Заговор олигархов, или Почему на самом деле Юревич потерял власть
«Настал момент, и критическая масса превысила все допустимые пределы. И тут возник главный кадровик Кремля»
Размер текста
-
17
+
На Михаила Юревича могли обидеться за невыполнение обязательств по ЧТЗ
Челябинские и московские журналисты, пишущие о событиях на Южном Урале, уже быстро и почти привычно стучат по клавишам компьютера — «врио губернатора Борис Дубровский». Хотя и двух недель не минуло с того дня, когда ушел в отставку действующий глава региона Михаил Юревич. Но если с губернаторского сайта даже с поисковиков убрали упоминание о Юревиче, то общественность продолжает гадать — что стало причиной отставки? Версии высказываются самые различные, среди них есть и вполне правдивые, по которым выстраивается вся история конфликтов бывшего челябинского губернатора не только с недружественными ему, в последний год, бизнесменами, но с госкорпорациями. Подробности — в материале «URA.Ru».
Версия первая, популярная среди рядовых обывателей — информационная война с медиабизнесменом Александром Аристовым изначально вела к проигрышу Юревича. Война началась позапрошлым летом, когда шли споры вокруг поста председателя Челябинского областного суда. Действующий руководитель Федор Вяткин, а его поддерживали СМИ Аристова, напомним, пост покинул — медиаструктуры губернатора праздновали победу.
Но даже эта война не была столь ожесточенной, как та, что развернулась в прошлом году, когда пресса, контролируемая Аристовым и его соратником Андреем Барышевым, уже не выбирала выражений в адрес областных властей и лично Юревича. Но и сами власти чересчур перестарались в этой истории, слишком много сил затратив на ухудшение имиджа предприятий, принадлежащих Аристову. В какой-то момент войну можно было свернуть — покинувший пост вице-губернатора Олег Грачев, сумел бы, скорее всего, «разрулить» ситуацию.
Бизнесмен Александр Аристов в удачное время поднял «меч войны»
Но кроме Грачева, знающего, как вести переговоры, делать это было некому, хотя в команде Аристова заявляли, что они «были готовы к перемирию», однако противник не стал идти навстречу. Кстати, конфликт Аристова и Юревича также возник из-за того, что область не выполняла перед бизнесом своих обязательств. Бизнес вкладывал инвестиции, но не получал необходимой поддержки.
15 января, когда Юревича отправили в отставку, спонсоры медиаатак, мишенью которых стал губернатор, собрались на банкет, отметив таким образом радостное для них событие. Кстати, в этой компании был замечен и сити-менеджер Челябинска Сергей Давыдов. Но Кремль все равно бы не стал удалять челябинского губернатора от власти, только лишь потому, что действующего главу региона откровенно «мочат» в СМИ. Война изначально вела к проигрышу Юревича, Аристов не стал бы так рисковать, если бы не был уверен в своих силах и в том, что «наверху» идет своя работа по смене власти в регионе.
Версия вторая. Власти Челябинской области не выполнили свои обязательства перед научно-производственной корпорацией «Уралвагонзавод» относительно Челябинского тракторного завода. Если быть точнее, УВЗ, инвестируя в ЧТЗ значительные средства, рассчитывал получить несколько объектов в собственность, и эта перспектива обсуждалась. Но что-то прошлой весной в планах Юревича поменялось, и УВЗ не получил обещанного.
Вероятно, что тот же Грачев или даже председатель правительства региона Сергей Комяков могли бы убедить губернатора, что не стоит идти на столь явный конфликт с госкорпорацией. Но Олег Грачев уже был не вхож в кабинет, да и Комяков утратил былое влияние.
Самым доверенным человеком минувшим летом у Юревича стал вице-губернатор Сергей Буйновский, обещавший и защиту в судах, и покровительство со стороны силовиков. А гендиректор УВЗ Олег Сиенко обиду запомнил. Далее версии расходятся. По одной из них Сиенко лично лоббировал отставку Юревича в кремлевских кабинетах, по другой — когда у него спросили, кого он видит на посту врио губернатора Челябинской области, не колеблясь, назвал гендиректора ММК Бориса Дубровского, с которым был знаком еще по работе на УВЗ.
