«Всегда говори «да». Мастер-класс для лоббистов от Владимира Путина
Станислав Белковский нарисовал карту крупнейших аппаратных битв 2013 года. Победители, проигравшие, вводные на 2014-й
Размер текста
-
17
+
При всем негативном фоне, который сформировался вокруг Дмитрия Медведева, Станислав Белковский уверен, что именно такой премьер-министр нужен Владимиру Путину
Завершающийся год прошел под знаком внутриэлитных войн на всех фронтах: битва была насмерть. Главной темой повестки была отставка правительства Дмитрия Медведева, против которого выступили все возможные кланы. Как результат — информационные атаки, отставки высокопоставленных чиновников, уголовные дела. Параллельно шла жесткая борьба за экономические ресурсы: госкорпорации, приближенные к Кремлю бизнесмены, члены кабмина вели свои игры. Политолог Станислав Белковский, который считается аналитиком-старожилом кремлевских процессов, представил доклад о главных внутриэлитных войнах этого года. «URA.Ru» представляет и труд эксперта, и бонус от него для наших читателей: инсайд, который поможет выжить в 2014-м.
Конфликты вокруг Белого дома, дело против экс-министра обороны Сердюкова, атака на главу РЖД Владимира Якунина, коррупционные скандалы вокруг фонда «Сколково», досрочные выборы мэра Москвы — все эти события весь год формировали политическую повестку, через которую российские элиты получали и посылали знаки друг другу. В докладе Белковский отмечает, что в 2013 году проявился новый характер внутриэлитных конфликтов: это прежде всего, аппаратные и корпоративные войны. «Путинская элита уже не воспринимает себя как единое целое настолько, чтобы ограничиваться в своей борьбе методами и средствами, не дестабилизирующими систему в целом», — считает он.
Главной мишенью для серии атак весь этот год был Дмитрий Медведев. Критика в его адрес косвенно или прямо звучала от Владимира Путина, депутатов Госдумы, путинского «Народного фронта», и даже от единороссов. Первой серьезной аппаратной потерей премьера считается отставка Анатолия Сердюкова с поста министра обороны, дальше — добровольный уход его зама Владислава Суркова на волне публичного скандала вокруг проекта Фонд «Сколково». Летом на фоне критики реформы РАН КПРФ инициирует сбор миллиона подписей за отставку Белого дома.
Следующая волна слухов об отставке премьер-министра была спровоцирована словами Владимира Путина о недопустимости публичной критики со стороны крупных чиновников уже принятых президентом решений. Президент тогда посоветовал следовать примеру бывшего министра финансов Алексея Кудрина и перейти в экспертный совет. Многие политологи восприняли это как предложение президента в адрес Дмитрия Медведева. И последний «пинок» в адрес Белого дома прозвучал во время ежегодного Послания Президента, когда Путин заявил о недопустимости затягивать исполнение майских указов.
Впрочем, по версии автора доклада, за неделю до этого Медведев получил еще один аппаратный укус, когда Путин своим указом ликвидировал агентство «РИА Новости». Считается, что главный редактор агентства Светлана Миронюк ориентировалась на Дмитрия Медведева и его пресс-секретаря Наталью Тимакову.
Но при всем негативном фоне, который сформировался вокруг Дмитрия Медведева, Станислав Белковский уверен, что именно такой премьер-министр нужен Владимиру Путину. На вопрос корреспондента «URA.Ru», ждать ли каких-то кадровых революций после Олимпиады в Сочи, политолог отвечает отрицательно. «Ее проведение — не какой-то важный политический водораздел. Ликвидация РИАН ведь состоялась до Олимпиады. Кроме того, если даже сейчас убрать из правительства Медведева, ничего не изменится. Скоропостижно увольнять столь покладистого главу кабинета смысла нет: Медведев идеален как громоотвод для непопулярных решений», — уверен Белковский.
По его словам, премьер-министры такого формата в принципе соответствуют кадровой политике Владимира Путина. После отставки Михаила Касьянова премьер-министрами назначались Михаил Фрадков, Виктор Зубков — люди полностью зависимые от президента. «Они никогда не подают в отставку в ответ на критику, потому что их главная задача пересидеть ситуацию. А Медведев намеренно решил быть премьером, который не принимает никаких решений, чтобы дождаться следующих выборов в 2018 году. Это делает его аппаратно неуязвимым. Он, например, спокойно может узнавать о каких-то решениях вице-премьера Ольги Голодец уже из СМИ. В то время как она все приоритеты согласовывает с Путиным. Медведев действительно снова надеется стать президентом», — считает политолог.
