11 декабря 2024

«Что вы себе позволяете?! Вы понимаете, с КЕМ разговариваете?!»

Тайная спецоперация «URA.Ru». Проверено 20 (!) пресс-служб региона

Размер текста
-
17
+
Сегодня все невольные участники эксперимента знакомятся с результатами рейтинга «URA.Ru».
У Козицына самый плохой «язык», в «Купце» хамят, а в мэрии Екатеринбурга с радостью раскрывают кошельки… Это не заголовки таблоида, а итоги конкурса. В течение двух недель «URA.Ru» определяло лучшие пресс-службы Свердловской области и сегодня готово назвать победителей. Какой закон легко нарушают в ПУрВО, чего испугались в Минсельхозе, на кого похож Валерий Горелых и чем подкупает журналистов Минторг. Все это – в отчете нашего агентства. Таких итогов мы и сами не ожидали!
 
Как мы спрашивали
 
22 марта журналист «URA.Ru» сел в редакции перед своим компьютером и написал за сорок минут ровно двадцать запросов в различные министерства, ведомства и коммерческие структуры. Запросы были похожи: в каждом из них пресс-службе задавалось три простых вопроса. Первый: какая самая большая и самая маленькая зарплата в организации? Второй: какие цели стоят перед ее пресс-службой? И третий: как относятся в этой структуре к курению? А также что думает насчет этой пагубной привычки первое лицо?
 
Все двадцать запросов были распечатаны на официальных бланках нашей редакции. Кроме того, в каждом документе содержалась отсылка на закон о СМИ, регламентирующий наше право на запрос и получение информации, а также регистрационные данные информационного агентства «URA.Ru». В довершение мы заверили каждый из двадцати запросов жирной печатью и двумя подписями – журналиста Дмитрия Колезева и шеф-редактора агентства Аксаны Пановой.
 
Затем журналист Дмитрий Колезев надолго засел возле факсового аппарата, чтобы разослать двадцать запросов по двадцати адресатам. Шеф-редактор Аксана Панова напутствовала его словами: «Надеюсь, после этой истории мы не поссоримся навсегда со всеми пресс-службами Свердловской области».
 
Конечно, всерьез нас не интересовали ни уровни зарплат, ни вопросы курения. Мы хотели лишь одного – оценить работу региональных пресс-служб. Все они в один день получили абсолютно идентичные запросы с несложными вопросами. Первый просил раскрыть внутреннюю (но не секретную) информацию о зарплатах. Второй был настолько прост, что в нем можно было бы заподозрить какой-нибудь подвох, но никакого подвоха не было. Ну, а третий являлся несколько неформальным, а также оценивал степень взаимодействия пресс-службы с первым лицом. Нам оставалось подождать семь рабочих дней, которые закон о СМИ предоставляет пресс-службам для ответа на вопрос (мы подождали даже десять), а затем сравнить результаты различных ведомств. Естественно, наши респонденты понятия не имели, что они участвуют в соревновании пресс-служб. Им предстояло отнестись к полученным запросам со всей серьезностью.
 
Мы разослали наши запросы в семь свердловских министерств, силовые структуры (УФСБ, ГУВД, ПУрВО, таможню), областной суд, мэрии крупнейших городов (Екатеринбурга и Нижнего Тагила), а также в четыре крупные коммерческие структуры – уральский филиал компании «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»), торговую сеть «Купец», Уральскую горно-металлургическую компанию и Нижнетагильский металлургический комбинат.
 
Как нам отвечали
 
Рассылка запросов по факсу смутила многие пресс-службы. Едва последний листок был отправлен, как начались телефонные звонки.
 
- Это что все значит? – недоумевала пресс-секретарь «Билайна» Анна Айбашева. – Мне первый раз в жизни приходит запрос по факсу. Отвечать что, тоже по факсу нужно? Так давайте лучше по «аське»? Или по телефону.
 