Председателю совета директоров ММК Виктору Рашникову таким образом не оставили выбора, затребовав одного из лучших менеджеров, которого он привез в начале осени в Кремль, на собеседование. Но если первая версия, с личной заинтересованностью Сиенко, реальна, то влияния только одного руководителя госкорпорации явно не хватило бы. Требовалась дополнительная помощь.
Версия третья — инициатором был Виктор Рашников. Ему активно не нравилось, что в последнее время Михаил Юревич унижал металлургический комплекс. Увлекшись диверсификацией экономики, крайне необходимой в нынешних условиях, губернатор слишком часто говорил, что металлургия уже не играет значительной роли в жизни региона, и это откровенно обижало ведущие предприятия региона, обеспечивающие рабочими местами целые города области.
Председатель совета директоров ММК Виктор Рашников не простил унижения металлургов
С другой стороны, Виктор Рашников не столь капризен, чтобы обращать внимание на подобные заявления. А вот то, что Магнитогорск выдавили из политической повестки, раздав все посты челябинцам, «стальному королю» действительно мало импонировало. Есть и более правдоподобный мотив: ММК не вернули переплаченные средства в бюджет, а это уже не политика, а бизнес. Во всяком случае, Рашников, сам ли или его попросили, отдал на госслужбу Дубровского, а на такой поступок его могли сподвигнуть только очень веские причины.
Кстати, если принять на веру, что председатель совета директоров не участвовал в «заговоре олигархов», то он мог бы предупредить Юревича о том, что возил в Кремль преемника. То есть в Челябинске знали, что смотрины состоялись, но решили: речь идет о выборах 2015 года. Рашников же не стал говорить, что на самом деле все гораздо серьезнее. Знай Юревич об этом, он не стал писать заявления с открытой датой.
Заявление губернатор подал в начале ноября, рассчитывая на то, что как только его подпишут, так сразу переназначат, оставив в качестве и.о. губернатора. Тогда можно было бы идти на выборы в сентябре 2014 года. Иначе придется избираться в 2015 году, и одновременно шли бы выборы большинства глав городов и районов, а также депутатов ЗСО.
До сих пор нет единого мнения, кто уговорил Юревича подать такое заявление, обещая и пост «и.о», с досрочными выборами, и поддержку Кремля на этих выборах. Это могли быть как люди из собственного окружения, так и советчики в администрации президента. Но это заявление было подано.
«Настал момент, и критическая масса в регионе превысила все допустимые пределы...» — говорит политолог Сергей Клесун. Тут и скандалы с ОНФ, уличающим Юревича в излишней любви к роскоши, и упорные слухи о развитии «медицинского дела», с тем, что фигурантом уголовного расследования станет сам губернатор, и непрекращающаяся информатака со стороны недружественных СМИ.
«Ситуация политической нестабильности в области, масштабных внутриэлитных войн была ненормальной и мешала полноценной работе региональной власти», — более конкретно выразился в день отставки Юревича в своем блоге политолог Александр Мельников. Заявлению губернатора дали ход, не позволив даже провести юбилей области.
В чиновничьих курилках называют еще одного человека, «столкнувшего» Юревича с кресла. Это Антон Федоров — глава управления президента России по вопросам государственной службы и кадров, назначенный на свою должность 11 сентября прошлого года. До этого назначения Федоров больше года трудился начальником управления по работе с регионами в госкорпорации «Росатом», курировал запретки, в том числе Озерск.
В 2012 году, напомним, в Озерске разразился скандал — арестовали, за расхищение бюджетных средств, группу чиновников, в том числе и сити-менеджера Евгения Тарасова. Команду Тарасова, а их приход в ЗАТО был инициирован областными властями, в запретке откровенно не любили, «разгрому варягов» радовались. Но и после ареста Тарасова и его подельников Озерск полгода лихорадило — не могли назначить сити-менеджера, а областные чиновники пытались протолкнуть своего очередного ставленника. «Росатому» и лично Федорову, происходящее не нравилось. Не устраивала и фигура сенатора Константина Цыбко, сделавшего Озерск своей личной вотчиной.
Не нравилась и та болтовня, в окружении Евгения Тарасова, пока тот был на свободе, что Юревич якобы проявляет интерес к готовящемуся акционированию ПО «Маяк» — ведущего предприятия ядерной отрасли России. В это почти невозможно поверить, не может частное лицо или даже субъект РФ получить пакет акций такого завода! Но конфликт с Росатомом у Юревича действительно был.
