Кремль продолжает сериал отставок руководителей субъектов РФ. За неделю сменились главы Бурятии, Адыгеи, Новгородской и Рязанской областей. Но первой ласточкой стал губернатор Пермского края Виктор Басаргин, который демонстрировал готовность победить на выборах, имел влиятельного покровителя, сумел усмирить местную элиту и не допустил провалов в экономике. Однако почему-то глава Прикамья все же стал «жертвой» Кремля. Теперь руководители многих регионов пребывают в состоянии турбулентности — мало кто понимает, за что в России увольняют губернаторов.
Геннадий Тушнолобов уверен, что с экономикой у губернатора не было никаких проблем
За период правления Басаргина в социально-экономическом развитии Прикамья не было явных провалов. Власти отказались от яркой культурной политики экс-губернатора Олега Чиркунова и усилили взаимодействие с промышленниками. Руководители предприятий публично выражали полную лояльность губернатору. Пермский край стал первым субъектом РФ, где был принят закон о специнвестконтрактах — бизнесу предложили определенные льготы в обмен на новые производства и рабочие места. Кроме того, Басаргин регулярно докладывал на федеральном уровне об успехах в строительстве и образовании.
Экс-премьер правительства Геннадий Тушнолобов, проработавший с прежним губернатором четыре года, считает, что экономические показатели точно не могли спровоцировать отставку: «У нас каких-то серьезных проблем не возникало. Если смотреть в среднем по России, то показатели были хорошие. Несмотря на все разговоры о дефиците бюджета, наш бюджет стабильно входил в пятерку самых устойчивых по стране. Так что отставка произошла по политическим причинам. Да и что говорить — за пять лет сменилось пять руководителей администрации».
Виктор Басаргин сделал все возможное, чтобы остаться во главе региона. Не помогло
Что касается политики, то пермскому губернатору-«варягу» эксперты с 2013 года приписывали острейшие проблемы и конфликты во взаимоотношениях с местными элитами. Возникло яркое противостояние властей региона и большой группы депутатов Заксобрания во главе с Дмитрием Скривановым.
Большой проблемой для Басаргина в прошлом году могли стать масштабные выборы в Госдуму, Заксобрание и Пермскую городскую Думу. Во-первых, команду губернатора упрекали в неспособности провести несколько сложных кампаний. Во-вторых, при поддержке Скриванова на выборы шел мощный «пул» кандидатов от КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР. Однако, вопреки ожиданиям наблюдателей, губернатор не только не провалил выборы, но и убил двух зайцев: в Заксобрание и Пермскую гордуму избрались лояльные политики, а Дмитрий Скриванов стал депутатом Госдумы и фактически покинул регион. Оппозиция стала намного слабее, чем раньше. Таким образом, сложилось впечатление, что Виктор Басаргин сформировал парламенты региона «под себя» и готов сам побеждать на выборах.
Политтехнолог Дмитрий Гусев уверен, что пермский губернатор недостаточно информировал руководство страны о своих успехах: «Басаргин давал хорошие социально-экономические показатели. Прошлогодние выборы действительно продемонстрировали, что ему удалось и договориться с элитами. Но существенная недоработка заключается в том, что в Москве никто толком не знал об этих результатах. Все по-прежнему были уверены, что есть сильная оппозиция Басаргину. Вот над этим главам регионов надо работать — убеждать федеральное руководство в своей состоятельности».
После вполне успешной кампании в сентябре Виктор Басаргин начал продумывать свое будущее и сразу же заявил, что готов остаться во главе региона. Он отметил, что намерен участвовать в губернаторских выборах 2017 года, но только с позволения президента страны.
В последующие месяцы пермский губернатор всячески пытался сохранить свои позиции. Неоднократно летал в Москву и искал встречи с новыми кураторами региона в администрации президента. Кулуарно окружение главы региона сигнализировало о начале предвыборной кампании, на которую, по имеющейся информации, заранее были собраны значительные деньги. Однако никакой реакции со стороны Кремля не последовало.
