Дискуссия на ПМЭФ между главами Минфина и ЦБ с одной стороны, и Минэком с другой показала разность подходов ведомств к развитию экономики. Максим Решетников выступил за стимулирующую бюджетную и денежно-кредитную политику, тогда как Эльвира Набиуллина и Антон Силуанов сделали акцент на риске разгона инфляции, балансе расходов и доходов государства, а также интересах банков и кредиторов. Помощник президента РФ Максим Орешкин дал понять, что ведомствам нужно найти компромисс, считают эксперты.
К встрече на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) министры подошли с разными точками зрения на темпы снижения ключевой ставки, кредитное стимулирование и обновление бюджетного правила, которое до февраля не только задавало предел расходов государства, но и регулировало курс рубля. Стороны продолжили обмен мнениями. Выяснилось, что механизм работы новой, пятой по счету версии бюджетного правила пока не согласован. Отвечая на соответствующий вопрос, Антон Силуанов ограничился словами о том, что «с правилами лучше, чем без правил», поскольку отсутствие ограничения расходов чревато дисбалансом госбюджета, который министр назвал опасным. В ответ на запрос URA.RU в Минфине пояснили, что ведомство временно отступило от исполнения бюджетного правила и ищет способ «донастроить его на перспективу».
Антон Силуанов видит угрозу резкого превышения расходов бюджета над доходами
Гораздо больше внимания в своем выступлении Силуанов уделил угрозе резкого превышения расходов бюджета над доходами. «Основной принцип — жить по средствам, в тучные годы копить, в худые доставать [доходы от экспорта углеводородов], стимулируя спрос при сокращении экономики. Важно найти грань», — сказал он. Где эта грань, за которой меры стимулирования могут привести к негативным последствия, явно понимают не все, следовало из выступления главы Минфина. В ведомстве слышат «призывы давать больше финансирования» без оглядки на «ресурсные возможности», но убеждены, что чрезмерные расходы в конечном счете приведут к разгону инфляции, снижению доходов и уровня жизни населения, предупредил он. «Бюджетное „лекарство“ не должно превращаться в наркотик», — подчеркнул Силуанов.
Позиция Минфина согласуется с осторожной монетарной политикой Центробанка. Пока что ситуация в экономике позволяет прогнозировать замедление роста цен по нижней планке прогноза регулятора в 14-17% по итогам года, заявила журналистам Эльвира Набиуллина, но говорить о дальнейшем снижении ключевой ставки глава ЦБ отказалась до поступления новых данных по инфляции. Кредитовать структурную перестройку экономики и «выпустить какую-то часть риска в банковскую систему» Набиуллина отказываться не стала, но назвала недопустимой ситуацию, при которой бизнес может попытаться переложить свои проблемы с возвратом вложенных денег на кредиторов.
Максим Решетников выступил за выраженную стимулирующую бюджетную и денежно-кредитную политику
Иначе во время встречи выглядела риторика главы Минэкономразвития. Максим Решетников сообщил, что российские предприниматели активно занимают освобожденные западными компаниями рыночные ниши и призвал коллег поддержать работу над созданием комфортных условий для предпринимателей. Он напомнил, что бюджетная политика Минфина и монетарная политика ЦБ уже была жесткой все последние годы, кроме периода пандемии, и как только она смягчилась, экономика реагировала на стимулы ростом. «Да, инфляция тоже была, но не запредельная. Сейчас экономика России устойчива и готова к росту. Из-за высокой ключевой ставки деньги идут на депозиты, а не в развитие. Нужно помочь бизнесу. Макроэкономическая стабильность — это ценность, но не сама по себе», — сказал он.
Сомнения Минфина по поводу доходной части бюджета в Минэке тоже не разделяют, по крайней мере в краткосрочной перспективе. На это указывает прогноз ведомства о продолжении роста мировых цен на энергоносители и удобрения. «Ситуация с ростом цен на удобрения и энергоносители — это предвестники того, что этот рост цен и дальше будет продолжаться», — сказал Решетников. Позитивный настрой министерства выразился и в планах пересмотреть в сторону улучшения основные показатели прогноза социально-экономического развития РФ на период до 2025 года. «Мы готовимся уточнять прогноз в лучшую сторону», — сообщил он.
Эльвира Набиуллина не позволит бизнесу перекладывать свои риски на банки
Подводя итоги дискуссии, предшественник Решетникова на посту Минэка, а ныне помощник президента Максим Орешкин назвал экономический блок кабмина и главу ЦБ Эльвиру Набиуллину единой медицинской бригадой, которая совместными усилиями «лечит» российскую экономику. «Бизнесу не нужно создавать дополнительные риски, поэтому задача коллег — чтобы у бизнеса была предсказуемость с точки зрения экономического роста, с точки зрения спроса, и с точки зрения инфляции», — сказал Орешкин.
