство – это уменьшенная копия всего кабмина, каждое его управление – это отдельное министерство в миниатюре. Михаил Шалиманов, курирующий стройки, - прямой конкурент главе Минстроя Михаилу Жеребцову, начальник управления туризма Елена Новоторженцева – того и гляди заменит министра культуры и туризма Алексея Бадаева… Главы министерств никогда не скрывали, что подобный «кадровый резерв» не позволяет нормально работать, заставляет вечно оглядываться. Губернатор их особо не слушал: с точки зрения управленца внутренняя конкуренция хороша, потому что заставляет всех работать с удвоенной, утроенной энергией.
Вот только как ни реформируй Министерство экономики, федеральное законодательство все равно перекладывает на него много статистических поручений. От работы, которую ведет обновленное Минэкономики, эти тонны запросов и отчетов, конечно, отвлекали. Именно поэтому еще в прошлом году Максимов инициировал создание Министерства инвестиций, из-за чего сейчас мощное Минэкономики делится на две части.
Дьявол, как водится, в деталях. Получая в свое ведение новое министерство, Михаил Максимов должен согласиться на сокращение штатов. Борьба за штатные единицы (сейчас в Минэкономики почти полторы сотни сотрудников) идет насмерть, и чем закончится - неясно, потому что забрать много Министерство развития и инвестиций не может – надо же оставить что-то в Министерстве экономики. Именно поэтому, официально изменения вступят в силу с 1 июня. Пока же (после подписания указа) все сотрудники нынешнего Минэка получат уведомления о сокращении их должностей, а Максимов и новый министр экономики станут продумывать структуры своих ведомств.
Новым министром, к слову, становится бывший замглавы администрации губернатора Евгений Софрыгин. Он, по слухам, отказался от поста вице-премьера, решив доказать Александру Мишарину, что добиться успеха можно и не имея дополнительного статуса (и как шутят в резиденции, готов работать только с двумя подчиненными).
Пост "министра еды", который занимает Ноженко (на фото), хотят сократить за ненадобностью
Планы Софрыгина интересны: он получает в управление не просто министерство с определенным функционалом, а аппаратного гиганта, чьи полномочия пересекаются почти со всеми остальными органами исполнительной власти. А учитывая характер нового министра, пересечения эти обещают быть весьма и весьма интересными для наблюдателей. Например, еще работая в администрации, Софрыгин настаивал на проведении системных реформ в социальных сферах и реализации программ повышения эффективности экономики. Эти общие слова, очень похожие на лозунги Медведева, при реализации станут полем битвы с тем же Министерством по управлению госимуществом. Ведь желание Софрыгина - не просто реформировать, но и изучить финансовую деятельность, дать оценку эффективности расходования госсредств унитарных предприятий и бюджетных учреждений, коим несть числа и директора которых, естественно, будут искать защиты в МУГИСО у Виталия Недельского.
Также, еще в администрации, Евгений Софрыгин настаивал на создании колл-центра, который бы собирал информацию о качестве свердловского здравоохранения. Глава профильного министерства Аркадий Белявский в первый раз этот проект зарубил, но накануне признался нашему агентству, что колл-центр все же будет создан.
При кажущейся правильности целей, которые ставит себе Евгений Софрыгин, весьма интересно, как они будут реализованы и каким составом. Легко может оказаться, что в новой аппаратной борьбе за количество штатных единиц Минэкономики проиграет и решать глобальные задачи придется столь малым составом, что проще за них вообще не браться.
А сокращений не избежать. Министерству внешнеэкономических связей, например, советуют поделиться частью своих функций с новым министерством Михаила Максимова, а Минфину, напротив, принять часть задач, пока лишь формально закрепленных за Минэкономики. Александр Мишарин уже объявил, что в ходе реформирования количество чиновников не только не должно увеличиться, но и, напротив, обязано сократиться. Поэтому одно время рассматривался вопрос о ликвидации Министерства торговли, питания и услуг. Его функционал в полном объеме хотели передать Министерству сельского хозяйства. Но не передали, и сейчас губернатор раздумывает лишь над тем, чтобы увеличить аппаратный вес главы Минсельхоза Ильи Бондарева, дав ему статус вице-премьера, курирующего еще и Минторг. То есть, по сути, повторим систему, имевшуюся в правительстве Эдуарда Росселя. Сейчас это необходимо для реализации программы «Уральская деревня» (ранее курируемой Минэкономики, но потом сброшенной ввиду несоответствия имеющимся у ведомства задачам). Но пока все это не закрепилось указом губернатора.
Также на следующий этап реформы оставлено обсуждение судьбы Министерства энергетики и ЖКХ. Если кто-то забыл – в начале «нулевых» Эдуард Россель вообще ликвидировал это ведомство, посчитав, что отдельный куратор отрасли не нужен. Лишь в середине 2000-х, вступив в должность губернатора в четвертый раз и осознавая важность реформы РАО ЕЭС, Россель объявил о создании Министерства энергетики, первым и единственным главой которого стал Юрий Шевелев. Позже, уже видя развал системы ЖКХ, министерство нагрузили и этими проблемами.
Министру Бондареву (справа) и министру Харлову (слева) планируют изменить круг полномочий
В ближайшее время все, возможно, снова поменяется; пережив сложный отопительный сезон, Александр Мишарин, говорят, решил сохранить только Министерство ЖКХ, которое доверят Юрию Шевелеву. «Все равно с нынешним состоянием ЖКХ он не успевал нормально заниматься энергетикой», - злословят чиновники. Полномочия по контролю за энергетикой передадут в Министерство промышленности, руководитель которого Александр Петров может стать первым вице-премьером.
Таким образом, в правительстве в ближайшее время вновь станет два первых вице-премьера – это будет главный аппаратный итог реформы. С формирования кабинета в конце 2009 года у премьера Анатолия Гредина был лишь один первый заместитель - Михаил Максимов, и ни для кого не секрет, что друг друга они особо сильно не ценят. Сохранение обоих на их постах означает, что конфликты и пикировки продолжатся. Правда, уже с меньшей ожесточенностью. Как это отразится на результате - станет ясно уже в декабре. Ведь как бы члены правительства ни утверждали, что занимаются только экономикой и в политику не лезут, но именно от их работы, от того, как эту работу оценят свердловчане, будут зависеть результаты местной «Единой России» и сохранение конкретных чиновников на их конкретных постах.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!