Тогда Басаргин пошел ва-банк и начал масштабную «чистку» своей команды. В декабре он отправил в отставку руководство своей администрации — Анатолия Маховикова и его заместителя Александра Козенкова. Предварительно чиновников обвинили во всех неудачах по линии политики, а предлогом для увольнения стали результаты довыборов в Заксобрание — в одномандатном округе кандидат-единоросс, знаменитый фокусник Владимир Данилин потерпел поражение. Мандат достался исполнительному директору Машзавода им. Ф.Э. Дзержинского Егору Заворохину, которого поддерживали в том числе и некоторые оппоненты губернатора.
Деятельность Дмитрия Скриванова все-таки доставила массу проблем губернатору
Следом было объявлено о старте административной реформы. Виктор Басаргин заявил, что сам возглавит правительство региона и будет нести ответственность за все принимаемые решения. Под видом «реформы» губернатор обновил кабинет министров, избавившись в том числе и от фигурантов громких уголовных дел, и устранил потенциального конкурента в лице премьера Геннадия Тушнолобова. Последний в итоге не пошел на открытый конфликт и выразил готовность и дальше сотрудничать с главой региона.
Все решения Басаргина, его встречи с членами нового правительства ярко освещали подконтрольные СМИ, которые трубили о старте предвыборной кампании. Однако губернатор еще не успел завершить «реформу» власти, как 6 февраля последовала отставка. Теперь экс-глава региона, который готовился к победе на выборах, работает руководителем Ространснадзора, что многие считают не иначе как политической пенсией.
Виктора Басаргина причисляют к группе влияния мэра Москвы Сергея Собянина. Говорить об ослаблении последнего не приходится — в других регионах продолжают работать его ставленники. Кроме того, новый глава Прикамья тоже фактически является «человеком Собянина» — врио губернатора Максим Решетников ранее работал министром правительства Москвы.
Константин Окунев считает, что Басаргина могла спасти встреча с президентом
Лидер общественного движения «Выбор» Константин Окунев, который за несколько дней предсказал отставку, считает, что Виктор Басаргин «выскочил» первым из уволенных губернаторов по собственной инициативе: «По моей информации, были договоренности с Собяниным — сделать все неожиданно и поспешно, чтобы Кремль не успел согласовать другого кандидата, помимо уже просмотренного Решетникова. Все получилось именно так, как и задумали опытные аппаратчики. Ну, а если говорить об увольнении в целом, то здесь не нужно смотреть только на объективные показатели. Басаргину так и не удалось „добраться“ до Владимира Путина. Вот в прошлый раз, когда над губернатором сгущались тучи, он сумел пробиться к президенту».
Собеседник заметил, что история встреч с президентом сыграла особую роль в судьбе экс-губернатора. Ведь первый «заход» на продление своих полномочий Виктор Басаргин предпринял еще в конце апреля 2014 года. Тогда он встретился с Владимиром Путиным и затронул тему досрочных губернаторских выборов. Однако в ответ глава региона услышал лишь «Не дергайтесь» — фраза стала крылатой и прочно приклеилась к образу Басаргина.
Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов отмечает, что Пермский край был все-таки самым проблемным субъектом РФ с точки зрения взаимоотношений элит: «Администрация региона и сам губернатор не могли влиять на своих противников, контролировать их появление. Ряд групп, прежде всего группа Скриванова, по влиянию были сопоставимы с властями региона. Басаргин осознавал проблему и пытался сыграть на опережение — в частности, отправил в отставку свое правительство. Федеральный центр оценил эту игру, но она оказалась неэффективна».
