Выступление министра Белявского вызвало у губернатора Александра Мишарина вопросы, которые он решил задать первому вице-премьеру, а не самому министру |
Заочный конфликт «город-область» стал публичным: министр Аркадий Белявский и сити-менеджер Александр Якоб открыто схлестнулись при губернаторе Александре Мишарине. Несколько часов назад закончилась совместная коллегия Минздрава и горздрава. Обе стороны готовились к ней слишком долго, и в пылу брани оставили незамеченной мирную инициативу губернатора. Последний в итоге сорвался и лишил мэрию главных козырей. Корреспондент «URA.Ru» оказался единственным журналистом на этом мероприятии и готов, накануне заседания облдумы с вопросом об отставке Белявского в повестке, рассказать, как Мишарин спасает своего министра, чем припугивает, какой pr-прием Белявского взбесил врачей и что за провокацию обнаружил Якоб.
Начать совместную коллегию областного минздрава и екатеринбургского горздрава Александр Мишарин должен был в 14 часов. Должен, потому что это была его идея собрать пока непримиримых врагов в одном месте и договориться об условиях выполнения федерального закона, обязывающего муниципалитеты безвозмездно передать свои медучреждения на баланс области. В том, что выполнять закон придется, сомнений нет: все полтора года своей работы Мишарин демонстрирует, что быстрое исполнение требований Москвы (Кремля, белого дома, Госдумы – конкретное определение тут не важно) – для него одна из первоочередных задач.
К совместной коллегии обе стороны подготовились очень хорошо. Два областных министра (строительства, финансов), будущий министр экономики и замглавы МУГИСО болели за Белявского, простой замглавы города Александр Высокинский (на фото) и первый замглавы Сергей Швиндт (прячет взгляд) – за горадминистрацию
Но, приехав к зданию областной больницы №1,губернатор не сразу пошел в зал, где его ждали директора точно таких же медучреждений. Вместо этого Мишарин вместе со своим министром здравоохранения Аркадием Белявским, его куратором, первым вице-премьером Владимиром Власовым, сити-менеджером Екатеринбурга Александром Якобом и отцом министра культуры Феликсом Бадаевым прошел по комплексу ОКБ №1. Каждый сопровождающий был не случаен: Бадаев-старший – главврач областной больницы, Власов в фаворе – ему доверия больше, чем проштрафившемуся Белявскому. Якоб же должен был увидеть, каким будет здравоохранение Екатеринбурга после передачи его областным властям. Минздрав считает ОКБ№1 образцово-показательной, и использует такие аргументы: вот можем же управлять прекрасной больницей – и с системой здравоохранения Екатеринбурга справимся.
О том, кто занимается проблемами в Екатеринбурге можно больше не спорить: формальный глава города Евгений Порунов во время выступления губернатора проваливался в сон…
Только после экскурсии все гости ОКБ прошли в зал и сели такой же компанией – в президиум. На небольшой сцене, которая вряд ли проектировалась под решение судеб екатеринбургской медицины, шесть чиновников смотрелись простенько и совсем не страшно. Да и могли ли они показаться страшными аудитории, в которой собрались главврачи больниц? Несколько рядов заняли медики буквально в белых халатах: только что они вели прием в ОКБ, и вот пришли на коллегию. Этих людей было трудно напугать или удивить.
И Александр Мишарин начал с надежды. «Сейчас как никогда есть возможность сделать рывок, - губернатор любит рассказывать в самых разных аудиториях, какие перспективы открываются в случае командной работы. – И мне бы хотелось, чтобы сегодня здесь состоялся конкретный профессиональный разговор». Он говорил тихо и размеренно: впервые федеральный бюджет вкладывает деньги в модернизацию здравоохранения региона, а значит, есть надежда на изменение ситуации. Примеры этих изменений: создаются межмуниципальные медцентры, строятся перинатальные центры – к концу года их будет девять.
…и быстро просыпался
40% от 10,5 млрд, запланированных на отрасль в Свердловской области, пойдет на ремонт и переоборудование помещений. «Чтобы больницы внешне выглядели аккуратно, чисто, ухоженно. Чтобы в них было комфортно, - объяснял свое видение здравоохранения Александр Мишарин. – Я перед встречей с вами был на собрании, посвященном Чернобыльской трагедии, и там врачи прямо говорили, что те ликвидаторы аварии, кто верил в свое здоровье – тот и выздоравливал».
Губернатор обещал поддержку в сокращении формальной части трудамедспециалистов: заполнении различных бланков и формуляров, в покупке 10 тыс. компьютеров для ведения электронных историй болезни, а еще жилье новым участковым врачам…
Белявский, к слову, один из первых областных чиновников, кто решился публично раскрыть структуру доходов горздрава. Его показатели (на заднем) заинтересовали двух глав – по их отчету, все еще хуже: траты городского бюджета на медицину сопоставимы с тем, что платят в муниципальных больницах и поликлиниках сами горожане
Было видно, что эта встреча для Мишарина важна: ему написали выступление на пять минут, но он давно отвлекся от заготовленного текста, и говорил от себя. «Мы только что с вами имели негативный пример непродуманного решения по школам. Здесь такого быть не должно, и к совместной работе надо готовиться, - продолжал губернатор. – Принято решение о передаче всех полномочий от муниципалитетов на уровень региона, а, по сути, государству. Создается государственная система здравоохранения».
Рассматривая таблицу с объемами нагрузки участковых врачей (около 33-36 тыс. человек на одного специалиста), губернатор поинтересовался, каков норматив. Оказалось, 18 тыс.
