Глава Нефтеюганска может дополнить список мэров, которые не вписываются в вертикаль новой окружной власти. На фото – Борис Хохряков (слева), Сергей Буров (в центре) и Александр Рыженков (справа) |
Новость о скором завершении карьеры признанного старейшины корпуса градоначальников Югры Бориса Хохрякова переполошила его коллег. Если еще вчера считалось, что для сохранения у власти всего-то нужно поддержать любимую губернатором систему сити-менеджмента, то, как показывает история с главой Нижневартовска, сегодня для политического иммунитета этого совсем недостаточно. Наше агентство составило список тех югорских глав, будущее которых решится в период осень-весна. Мы выделили наиболее важные критерии, по которым, на наш взгляд, окружение Натальи Комаровой решает судьбы бургомистров. Но найти 100-процентный рецепт неприкосновенности оказалось непросто, и история с Хохряковым тому пример. Тем не менее будем надеяться, что знакомство с данными условиями и попытки соответствовать им смогут хоть как-то помочь мэрам и главам районов ХМАО. Подробности – в материале «URA.Ru».
Слухи об уходе весной будущего года главы Нижневартовска Бориса Хохрякова на пенсию взбудоражили и без того беспокойный стан градоначальников ХМАО. Поводом для разговоров о грядущей отставке стали сообщения об увольнении членов команды господина Хохрякова. Первым ушел вице-мэр Иван Гульянц, на очереди, по неофициальной информации, зам по финансам Татьяна Яковлева и главный юрист администрации города Геннадий Симонович. «Начался процесс вывода членов команды из-под удара, – констатирует источник «URA.Ru» в думе Нижневартовска. – Весной выборы новой думы. Старый состав, я более чем уверен, проголосует за поправки в устав города, и после марта введут систему сити-менеджмента, в которой Борису Сергеевичу места не будет».
Причина для беспокойства коллег Бориса Хохрякова состоит в том, что теперь мало кто из них себе отчетливо представляет, что необходимо делать, чтобы остаться у власти. Уж если сам Хохряков уходит, то шансов «выжить» при новом губернаторе у остальных практически нет. В этой связи ситуация, в которой оказались югорские главы, напоминает происходящее с корпусом губернаторов на федеральном уровне, когда трудно понять, в чем заключается логика отставок и назначений.
Мэр Нижневартовска небезосновательно считался самым авторитетным среди градоначальников Югры. В иерархии местных глав он не уступал главе Сургута Александру Сидорову. На прошедших весной 2009 года выборах за него проголосовало более 89% избирателей 200-тысячного города, второго по величине после Сургута. За ним не значилось каких-либо громких уголовных историй, в отличие от некоторых его коллег, с новой властью он, вроде бы, нашел общий язык, устраивал градообразующую компанию ТНК-ВР, активно поддержал тренд внедрения института сити-менеджера, который начала губернатор Наталья Комарова. Все говорило о том, что на выборах в марте 2011 года ему остается избраться депутатом в гордуму и после этого стать главой города. Но, судя по последним событиям, этого не произойдет.
Получается, что лояльность действующего главы в вопросе внедрения сити-менеджмента в его территории не является железобетонным фактором для того, чтобы сохраниться у власти. Равно как и соблюдение иных условий, предполагающих политический иммунитет. Хотя у других глав нет и того набора заслуг, который был у Хохрякова.
К примеру, глава Нягани Александр Рыженков, который не так давно в эфире местного телевидения заявил, что не намерен оставаться у руководства городом после окончания своих полномочий весной 2011 года. Отметим, что он считается одним из пионеров системы сити-менеджмента в Югре. В Нягани уже который год функционирует этот институт местного самоуправления.
Однако некоторое время назад Рыженков то там, то здесь начал фигурировать в скандалах, которые рискуют перерасти в уголовные дела. Возможно, с этим как-то связан блок, который, вероятно, он получил из Ханты-Мансийска в вопросе сохранения поста первого лица города.
Шлейф криминальных скандалов тянется еще за одним мэром, который согласился внедрить у себя модную схему формирования местной власти – главой Пыть-Яха Валерием Весниным. Уже после октября он, скорее всего, также оставит свой пост без попыток сохраниться в том или ином качестве – главы администрации или главы города. Но проблема Веснина, пожалуй, больше связана с тем, что он олицетворяет собой эпоху ЮКОСа. Кстати, это последний из глав Нефтеюганского региона (территория, подконтрольная вначале ЮКОСу, а позже – «Роснефти»), кто остается у власти еще со времен существования империи Михаила Ходорковского.
У главы Октябрьского района Андрея Киприянова, шансы которого этой осенью остаться руководителем района близки к нулю, также немало околоуголовных историй, равно как и у его окружения (зам Киприянова Валерий Хафизов проходит обвиняемым и ждет суда). Но в его случае негативный багаж дополняет и аномально низкий личный рейтинг среди населения, которое, как показывают замеры, считает работу местного главы крайне неэффективной.
Интересно, что у главы Кондинского района Виктора Редикульцева также в багаже есть уголовные скандалы. Некоторое время назад он даже около года находился в СИЗО, но суд главу оправдал и, более того, Редикульцев взыскал с государства компенсацию за моральный вред. Тем не менее фамилию Редикульцева можно видеть в списках кандидатов «Единой России» в думу района. Это говорит о том, что с большой вероятностью Редикульцев в октябре станет главой района. Поправки в устав района, внедряющие институт сити-менеджера, он провел еще весной этого года. Чем вызвано одобрение в Ханты-Мансийске по вопросу сохранения его у власти? Здесь появляется еще один критерий – планы окружения губернатора Комаровой на взаимоотношения с ФПГ, которая базируется в муниципалитете. Кондинский район известен своей депрессивностью. Ведущей отраслью здесь является лесопереработка, и Редикульцев, пожалуй, устраивает и ту ФПГ, которая намерена развивать лесопереработку в районе, и, следовательно, представителей окружных властей, которые, вероятно, наладили взаимоотношения с этой ФПГ.
Кстати, отчасти этот критерий актуален и для Сургута. Не исключено, что, поддерживая на пост главы города кандидатуру топ-менеджера «Сургутнефтегаза» Дмитрия Попова, новая команда правительства ХМАО в будущем создает задел для выстраивания взаимовыгодных отношений в конструкции: округ – ФПГ – город.
Подводя итог, можно сказать, что из шести глав, которые в период осень-весна теоретически могли бы остаться (Сидоров, Хохряков, Веснин, Рыженков, Киприянов, Редикульцев), перспективы есть лишь у последнего. При этом каждому из них не хватает какого-либо условия, которое могло бы дать им шанс остаться. Среди основных можно выделить четыре таких условия: лояльность в вопросе внедрения сити-менеджмента, соответствие интересам градообразующей компании, с которой новая команда выстраивает отношения, отсутствие уголовных скандалов, в которых мог быть замешан мэр, популярность среди населения и показатели эффективности его работы. Но в то же время ситуации с Редикульцевым и Хохряковым показывают, что логика соответствия или несоответствия этим критериям не всегда себя оправдывает.
В этой связи интересно будет наблюдать за тем, что произойдет весной 2011 года с главой Нефтеюганска Сергеем Буровым, который из четырех критериев соответствует лишь одному – лоялен к прогубернаторской системе формирования местной власти. Либо он станет обладателем счастливого числа семь в несчастливом списке мэров-отставников, либо еще одним парадоксом в логике назначений и отставок новой команды нового губернатора.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в ХМАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Ханты, деньги, нефтевышки», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!