Эксперт добавил, что регион остается в сфере влияния Сергея Собянина, который облегчил задачу руководству страны и фактически подобрал преемника пермскому губернатору. В данном случае у федерального центра не было задачи сохранить на посту именно Басаргина, поэтому произошла замена в рамках одной кадровой группы. Формально власть сменилась, но Прикамье остается под контролем мэра Москвы.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Кремль продолжает сериал отставок руководителей субъектов РФ. За неделю сменились главы Бурятии, Адыгеи, Новгородской и Рязанской областей. Но первой ласточкой стал губернатор Пермского края Виктор Басаргин, который демонстрировал готовность победить на выборах, имел влиятельного покровителя, сумел усмирить местную элиту и не допустил провалов в экономике. Однако почему-то глава Прикамья все же стал «жертвой» Кремля. Теперь руководители многих регионов пребывают в состоянии турбулентности — мало кто понимает, за что в России увольняют губернаторов. За период правления Басаргина в социально-экономическом развитии Прикамья не было явных провалов. Власти отказались от яркой культурной политики экс-губернатора Олега Чиркунова и усилили взаимодействие с промышленниками. Руководители предприятий публично выражали полную лояльность губернатору. Пермский край стал первым субъектом РФ, где был принят закон о специнвестконтрактах — бизнесу предложили определенные льготы в обмен на новые производства и рабочие места. Кроме того, Басаргин регулярно докладывал на федеральном уровне об успехах в строительстве и образовании. Экс-премьер правительства Геннадий Тушнолобов, проработавший с прежним губернатором четыре года, считает, что экономические показатели точно не могли спровоцировать отставку: «У нас каких-то серьезных проблем не возникало. Если смотреть в среднем по России, то показатели были хорошие. Несмотря на все разговоры о дефиците бюджета, наш бюджет стабильно входил в пятерку самых устойчивых по стране. Так что отставка произошла по политическим причинам. Да и что говорить — за пять лет сменилось пять руководителей администрации». Что касается политики, то пермскому губернатору-«варягу» эксперты с 2013 года приписывали острейшие проблемы и конфликты во взаимоотношениях с местными элитами. Возникло яркое противостояние властей региона и большой группы депутатов Заксобрания во главе с Дмитрием Скривановым. Большой проблемой для Басаргина в прошлом году могли стать масштабные выборы в Госдуму, Заксобрание и Пермскую городскую Думу. Во-первых, команду губернатора упрекали в неспособности провести несколько сложных кампаний. Во-вторых, при поддержке Скриванова на выборы шел мощный «пул» кандидатов от КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР. Однако, вопреки ожиданиям наблюдателей, губернатор не только не провалил выборы, но и убил двух зайцев: в Заксобрание и Пермскую гордуму избрались лояльные политики, а Дмитрий Скриванов стал депутатом Госдумы и фактически покинул регион. Оппозиция стала намного слабее, чем раньше. Таким образом, сложилось впечатление, что Виктор Басаргин сформировал парламенты региона «под себя» и готов сам побеждать на выборах. Политтехнолог Дмитрий Гусев уверен, что пермский губернатор недостаточно информировал руководство страны о своих успехах: «Басаргин давал хорошие социально-экономические показатели. Прошлогодние выборы действительно продемонстрировали, что ему удалось и договориться с элитами. Но существенная недоработка заключается в том, что в Москве никто толком не знал об этих результатах. Все по-прежнему были уверены, что есть сильная оппозиция Басаргину. Вот над этим главам регионов надо работать — убеждать федеральное руководство в своей состоятельности». После вполне успешной кампании в сентябре Виктор Басаргин начал продумывать свое будущее и сразу же заявил, что готов остаться во главе региона. Он отметил, что намерен участвовать в губернаторских выборах 2017 года, но только с позволения президента страны. В последующие месяцы пермский губернатор всячески пытался сохранить свои позиции. Неоднократно летал в Москву и искал встречи с новыми кураторами региона в