Кроме того, по его словам, сам Владимир Путин, несмотря на публичную критику правительства, статусно закрепил за Медведевым титул второго человека в стране: только премьер-министр и президент сейчас в Москве перемещаются на вертолете. У Путина — три вертолета сопровождения, у Медведева — два.
Среди интересантов отставки Дмитрия Медведева в докладе называются руководитель администрации президента Сергей Иванов, бывший министр финансов Алексей Кудрин, глава компании «Роснефть» Игорь Сечин. Кроме того, Иванов, Кудрин и вице-премьер Дмитрий Рогозин считаются потенциальными преемниками Путина в 2018 году. Именно эти их амбиции в том числе провоцируют аппаратные атаки в адрес Белого дома. Отдельно рассматривается также кандидатура министра обороны Сергея Шойгу как человека, который может вернуть устойчивость системе управления страной. Но если говорить о судьбе правительства до 2018 года, то назначение новым премьером Алексея Кудрина или Сергея Шойгу может быть воспринято элитами важным политическим сигналом, который обострит борьбу за президентский пост раньше времени.
Еще одному претенденту на пост премьер-министра России и возможному преемнику пришлось отказаться от своих амбиций по итогам выборов в мэры Москвы. По мнению Станислава Белковского, Сергей Собянин не смог легитимизировать свою власть через привлечение на выборы оппозиционера Алексея Навального. Благодаря этим выборам, Навальный из блогера напротив превратился в системного политика.
При этом в представленном докладе называются несколько условий, при которых 2014 год может стать последним для правительства Медведева: резкое ухудшение экономической ситуации, масштабная инфраструктурная катастрофа или к примеру донос Путину о нелояльности Медведева.
Описывая внутриэлитные конфликты в российской политике, Станислав Белковский утверждает, что никакой реальной вертикали в структурах власти нет: все выстроено по сетевому принципу, когда разные группы власти просто борются за ресурсы. «Эту систему уместнее назвать горизонталью власти, когда нет четко определенных центров принятия решений. Причем о многих решениях президент также может не знать. Хотя элиты в своих войнах, лоббизме и поглощениях регулярно прикрываются фамилией президента. Так, например, во время Послания Владимир Путин вдруг заявляет, что продажа ТНК-BP Роснефти была проведена вне российской юрисдикции. То есть получается, что он не был вовремя проинформирован и его Сечин поставил перед фактом», — предполагает политолог.
В русле «горизонтали власти» в докладе рассматривается и дело против Анатолия Сердюкова. Среди противников бывшего министра обороны в документе выделяются руководитель администрации президента Сергей Иванов (по версии Белковского, команда Иванова была вытеснена Сердюковым из министерства), глава Ростеха Сергей Чемезов (его предприятия подвергались критике со стороны Сердюкова, а к проектам Миноброны привлекались бизнесмены, близкие к Медведеву), вице-премьер Дмитрий Рогозин (мечтал совмещать свой пост с постом министра обороны).
Корреспондент «URA.Ru» попросил Станислава Белковского назвать главного победителя в аппаратных войнах этого года. По мнению политолога, таковым можно считать главу РЖД Владимира Якунина. «Его отставка была согласована Медведевым с Путиным. Было подписано соответствующее постановление. Но надо понимать, что Путин отличается тем, что всегда может отозвать свое согласование. Он всегда всем просителям говорит „да“. Но с такой интонацией, что непонятно, как трактовать это согласие», — объясняет Белковский ключевую технологию современного политического лоббизма. По его версии, Путин решил отменить решение об отставке Якунина уже во время «трапезы с глухарем». Среди главных участников борьбы Якунина в докладе называются глава госкорпорации Сергей Чемезов, группа «Сумма» и ее фактические владельцы братья Магомедовы (компания считается одной из титульных медведевских структур) не поделили активы «Трансконтейнер» с РЖД), а также корпорация «Уралвагонзавод» (конфликт интересов с РЖД по вопросам вагонного парка).
В аутсайдеры аппаратных битв, по словам Белковского, по итогам года выходит все-таки Дмитрий Медведев, который проигрывал своим оппонентам на всех фронтах. Если не считать борьбу между Аркадием Дворковичем и Игорем Сечиным за влияние на российский ТЭК.
Станислав Белковский пояснил «URA.Ru», что Совету по развитию ТЭК при президенте РФ так и не удалось стать действительно работающей структурой. Сам Совет при этом создавался для того, чтобы отнять у правительства часть функций в управлении отраслью. Политолог считает, что Белому дому удалось частично парализовать работу этого органа. При этом «Роснефть» все-таки увеличивает свое влияние в ТЭК за счет активной экспансии. Так, в 2013 году ею были приобретены ТНК-ВР и «Итера». В докладе также не исключается, что в будущем Роснефть попытается купить «Газпромнефть».