Дискуссия показала, что позиции Минфина и ЦБ по поводу бюджетной и монетарной политики практически совпадают, но серьезно расходятся с позицией Минэкономразвития, сказал в беседе с URA.RU глава холдинга «Минченко консалтинг», политолог Евгений Минченко. «Силуанов и Набиуллина выступают за сценарий business as usual („бизнес как обычно“), то есть за приспособления России к новым условиям в мировой экономике. Этот путь может привести к тому, что стране достанется место сырьевой полупериферии. Позиция Решетникова ближе к „НЭПу 2.0“ — эта ставка на стимулирования роста экономики за счет реализации потенциала как внутренних, так и внешних драйверов развития», — пояснил Минченко.
Максим Орешкин формирует позицию президента по экономическим вопросам
Противоречия между Центробанком, Минфином и Минэком носят фундаментальный характер, так как у ведомств разные функции, объяснила в беседе с URA.RU генеральный директор Национального рейтингового агентства (НРА), член экспертного совета ЦБ по рынку долгосрочных инвестиций Алина Розенцвет. «Минфин и Банк России отвечают за финансовую стабильность, а сфера ответственности Минэка — экономический рост. Избавиться от противоречий невозможно и не нужно, это история про систему сдержек и противовесов, которая помогает избегать дисбалансов в экономике. Можно образно сравнить эту систему с автомобилем, в котором есть корпус и двигатель, одно без другого не работает, но вместе они двигаются вперед», — сказала эксперт.
Противоречия между Минфином, Центробанком и Минэкономразвития — это естественный порядок вещей, считает директор Центра региональной политики РАНХиГС, член общественного совета при Минфине Владимир Климанов. «Мое мнение, все трое и должны быть антагонистами, в этом и есть смысл их существования — ведомства не должны выражать одну и ту же позицию, нужен диалог. Раньше были разногласия между Минфином и ЦБ по вопросу, какими инструментами следует стимулировать экономический рост: денежно-кредитными, то есть низкой ключевой ставкой и снижением для банков норм резервирования, либо бюджетными инвестициями за счет средств Фонда национального благосостояния. А сейчас мы видим разность позиций прежде всего между ЦБ и Минэкономразвития», — заявил URA.RU эксперт.
Особо заслуживает внимания сигнал от представителя администрации президента Орешкина, полагает Климанов. «Он назвал Решетникова, Силуанова и Набиуллину единой командой, где не может быть главного „доктора“, который определяет, где бюджетные траты перестают быть „лекарством“ и становятся „наркотиком“. Это важная мысль. Самые острые противоречия между министерствами нужно снимать, но остальные будут существовать — и это хорошо», — заключил он.
Максим Орешкин формирует позицию президента по экономическим вопросам, поэтому на дискуссии выступал в роли арбитра, сообщил URA.RU источник, близкий к правительству. Собеседник агентства посоветовал обратить внимание на те заявления, которые глава государства сделает на пленарном заседании ПМЭФ 17 июня.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Дискуссия на ПМЭФ между главами Минфина и ЦБ с одной стороны, и Минэком с другой показала разность подходов ведомств к развитию экономики. Максим Решетников выступил за стимулирующую бюджетную и денежно-кредитную политику, тогда как Эльвира Набиуллина и Антон Силуанов сделали акцент на риске разгона инфляции, балансе расходов и доходов государства, а также интересах банков и кредиторов. Помощник президента РФ Максим Орешкин дал понять, что ведомствам нужно найти компромисс, считают эксперты. К встрече на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) министры подошли с разными точками зрения на темпы снижения ключевой ставки, кредитное стимулирование и обновление бюджетного правила, которое до февраля не только задавало предел расходов государства, но и регулировало курс рубля. Стороны продолжили обмен мнениями. Выяснилось, что механизм работы новой, пятой по счету версии бюджетного правила пока не согласован. Отвечая на соответствующий вопрос, Антон Силуанов ограничился словами о том, что «с правилами лучше, чем без правил», поскольку отсутствие ограничения расходов чревато дисбалансом госбюджета, который министр назвал опасным. В ответ на запрос URA.RU в Минфине пояснили, что ведомство временно отступило от исполнения бюджетного правила и ищет способ «донастроить его на перспективу». Гораздо больше внимания в своем выступлении Силуанов уделил угрозе резкого превышения расходов бюджета над доходами. «Основной принцип — жить по средствам, в тучные годы копить, в худые доставать [доходы от экспорта углеводородов], стимулируя спрос при сокращении экономики. Важно найти грань», — сказал он. Где эта грань, за которой меры стимулирования могут привести к негативным последствия, явно понимают не все, следовало из выступления главы Минфина. В ведомстве слышат «призывы давать больше финансирования» без оглядки на «ресурсные возможности», но убеждены, что чрезмерные расходы в конечном счете приведут к разгону инфляции, снижению доходов и уровня жизни населения, предупредил он. «Бюджетное „лекарство“ не должно превращаться в наркотик», — подчеркнул Силуанов. Позиция Минфина согласуется с осторожной монетарной политикой Центробанка. Пока что ситуация в экономике позволяет прогнозировать