Перебить этот аргумент каким-либо другим было невозможно. Но Александр Мишарин решил бросить еще один козырь: по письмам с требованием отставки министра Белявского было ясно, что у екатеринбургских врачей есть претензии к самой системе управления здравоохранением. «Нас сегодня слышат руководители страны. Мы меняем санитарные правила под открытие детских садов, и можем передать наши конструктивные предложения на улучшение положения, - в этот момент стало очевидно, что предложениям Минздрава у губернатора особой веры нет (а может министерство и не готовило такие предложения). – Городское здравоохранение получит 21% средств от всей областной программы модернизации. Но этот показатель можно увеличить – это не проблема. Но надо начинать работать, за год-два программу выполнить. Это требование жителей: не рассказывать, что вы хорошие, а дать результат».
Миндрав официально объявил, какой видит структуру управления пока еще муниципальными больницами
На этих словах Александр Мишарин покинул трибуну и перешел в президиум. Под сдержанные аплодисменты аудитории, которая не знала, как реагировать на выступление губернатора. Он представил простой и понятный план действий, который можно было реализовывать хоть здесь и сейчас. Но были ли Минздрав и городское управление здравоохранения готовы это сделать? Они уже не первую неделю в состоянии открытого конфликта с взаимными обвинениями и упреками. Могли бы все прекратить в одночасье, но каждая из сторон слишком долго готовилась к этой бойне, чтобы взять и отказаться отрепетированных выступлений.
Слайды Александра Якоба красочность не отличались
Следующий же выступающий, министр Аркадий Белявский прочитал доклад, обличающий городское управление здравоохранения. В нем были те самые цифры, что давно кочуют по белому дому: город «съедает» половину средств области по медстрахованию, а лечит только треть жителей региона. «Без подведомственности – нет системности», - кидал Белявский лозунги, и линчевал за неэффективную структуру, за отсутствие стационарозамещающих практик, за отсутствие профилактики в первичном звене (итог – высокий уровень инсультов). Учитывая сколько заболеваний существует в природе, спорить какие в Екатеринбурге лечат хорошо, а какие плохо, стороны могли бы до бесконечности.
И они, по сути, это и принялись делать. «Аркадий Михайлович, ой, простите, Аркадий Романович представил свой доклад – некоторые цифры меня удивили. У меня другие цифры, - вступил в бой Александр Якоб. – И они показывают, что дела обстоят не так уж и плохо». Ему тут же начали аплодировать, тогда как Белявского провожали почти в тишине.
Слайды сити-менеджера в отличие от министерских были безыскусными: только ссылки на принятые законы и пункты из федеральных законопроектов, позволяющие мэрии рассчитывать на сохранение здравоохранения под своим контролем. В какой-то момент микрофон у Якоба зафонил, а он даже не смутился. «Это провокация», - с усмешкой продолжил сити-менеджер, и в зале засмеялись, кто-то захлопал.
За подыгрывание двум группировкам войны, Михаилу Кириченко пришлось отвечать на вопрос губернатора: как быстро скорая помощь доезжает до адресата
Аргументация сити-менеджера была предсказуемой: он говорил о реорганизации отрасли за последние десять лет, о том, что в последние пять лет город самостоятельно начал строить новые поликлиники, о том, что вычленение любого элемента из системы здравоохранения приведет к ухудшению, и что сейчас горздрав работает в общей городской системе, взаимодействует с тем же управлением образования, а в ходе реформы лишится этой возможности.
Александра Мишарина Якоб пугал также традиционно: городским больницам срочно нужны 6 млрд рублей, нынешние льготы для работников больниц и поликлиник мэрия готова отменить, и если область готова тратиться – пусть будет к этому готова. «Мне было бы проще передать систему, направив сэкономленные средства на иные цели, но понятно, что изменения вызовут или могут вызвать социальную напряженность в предстоящем периоде», - использовал Якоб свой последний аргумент, и покинул трибуну под аплодисменты.
«Аркадий Сергеевич, не слушайте СМИ, - начал было Яков Спектор, во время смеха в зале понял, что допустил ошибку. – Да, Аркадий Михайлович многое для нас значит. Александр Сергеевич, не слушайте СМИ»
Дальнейший спектакль продолжался по понятному сценарию: замглавного врача екатеринбургской «Скорой помощи» Михаил Кириченко рассказывал, что коллектив находится в тяжелом состоянии. Во-первых, нет ясности с мэрскими доплатами. Во-вторых, после конфликта Минздрав начал рассказывать журналистам небылицы – о том, что пациентов возят в неподходящие им больницы ради экономии бензина. Вице-спикер гордумы Яков Спектор настаивал на эффективности имеющейся системы уже потому, что в Екатеринбурге самая низкая смертность среди крупных городов России. «Не бойтесь СМИ, они будут говорить, что передавая в управление Екатеринбургу больницы и поликлиники, вы идете на уступки. Но так могут говорить только враги города», - настаивал Якоб.
Минздрав в ответ вывел на трибуну директора межмуниципального центра в Краснотурьинске. Спор был вялым, представители Екатеринбурга снова говорили о рекордно низкой смертности. «В Екатеринбурге работают федеральные, областные, городские лечебно-профилактические учреждения, и 611 частных», - не выдержал Александр Мишарин. И аудитория облегченно вздохнула: на сегодня аргументы закончились у обеих сторон. Теперь им придется торговаться, обсуждая механизм совместной работы. Губернатор дал месяц на проработку плана по выполнению федерального закона, который бы устроил обе стороны. Курировать работу специальной рабочей группы будет Владимир Власов.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!