На вопрос «URA.Ru», как сам Владимир Путин относится к внутриэлитным войнам, Станислав Белковский пошутил: «Спросите лучше у лабрадора Кони. Путин не доверяет людям, об этом может знать только его собака».
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Завершающийся год прошел под знаком внутриэлитных войн на всех фронтах: битва была насмерть. Главной темой повестки была отставка правительства Дмитрия Медведева, против которого выступили все возможные кланы. Как результат — информационные атаки, отставки высокопоставленных чиновников, уголовные дела. Параллельно шла жесткая борьба за экономические ресурсы: госкорпорации, приближенные к Кремлю бизнесмены, члены кабмина вели свои игры. Политолог Станислав Белковский, который считается аналитиком-старожилом кремлевских процессов, представил доклад о главных внутриэлитных войнах этого года. «URA.Ru» представляет и труд эксперта, и бонус от него для наших читателей: инсайд, который поможет выжить в 2014-м. Конфликты вокруг Белого дома, дело против экс-министра обороны Сердюкова, атака на главу РЖД Владимира Якунина, коррупционные скандалы вокруг фонда «Сколково», досрочные выборы мэра Москвы — все эти события весь год формировали политическую повестку, через которую российские элиты получали и посылали знаки друг другу. В докладе Белковский отмечает, что в 2013 году проявился новый характер внутриэлитных конфликтов: это прежде всего, аппаратные и корпоративные войны. «Путинская элита уже не воспринимает себя как единое целое настолько, чтобы ограничиваться в своей борьбе методами и средствами, не дестабилизирующими систему в целом», — считает он. Главной мишенью для серии атак весь этот год был Дмитрий Медведев. Критика в его адрес косвенно или прямо звучала от Владимира Путина, депутатов Госдумы, путинского «Народного фронта», и даже от единороссов. Первой серьезной аппаратной потерей премьера считается отставка Анатолия Сердюкова с поста министра обороны, дальше — добровольный уход его зама Владислава Суркова на волне публичного скандала вокруг проекта Фонд «Сколково». Летом на фоне критики реформы РАН КПРФ инициирует сбор миллиона подписей за отставку Белого дома. Следующая волна слухов об отставке премьер-министра была спровоцирована словами Владимира Путина о недопустимости публичной критики со стороны крупных чиновников уже принятых президентом решений. Президент тогда посоветовал следовать примеру бывшего министра финансов Алексея Кудрина и перейти в экспертный совет. Многие политологи восприняли это как предложение президента в адрес Дмитрия Медведева. И последний «пинок» в адрес Белого дома прозвучал во время ежегодного Послания Президента, когда Путин заявил о недопустимости затягивать исполнение майских указов. Впрочем, по версии автора доклада, за неделю до этого Медведев получил еще один аппаратный укус, когда Путин своим указом ликвидировал агентство «РИА Новости». Считается, что главный редактор агентства Светлана Миронюк ориентировалась на Дмитрия Медведева и его пресс-секретаря Наталью Тимакову. Но при всем негативном фоне, который сформировался вокруг Дмитрия Медведева, Станислав Белковский уверен, что именно такой премьер-министр нужен Владимиру Путину. На вопрос корреспондента «URA.Ru», ждать ли каких-то кадровых революций после Олимпиады в Сочи, политолог отвечает отрицательно. «Ее проведение — не какой-то важный политический водораздел. Ликвидация РИАН ведь состоялась до Олимпиады. Кроме того, если даже сейчас убрать из правительства Медведева, ничего не изменится. Скоропостижно увольнять столь покладистого главу кабинета смысла нет: Медведев идеален как громоотвод для непопулярных решений», — уверен Белковский. По его словам, премьер-министры такого формата в принципе соответствуют кадровой политике Владимира Путина. После отставки Михаила Касьянова премьер-министрами назначались Михаил Фрадков, Виктор Зубков — люди полностью зависимые от президента. «Они никогда не подают в отставку в ответ на критику, потому что их главная задача пересидеть ситуацию. А Медведев намеренно решил быть премьером, который не принимает никаких решений, чтобы дождаться следующих выборов в 2018 году. Это делает его аппаратно неуязвимым. Он, например, спокойно может узнавать о каких-то решениях вице-премьера Ольги Голодец уже из СМИ. В то время как она все приоритеты согласовывает с Путиным. Медведев действительно снова надеется стать президентом», — считает политолог. Кроме того, по его словам, сам Владимир Путин, несмотря на публичную критику правительства, статусно закрепил за Медведевым титул второго человека в стране: только премьер-министр и президент сейчас в Москве перемещаются на вертолете. У Путина — три вертолета сопровождения, у Медведева — два. Среди интересантов отставки Дмитрия