Но мы настаивали на письменных ответах: нам были важные процессуальные моменты.  В итоге Анна ответила нам по e-mail, кокетливо напомнив в письме: «кстати, у меня есть ЖЖ».
 
Знакомые пресс-секретари подумали, что раз мы перешли на общение по факсу, то в отношениях появилась какая-то трещина.
 
- Что случилось-то? – удивлялся по телефону руководитель пресс-службы Министерства сельского хозяйства Анатолий Феоктистов. – Почему так официально? Еще и на закон ссылаетесь! Что мы, так не ответим, что ли? Сразу на закон…
 
Пресс-секретарь Министерства промышленности и энергетики Евгений Харламов был единственным из своих коллег, кто попросил переадресовать письмо на имя министра.
 
- Вы просите раскрыть данные по зарплатам, - объяснил Харламов, перезвонив по телефону. – Для этого мне нужна виза министра. Перешлите запрос на его имя, он мне скомандует, и я вам отвечу.
 
Мы написали письмо министру Владимиру Молчанову. Но то ли оно затерялось среди множества других писем сановному лицу, то ли г-н Молчанов решил скрыть информацию – в общем, в установленные законом сроки никакой реакции из Минпрома мы так и не получили.
 
Пресс-секретарь Министерства культуры Татьяна Шорохова тоже была среди перезвонивших в тот же день. Она сразу предупредила, что не успеет ответить на запрос тотчас: министерство готовится к коллегии и времени нет. Зато Татьяна Михайловна уточнила и аккуратно записала, в каком объеме необходимы ответы, и прочитала нашему журналисту милую лекцию на тему, как важна культура в нашей жизни и как печально, что «URA.Ru» так мало внимания уделяет прекрасному (мы, кстати, полностью признаем этот недостаток).
 
Некоторые ведомства с такой опаской отнеслись к нашему запросу, что поначалу вообще не хотели его получать.
 
- По какому поводу ваш запрос? – вопрошал руководитель пресс-службы УФСБ Сергей Кузнецов. – Может быть, его вообще смысла нет присылать? Может, там и отвечать-то не на что?
 
Но в конце концов все же принял факс и дал ответ в установленный законом срок. А вот пресс-служба Приволжско-Уральского военного округа нас расстроила. Едва получив запрос, ее сотрудники перезвонили нам и объявили: так как агентство «URA.Ru» не аккредитовано при пресс-службе ПУрВО, отвечать на запрос она отказывается (как будто мы спросили о пусковых точках межконтинентальных ракет). Хотелось бы напомнить пресс-службе ПУрВО, что закон о СМИ действительно дает аккредитованным журналистам преимущества при получении информации. Однако отсутствие аккредитации не позволяет отказывать в ответе на запрос официальным СМИ.
 
Но хуже всех оказались представители коммерческих структур. На следующий день после рассылки факсов нашему корреспонденту перезвонила Надежда Бурико, руководитель отдела рекламы и PR торговой сети «Купец». Надежда Бурико была рассержена.
 
- Вы что себе позволяете? Вы вообще понимаете, что вы делаете? Понимаете, с кем вы разговариваете? Я – начальник отдела рекламы крупной торговой сети! Крупной. Торговой. Сети. Что за хамский запрос вы мне отправили? Я не обязана на него отвечать! Я не буду на него отвечать, ясно вам?
 
Впрочем, Надежда Бурико хотя бы перезвонила. Сотрудники УГМК так вообще проигнорировали наш запрос.
 
В результате за семь рабочих дней нам ответили 14 пресс-служб из 20 – не такой уж и плохой результат. Самым первым ответившим был пресс-секретарь Министерства сельского хозяйства Анатолий Феоктистов – он написал письмо в тот же день. Чуть позже него 22 марта пришли письма из Минторговли и компании «Вымпелком» («Билайн»). Остальным оставалось бороться уже в содержательной части, и они с успехом пустились в такую борьбу.
 