администрации президента. Кулуарно окружение главы региона сигнализировало о начале предвыборной кампании, на которую, по имеющейся информации, заранее были собраны значительные деньги. Однако никакой реакции со стороны Кремля не последовало. Тогда Басаргин пошел ва-банк и начал масштабную «чистку» своей команды. В декабре он отправил в отставку руководство своей администрации — Анатолия Маховикова и его заместителя Александра Козенкова. Предварительно чиновников обвинили во всех неудачах по линии политики, а предлогом для увольнения стали результаты довыборов в Заксобрание — в одномандатном округе кандидат-единоросс, знаменитый фокусник Владимир Данилин потерпел поражение. Мандат достался исполнительному директору Машзавода им. Ф.Э. Дзержинского Егору Заворохину, которого поддерживали в том числе и некоторые оппоненты губернатора. Следом было объявлено о старте административной реформы. Виктор Басаргин заявил, что сам возглавит правительство региона и будет нести ответственность за все принимаемые решения. Под видом «реформы» губернатор обновил кабинет министров, избавившись в том числе и от фигурантов громких уголовных дел, и устранил потенциального конкурента в лице премьера Геннадия Тушнолобова. Последний в итоге не пошел на открытый конфликт и выразил готовность и дальше сотрудничать с главой региона. Все решения Басаргина, его встречи с членами нового правительства ярко освещали подконтрольные СМИ, которые трубили о старте предвыборной кампании. Однако губернатор еще не успел завершить «реформу» власти, как 6 февраля последовала отставка. Теперь экс-глава региона, который готовился к победе на выборах, работает руководителем Ространснадзора, что многие считают не иначе как политической пенсией. Виктора Басаргина причисляют к группе влияния мэра Москвы Сергея Собянина. Говорить об ослаблении последнего не приходится — в других регионах продолжают работать его ставленники. Кроме того, новый глава Прикамья тоже фактически является «человеком Собянина» — врио губернатора Максим Решетников ранее работал министром правительства Москвы. Лидер общественного движения «Выбор» Константин Окунев, который за несколько дней предсказал отставку, считает, что Виктор Басаргин «выскочил» первым из уволенных губернаторов по собственной инициативе: «По моей информации, были договоренности с Собяниным — сделать все неожиданно и поспешно, чтобы Кремль не успел согласовать другого кандидата, помимо уже просмотренного Решетникова. Все получилось именно так, как и задумали опытные аппаратчики. Ну, а если говорить об увольнении в целом, то здесь не нужно смотреть только на объективные показатели. Басаргину так и не удалось „добраться“ до Владимира Путина. Вот в прошлый раз, когда над губернатором сгущались тучи, он сумел пробиться к президенту». Собеседник заметил, что история встреч с президентом сыграла особую роль в судьбе экс-губернатора. Ведь первый «заход» на продление своих полномочий Виктор Басаргин предпринял еще в конце апреля 2014 года. Тогда он встретился с Владимиром Путиным и затронул тему досрочных губернаторских выборов. Однако в ответ глава региона услышал лишь «Не дергайтесь» — фраза стала крылатой и прочно приклеилась к образу Басаргина. Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов отмечает, что Пермский край был все-таки самым проблемным субъектом РФ с точки зрения взаимоотношений элит: «Администрация региона и сам губернатор не могли влиять на своих противников, контролировать их появление. Ряд групп, прежде всего группа Скриванова, по влиянию были сопоставимы с властями региона. Басаргин осознавал проблему и пытался сыграть на опережение — в частности, отправил в отставку свое правительство. Федеральный центр оценил эту игру, но она оказалась неэффективна». Эксперт добавил, что регион остается в сфере влияния Сергея Собянина, который облегчил задачу руководству страны и фактически подобрал преемника пермскому губернатору. В данном случае у федерального центра не было задачи сохранить на посту именно Басаргина, поэтому произошла замена в рамках одной кадровой группы. Формально власть сменилась, но Прикамье остается под контролем мэра Москвы.