
В России начался новый этап решения проблемы дефицита кадров на предприятиях. Это будет происходить интенсивным путем — то есть за счет повышения производительности и эффективности труда. В стране перезапустили нацпроект «Производительность труда», который должен был завершиться в 2024 году. Он стал частью более масштабной программы — «Эффективная и конкурентная экономика», действие которой рассчитано до 2030 года.
По словам экспертов Регионального центра компетенций в сфере производительности труда Свердловской области (РЦК), обновленный федеральный проект направлен прежде всего на несырьевые предприятия. При поддержке РЦК еще почти 200 предприятий Среднего Урала смогут бесплатно повысить свою производительность за следующие пять лет. Какими методами будут достигать этих результатов и как это поможет сгладить нехватку кадров — в материале URA.RU.
Универсальная для всех методика

Как отметила старший руководитель проектов РЦК Мария Тихомирова, методики повышения производительности труда, применяемые экспертами Центра компетенций, основаны на универсальных принципах бережливого производства. Они одинаково хорошо подходят и для торговых, и для научных, и для промышленных компаний.
Эти принципы направлены на выявление «узких мест», а также ненужных процессов транспортировки, излишних запасов и перепроизводства продукции, избыточной обработки, постоянных переделок (в том числе и из-за брака), долгого ожидания результата, а также лишних манипуляций, проводимых сотрудниками.
Тренер «Фабрики процессов» РЦК Жанна Аскарова добавила, что для экспертов главное, чтобы оптимизируемые бизнес-процессы были цикличными. Поэтому для них не имеет значения не только отрасль, но и масштаб предприятия.
«Для офисов это могут быть маршруты перемещения документов, излишние согласования, дублирование информации в документах, ошибки, неэффективная организация рабочего пространства, накопление незавершенного документооборота. Для логистики – неэффективное использование складских помещений, неоптимальные маршруты комплектации, неоптимальное размещение комплектующих на складе, несвоевременные поставки», – перечислила примеры Аскарова.
При этом повышение производительности труда происходит не только за счет рационализации производственных, логистических и офисных процессов. Особое внимание эксперты уделяют мотивации сотрудников, коммуникации между ними, вовлечению их в рабочие процессы и разбору целей как отдельных специалистов, так и всего предприятия.
Освобождение рабочих рук
Эксперты РЦК отмечают, что повышение производительности позволяет компаниям сгладить нехватку кадров за счет того, что они избавляются от неэффективного и неквалифицированного труда. Это высвобождает персонал, который можно переквалифицировать на другие специальности.

«Наша цель состоит в оценке всех ресурсов предприятия. И если за счет перебалансировки персонала на определенных участках выявятся резервы, они будут рекомендованы к внедрению. Оценку производительности труда мы проводим, в том числе и по увеличению выработки. А в этой формуле как раз в знаменателе участвует численность персонала, но не в натуральном эквиваленте, а в количестве времени, затраченном человеком на выполнение его функций», — рассказала Мария Тихомирова.
По ее словам, очень сложно конкретно оценить, на сколько нужно повысить эффективность труда для замещения на предприятии одного сотрудника. Но сокращая для специалиста операции там, где это технологически возможно, получится не только перенаправить его на другие обязанности, но и высвободить время на выполнение большего количества работы.

При этом ранее Александр Казаков, гендиректор Фонда технологического развития промышленности Свердловской области, на базе которого в регионе появился РЦК, в интервью «Российской газете» отмечал, что увеличение производительности труда компании всего на 3-4% в год уже смягчает влияние дефицита кадров. «Если же привести показатели России к уровню Италии, не самой передовой в этом плане стране, то у нас высвободится до 20 миллионов человек. Понятно, что завтра они не встанут к станку с ЧПУ, нужно время на обучение. Тем не менее с чего-то надо начинать», — указал Казаков в беседе с журналистами.
Вместе с тем эксперты РЦК не согласны с мнениями о том, что Россия значительно отстает по производительности труда от стран Европы или США. Мария Тихомирова подчеркнула, что на российские компании влияют множество факторов: от «демографической ямы» 90-ых до зависимости от импорта.
Главный инструмент вовлечения
Одним из главных инструментов РЦК по вовлечению персонала предприятия в процесс повышения эффективности труда являются «Фабрики процессов». Это учебно-практические площадки, участники которых осваивают принципы бережливого производства на реальных рабочих задачах.
«Основная цель здесь — получить практический опыт использования инструментов бережливого производства в операционной деятельности, а также оценить степень их влияния на показатели эффективности производства. Кроме того, важно вовлечение всех работников в процесс улучшений», — рассказала Жанна Аскарова.
Тренер отметила, что обучение, помимо прочего, дает возможность осознать каждому специалисту в компании, как его работа влияет на общий результат. Поскольку часто сотрудники зацикливаются только на собственных задачах, не задумываясь о том, как они связаны с обязанностями коллег.

Идея «Фабрик процессов» состоит в том, что за восемь часов эксперты вместе с сотрудниками и руководителями разбирают прохождение рутинных процессов в компании. Таких как, например, заключение договора.
Его оформление затрагивает сразу несколько отделов предприятия: от бухгалтеров и службы снабжения до юристов и службы безопасности. В ходе тренинга зачастую выясняется, что документ проходит через множество ненужных согласований и по кругу передается из отдела в отдел. Этапы работы участники тренингов фиксируют буквально секундомером.
«Первое решение, которое приходит в голову многим участникам после первого раунда тренировки: „Необходимо принять еще одного или двух сотрудников“. После третьего раунда коллеги понимают, что данную работу можно выполнять с меньшим количеством людей и при этом не испытывать высоких нагрузок. Важно посмотреть на свою деятельность по-другому», — указала Жанна Аскарова.
Преодоление психологического барьера

Выполнение того же объема работы меньшим количеством людей и повышение эффективности труда — одни из главных принципов бережливого производства. Но когда сотрудники слышат про это, то часто воспринимают практики РЦК как грядущий рост нагрузки.
Развенчание этого заблуждения и преодоление психологического сопротивления — еще одна задача для экспертов Центра компетенций. Они подчеркивают, что бережливое производство как раз подразумевает рост эффективности труда без «высасывания соков» из персонала.
«Выход из зоны комфорта — болезненный процесс. Многие воспринимают новые практики как критику своих профессиональных качеств. Мы боремся с этим разными методами, но основное — следование жесткому регламенту работы, через „протокольный формат“ взаимодействия. Если сотрудники видят, что это нужно руководству, и понимают, что за ними следят вышестоящие руководители, дисциплина резко усиливается», — рассказала Мария Тихомирова.
Региональный центр компетенций (РЦК) является свердловским оператором федерального проекта «Производительность труда», входящего в состав национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика».
Стать участником проекта на безвозмездной основе может любое предприятие базовых несырьевых отраслей экономики. Вступить в проект можно на сайте производительность.рф.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