И когда Федоров перешел на работу в администрацию президента, то у него сложилось о челябинском губернаторе определенное мнение, которое и стало главным при принятии решения об отставке. «Заговор олигархов», если таковой действительно был, вполне удался.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Челябинские и московские журналисты, пишущие о событиях на Южном Урале, уже быстро и почти привычно стучат по клавишам компьютера — «врио губернатора Борис Дубровский». Хотя и двух недель не минуло с того дня, когда ушел в отставку действующий глава региона Михаил Юревич. Но если с губернаторского сайта даже с поисковиков убрали упоминание о Юревиче, то общественность продолжает гадать — что стало причиной отставки? Версии высказываются самые различные, среди них есть и вполне правдивые, по которым выстраивается вся история конфликтов бывшего челябинского губернатора не только с недружественными ему, в последний год, бизнесменами, но с госкорпорациями. Подробности — в материале «URA.Ru». Версия первая, популярная среди рядовых обывателей — информационная война с медиабизнесменом Александром Аристовым изначально вела к проигрышу Юревича. Война началась позапрошлым летом, когда шли споры вокруг поста председателя Челябинского областного суда. Действующий руководитель Федор Вяткин, а его поддерживали СМИ Аристова, напомним, пост покинул — медиаструктуры губернатора праздновали победу. Но даже эта война не была столь ожесточенной, как та, что развернулась в прошлом году, когда пресса, контролируемая Аристовым и его соратником Андреем Барышевым, уже не выбирала выражений в адрес областных властей и лично Юревича. Но и сами власти чересчур перестарались в этой истории, слишком много сил затратив на ухудшение имиджа предприятий, принадлежащих Аристову. В какой-то момент войну можно было свернуть — покинувший пост вице-губернатора Олег Грачев, сумел бы, скорее всего, «разрулить» ситуацию. Бизнесмен Александр Аристов в удачное время поднял «меч войны» Но кроме Грачева, знающего, как вести переговоры, делать это было некому, хотя в команде Аристова заявляли, что они «были готовы к перемирию», однако противник не стал идти навстречу. Кстати, конфликт Аристова и Юревича также возник из-за того, что область не выполняла перед бизнесом своих обязательств. Бизнес вкладывал инвестиции, но не получал необходимой поддержки. 15 января, когда Юревича отправили в отставку, спонсоры медиаатак, мишенью которых стал губернатор, собрались на банкет, отметив таким образом радостное для них событие. Кстати, в этой компании был замечен и сити-менеджер Челябинска Сергей Давыдов. Но Кремль все равно бы не стал удалять челябинского губернатора от власти, только лишь потому, что действующего главу региона откровенно «мочат» в СМИ. Война изначально вела к проигрышу Юревича, Аристов не стал бы так рисковать, если бы не был уверен в своих силах и в том, что «наверху» идет своя работа по смене власти в регионе. Версия вторая. Власти Челябинской области не выполнили свои обязательства перед научно-производственной корпорацией «Уралвагонзавод» относительно Челябинского тракторного завода. Если быть точнее, УВЗ, инвестируя в ЧТЗ значительные средства, рассчитывал получить несколько объектов в собственность, и эта перспектива обсуждалась. Но что-то прошлой весной в планах Юревича поменялось, и УВЗ не получил обещанного. Вероятно, что тот же Грачев или даже председатель правительства региона Сергей Комяков могли бы убедить губернатора, что не стоит идти на столь явный конфликт с госкорпорацией. Но Олег Грачев уже был не вхож в кабинет, да и Комяков утратил былое влияние. Самым доверенным человеком минувшим летом у Юревича стал вице-губернатор Сергей Буйновский, обещавший и защиту в судах, и покровительство со стороны силовиков. А гендиректор УВЗ Олег Сиенко обиду запомнил. Далее версии расходятся. По одной из них Сиенко лично лоббировал отставку Юревича в кремлевских кабинетах, по другой — когда у него спросили, кого он видит на посту врио губернатора Челябинской области, не колеблясь, назвал гендиректора ММК Бориса Дубровского, с которым был знаком еще по работе на УВЗ. Председателю совета директоров ММК Виктору Рашникову таким образом не оставили выбора, затребовав одного из лучших менеджеров, которого он привез в начале осени в Кремль, на собеседование. Но если первая версия, с личной заинтересованностью Сиенко, реальна, то влияния только одного руководителя госкорпорации явно не хватило