Медведева в докладе называются руководитель администрации президента Сергей Иванов, бывший министр финансов Алексей Кудрин, глава компании «Роснефть» Игорь Сечин. Кроме того, Иванов, Кудрин и вице-премьер Дмитрий Рогозин считаются потенциальными преемниками Путина в 2018 году. Именно эти их амбиции в том числе провоцируют аппаратные атаки в адрес Белого дома. Отдельно рассматривается также кандидатура министра обороны Сергея Шойгу как человека, который может вернуть устойчивость системе управления страной. Но если говорить о судьбе правительства до 2018 года, то назначение новым премьером Алексея Кудрина или Сергея Шойгу может быть воспринято элитами важным политическим сигналом, который обострит борьбу за президентский пост раньше времени. Еще одному претенденту на пост премьер-министра России и возможному преемнику пришлось отказаться от своих амбиций по итогам выборов в мэры Москвы. По мнению Станислава Белковского, Сергей Собянин не смог легитимизировать свою власть через привлечение на выборы оппозиционера Алексея Навального. Благодаря этим выборам, Навальный из блогера напротив превратился в системного политика. При этом в представленном докладе называются несколько условий, при которых 2014 год может стать последним для правительства Медведева: резкое ухудшение экономической ситуации, масштабная инфраструктурная катастрофа или к примеру донос Путину о нелояльности Медведева. Описывая внутриэлитные конфликты в российской политике, Станислав Белковский утверждает, что никакой реальной вертикали в структурах власти нет: все выстроено по сетевому принципу, когда разные группы власти просто борются за ресурсы. «Эту систему уместнее назвать горизонталью власти, когда нет четко определенных центров принятия решений. Причем о многих решениях президент также может не знать. Хотя элиты в своих войнах, лоббизме и поглощениях регулярно прикрываются фамилией президента. Так, например, во время Послания Владимир Путин вдруг заявляет, что продажа ТНК-BP Роснефти была проведена вне российской юрисдикции. То есть получается, что он не был вовремя проинформирован и его Сечин поставил перед фактом», — предполагает политолог. В русле «горизонтали власти» в докладе рассматривается и дело против Анатолия Сердюкова. Среди противников бывшего министра обороны в документе выделяются руководитель администрации президента Сергей Иванов (по версии Белковского, команда Иванова была вытеснена Сердюковым из министерства), глава Ростеха Сергей Чемезов (его предприятия подвергались критике со стороны Сердюкова, а к проектам Миноброны привлекались бизнесмены, близкие к Медведеву), вице-премьер Дмитрий Рогозин (мечтал совмещать свой пост с постом министра обороны). Корреспондент «URA.Ru» попросил Станислава Белковского назвать главного победителя в аппаратных войнах этого года. По мнению политолога, таковым можно считать главу РЖД Владимира Якунина. «Его отставка была согласована Медведевым с Путиным. Было подписано соответствующее постановление. Но надо понимать, что Путин отличается тем, что всегда может отозвать свое согласование. Он всегда всем просителям говорит „да“. Но с такой интонацией, что непонятно, как трактовать это согласие», — объясняет Белковский ключевую технологию современного политического лоббизма. По его версии, Путин решил отменить решение об отставке Якунина уже во время «трапезы с глухарем». Среди главных участников борьбы Якунина в докладе называются глава госкорпорации Сергей Чемезов, группа «Сумма» и ее фактические владельцы братья Магомедовы (компания считается одной из титульных медведевских структур) не поделили активы «Трансконтейнер» с РЖД), а также корпорация «Уралвагонзавод» (конфликт интересов с РЖД по вопросам вагонного парка). В аутсайдеры аппаратных битв, по словам Белковского, по итогам года выходит все-таки Дмитрий Медведев, который проигрывал своим оппонентам на всех фронтах. Если не считать борьбу между Аркадием Дворковичем и Игорем Сечиным за влияние на российский ТЭК. Станислав Белковский пояснил «URA.Ru», что Совету по развитию ТЭК при президенте РФ так и не удалось стать действительно работающей структурой. Сам Совет при этом создавался для того, чтобы отнять у правительства часть функций в управлении отраслью. Политолог считает, что Белому дому удалось частично парализовать работу этого органа. При этом «Роснефть» все-таки увеличивает свое влияние в ТЭК за счет активной экспансии. Так, в 2013 году ею были приобретены ТНК-ВР и «Итера». В докладе также не исключается, что в будущем Роснефть попытается купить «Газпромнефть». На вопрос «URA.Ru», как сам Владимир Путин относится к внутриэлитным войнам, Станислав Белковский пошутил: «Спросите лучше у лабрадора Кони. Путин не доверяет людям, об этом может знать только его собака».