замедление роста цен по нижней планке прогноза регулятора в 14-17% по итогам года, заявила журналистам Эльвира Набиуллина, но говорить о дальнейшем снижении ключевой ставки глава ЦБ отказалась до поступления новых данных по инфляции. Кредитовать структурную перестройку экономики и «выпустить какую-то часть риска в банковскую систему» Набиуллина отказываться не стала, но назвала недопустимой ситуацию, при которой бизнес может попытаться переложить свои проблемы с возвратом вложенных денег на кредиторов. Иначе во время встречи выглядела риторика главы Минэкономразвития. Максим Решетников сообщил, что российские предприниматели активно занимают освобожденные западными компаниями рыночные ниши и призвал коллег поддержать работу над созданием комфортных условий для предпринимателей. Он напомнил, что бюджетная политика Минфина и монетарная политика ЦБ уже была жесткой все последние годы, кроме периода пандемии, и как только она смягчилась, экономика реагировала на стимулы ростом. «Да, инфляция тоже была, но не запредельная. Сейчас экономика России устойчива и готова к росту. Из-за высокой ключевой ставки деньги идут на депозиты, а не в развитие. Нужно помочь бизнесу. Макроэкономическая стабильность — это ценность, но не сама по себе», — сказал он. Сомнения Минфина по поводу доходной части бюджета в Минэке тоже не разделяют, по крайней мере в краткосрочной перспективе. На это указывает прогноз ведомства о продолжении роста мировых цен на энергоносители и удобрения. «Ситуация с ростом цен на удобрения и энергоносители — это предвестники того, что этот рост цен и дальше будет продолжаться», — сказал Решетников. Позитивный настрой министерства выразился и в планах пересмотреть в сторону улучшения основные показатели прогноза социально-экономического развития РФ на период до 2025 года. «Мы готовимся уточнять прогноз в лучшую сторону», — сообщил он. Подводя итоги дискуссии, предшественник Решетникова на посту Минэка, а ныне помощник президента Максим Орешкин назвал экономический блок кабмина и главу ЦБ Эльвиру Набиуллину единой медицинской бригадой, которая совместными усилиями «лечит» российскую экономику. «Бизнесу не нужно создавать дополнительные риски, поэтому задача коллег — чтобы у бизнеса была предсказуемость с точки зрения экономического роста, с точки зрения спроса, и с точки зрения инфляции», — сказал Орешкин. Дискуссия показала, что позиции Минфина и ЦБ по поводу бюджетной и монетарной политики практически совпадают, но серьезно расходятся с позицией Минэкономразвития, сказал в беседе с URA.RU глава холдинга «Минченко консалтинг», политолог Евгений Минченко. «Силуанов и Набиуллина выступают за сценарий business as usual („бизнес как обычно“), то есть за приспособления России к новым условиям в мировой экономике. Этот путь может привести к тому, что стране достанется место сырьевой полупериферии. Позиция Решетникова ближе к „НЭПу 2.0“ — эта ставка на стимулирования роста экономики за счет реализации потенциала как внутренних, так и внешних драйверов развития», — пояснил Минченко. Противоречия между Центробанком, Минфином и Минэком носят фундаментальный характер, так как у ведомств разные функции, объяснила в беседе с URA.RU генеральный директор Национального рейтингового агентства (НРА), член экспертного совета ЦБ по рынку долгосрочных инвестиций Алина Розенцвет. «Минфин и Банк России отвечают за финансовую стабильность, а сфера ответственности Минэка — экономический рост. Избавиться от противоречий невозможно и не нужно, это история про систему сдержек и противовесов, которая помогает избегать дисбалансов в экономике. Можно образно сравнить эту систему с автомобилем, в котором есть корпус и двигатель, одно без другого не работает, но вместе они двигаются вперед», — сказала эксперт. Противоречия между Минфином, Центробанком и Минэкономразвития — это естественный порядок вещей, считает директор Центра региональной политики РАНХиГС, член общественного совета при Минфине Владимир Климанов. «Мое мнение, все трое и должны быть антагонистами, в этом и есть смысл их существования — ведомства не должны выражать одну и ту же позицию, нужен диалог. Раньше были разногласия между Минфином и ЦБ по вопросу, какими инструментами следует стимулировать экономический рост: денежно-кредитными, то есть низкой ключевой ставкой и снижением для банков норм резервирования, либо бюджетными инвестициями за счет средств Фонда национального благосостояния. А сейчас мы видим разность позиций прежде всего между ЦБ и Минэкономразвития», — заявил URA.RU эксперт. Особо заслуживает внимания сигнал от представителя администрации президента Орешкина, полагает Климанов. «Он назвал Решетникова, Силуанова и Набиуллину единой командой, где не может быть главного „доктора“, который определяет, где бюджетные траты перестают быть „лекарством“ и становятся „наркотиком“. Это важная мысль. Самые острые противоречия между министерствами нужно снимать, но остальные будут существовать — и это хорошо», — заключил он. Максим Орешкин формирует позицию президента по экономическим вопросам, поэтому на дискуссии выступал в роли арбитра, сообщил URA.RU источник, близкий к правительству. Собеседник агентства посоветовал обратить внимание на те заявления, которые глава государства сделает на пленарном заседании ПМЭФ 17 июня.