Один из самых полных ответов пришел из Министерства торговли от пресс-секретаря Ольги Серковой-Холмской. Она почти искренне рассказала о зарплатах в министерстве, в нескольких абзацах подробно изложила цели пресс-службы и ее последние достижения, а также эмоционально обрисовала отношение министра к курению. А в неофициальной записке, приложенной к своему ответу, Серкова-Холмская предложила не ограничиваться запросом и сделать с министром Верой Соловьевой интервью – остается только поздравить г-жу министра с таким активным пресс-секретарем.
 
А вот пресс-служба Минфина ответила крайне скупо и сухо, в ответах на три вопроса сумев сослаться сразу на пять (!) федеральных законов и ведомственных приказов. Зато ответ подписала не пресс-секретарь, а лично министр финансов Мария Александровна Серова – что, конечно, лестно.
 
Из пресс-службы Законодательного собрания Свердловской области нам так и не удалось получит ответа. Уверены, что это какое-то недоразумение: Нина Якимова, отвечающая за связь с прессой, всегда была прекрасным специалистом и с охотой отвечала на любые просьбы журналистов. Возможно, свою роль сыграло то, что у пресс-службы Заксобрания сейчас нет руководителя – конкурс на замещение этой вакантной должности еще не закончен.
 
Пресс-служба администрации Екатеринбурга в лице своего руководителя Константина Пудова оказалась одной из самых исполнительных – ответ от него пришел на трех страницах, при этом все ответы оказались полными и корректными. Даже про зарплаты ответили без обиняков. Мэрия честно призналась, что специалист 2 категории получает 4476 рублей, а глава Екатеринбурга – 58 тысяч рублей в месяц.
 
Ответы ГУВД (пресс-секретарь Валерий Горелых) и УФСБ (Сергей Кузнецов) были по-военному краткими и скудными на подробности. Их коллеги из Уральского таможенного управления оказались более душевными: ответ УТУ разместился на двух страницах, был распечатан на цветном принтере (надпись «Уральское таможенное направление» получилась традиционного зеленого цвета) и прислан бумажной почтой в конверте.
 
В конечном счете мы оценили все ответы по двум параметрам (оперативность и содержание). Вот как выглядит финальный результат соревнования пресс-служб.
 
Место, структура
Содержание
Оперативность
Общий балл
1 Минсельхоз
8
10
18
1 Минторг
8
10
18
2 Вымпелком
7
10
17
3 Мэрия Екатеринбурга
10
5
15
3 Облсуд
8
7
15
4 Уральское таможенное управление*
10
4
14
5 ГУВД
5
8
13
6 Департамент информации губернатора СО
6
6
12
6 МУГИСО
7
5
12
7 УФСБ
4
7
11
8 Миинкульт**
5
5
10
9 Минфин
3
6
9
10 Минздрав
6
1
7
11 Мэрия Нижнего Тагила
4
1
5
12 НТМК
0
0
0
12 УГМК
0
0
0
12ТС «Купец»
0
0
0
12 ПУрВО
0
0
0
12 Заксобрание СО
0
0
0
12 Минпром
0
0
0
 
 
* Уральское таможенное управление отправило ответ письмом. Оно пришло в редакцию лишь 30 марта, поэтому УТУ получило относительно невысокий бал за оперативность. Впрочем, само письмо было датировано 27 марта. Если бы таможенники продублировали ответ по факсу, их суммарный балл был бы 17 – это третье место рейтинга.
** Пресс-секретарь Минкульта Татьяна Шорохова несколько раз извинилась перед нами, что не может ответить быстрее, – у нее было очень много работы в связи с подготовкой к проведению коллегии ведомства. Наверное, в других условиях ее бал за оперативность мог бы быть выше.
 
«URA.Ru» благодарит пресс-службы всех государственных и муниципальных органов, а также коммерческих структур за ежедневную совместную работу.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Расскажите о новости друзьям

{{author.id ? author.name : author.author}}
© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Расскажите о новости друзьям
Загрузка...