бы. Требовалась дополнительная помощь. Версия третья — инициатором был Виктор Рашников. Ему активно не нравилось, что в последнее время Михаил Юревич унижал металлургический комплекс. Увлекшись диверсификацией экономики, крайне необходимой в нынешних условиях, губернатор слишком часто говорил, что металлургия уже не играет значительной роли в жизни региона, и это откровенно обижало ведущие предприятия региона, обеспечивающие рабочими местами целые города области. Председатель совета директоров ММК Виктор Рашников не простил унижения металлургов С другой стороны, Виктор Рашников не столь капризен, чтобы обращать внимание на подобные заявления. А вот то, что Магнитогорск выдавили из политической повестки, раздав все посты челябинцам, «стальному королю» действительно мало импонировало. Есть и более правдоподобный мотив: ММК не вернули переплаченные средства в бюджет, а это уже не политика, а бизнес. Во всяком случае, Рашников, сам ли или его попросили, отдал на госслужбу Дубровского, а на такой поступок его могли сподвигнуть только очень веские причины. Кстати, если принять на веру, что председатель совета директоров не участвовал в «заговоре олигархов», то он мог бы предупредить Юревича о том, что возил в Кремль преемника. То есть в Челябинске знали, что смотрины состоялись, но решили: речь идет о выборах 2015 года. Рашников же не стал говорить, что на самом деле все гораздо серьезнее. Знай Юревич об этом, он не стал писать заявления с открытой датой. Заявление губернатор подал в начале ноября, рассчитывая на то, что как только его подпишут, так сразу переназначат, оставив в качестве и.о. губернатора. Тогда можно было бы идти на выборы в сентябре 2014 года. Иначе придется избираться в 2015 году, и одновременно шли бы выборы большинства глав городов и районов, а также депутатов ЗСО. До сих пор нет единого мнения, кто уговорил Юревича подать такое заявление, обещая и пост «и.о», с досрочными выборами, и поддержку Кремля на этих выборах. Это могли быть как люди из собственного окружения, так и советчики в администрации президента. Но это заявление было подано. «Настал момент, и критическая масса в регионе превысила все допустимые пределы...» — говорит политолог Сергей Клесун. Тут и скандалы с ОНФ, уличающим Юревича в излишней любви к роскоши, и упорные слухи о развитии «медицинского дела», с тем, что фигурантом уголовного расследования станет сам губернатор, и непрекращающаяся информатака со стороны недружественных СМИ. «Ситуация политической нестабильности в области, масштабных внутриэлитных войн была ненормальной и мешала полноценной работе региональной власти», — более конкретно выразился в день отставки Юревича в своем блоге политолог Александр Мельников. Заявлению губернатора дали ход, не позволив даже провести юбилей области. В чиновничьих курилках называют еще одного человека, «столкнувшего» Юревича с кресла. Это Антон Федоров — глава управления президента России по вопросам государственной службы и кадров, назначенный на свою должность 11 сентября прошлого года. До этого назначения Федоров больше года трудился начальником управления по работе с регионами в госкорпорации «Росатом», курировал запретки, в том числе Озерск. В 2012 году, напомним, в Озерске разразился скандал — арестовали, за расхищение бюджетных средств, группу чиновников, в том числе и сити-менеджера Евгения Тарасова. Команду Тарасова, а их приход в ЗАТО был инициирован областными властями, в запретке откровенно не любили, «разгрому варягов» радовались. Но и после ареста Тарасова и его подельников Озерск полгода лихорадило — не могли назначить сити-менеджера, а областные чиновники пытались протолкнуть своего очередного ставленника. «Росатому» и лично Федорову, происходящее не нравилось. Не устраивала и фигура сенатора Константина Цыбко, сделавшего Озерск своей личной вотчиной. Не нравилась и та болтовня, в окружении Евгения Тарасова, пока тот был на свободе, что Юревич якобы проявляет интерес к готовящемуся акционированию ПО «Маяк» — ведущего предприятия ядерной отрасли России. В это почти невозможно поверить, не может частное лицо или даже субъект РФ получить пакет акций такого завода! Но конфликт с Росатомом у Юревича действительно был. И когда Федоров перешел на работу в администрацию президента, то у него сложилось о челябинском губернаторе определенное мнение, которое и стало главным при принятии решения об отставке. «Заговор олигархов», если таковой действительно был, вполне удался.