Махмудов и Козицын пытаются, как умеют, защититься от обрушившихся на их головы ходов конкурентов |
О появлении альянса УГМК-Chinalco заявил директор горно-металлургического сегмента китайской корпорации Дай Файньгун. Согласно сообщению агентства Reuters, на своей пресс-конференции господин Файньгун сообщил журналистам, что корпорация подписала протокол о намерениях с российским производителем меди и цинка Уральской горно-металлургической компанией (УГМК) о совместном участии в конкурсе на право освоения одного из крупнейших в мире медного Удоканского месторождения в России. «Наша цель - получить 50 процентов в миллиардном Удоканском проекте», - сказал директор сегмента в Шанхае. Он не стал скрывать, что альянс - часть стратегии корпорации, которая намерена увеличить общие запасы меди за границей. Агентство Bloomberg уточняет, что господин Файньгун сообщил о планах своей компании получить 50% в совместном предприятии и в случае победы на аукционе стать оператором месторождения.
Между тем, в Уральской горно-металлургической компании заявление китайского металлурга опровергают. В УГМК отрицают как факт подписания соглашения, так и сами переговоры о создании совместного предприятия, поскольку до сих пор не утверждены ни дата проведения аукциона, ни даже поправки в федеральный закон «О недрах», после появления которых и станут понятными условия, а также сроки проведения аукциона.
Впрочем, эти опровержения понятны – компания потратила четыре года на то, чтобы ввести в массовое сознание вредность самой идеи появления на Удокане иностранного инвестора. Напомним, в 2002 году генеральный директор УГМК Андрей Козицын организовывал выезд свердловских политиков на месторождение, показывая им, как масштабен объект, на который он нацелился и как долго уральские заводы компании будут загружены работой, если Удокан попадет в руки холдинга. Тогда основным соперником УГМК назывался корейский холдинг «Samsung», и господин Козицын настаивал на необходимости превращения аукциона в конкурс, заявиться на котором могут только российские компании.
Помимо pr-работы в тот год велась и активная лоббистская деятельность, завершившаяся заявлениями нескольких федеральных министерств в пользу конкурса, а не аукциона, как настаивало министерство экономического развития и торговли России. Не сдавался лишь МЭРТ. На дворе уже стоял 2003-й год, и помимо борьбы с ведомством Германа Грефа Андрею Козицыну пришлось бороться с китайскими металлургами, объявившими о своем желании появиться на Удокане, и все тем же «Samsung», нашедшем путь к месторождению через лояльную структуру «Казахмыс». УГМК снова тратила огромные ресурсы на озвучивание идеи: любое предприятие, кроме российского (даже СП), будет выкачивать все ресурсы из Удокана на экспорт, России это не выгодно, надо отдать лицензию не за деньги, а за технико-экономическое обоснование проекта. Уже тогда отчеты свердловского министерства металлургии (ныне входит в состав министерства промышленности) показывали, что без месторождения компания долго не протянет.
Вплоть до прошлого года лоббисты УГМК добивались своей победы над любыми иностранными претендентами на Удокан, находя самые неожиданные аргументы для федеральных чиновников. Ситуация изменилась сразу после того, как о своем желании участвовать в аукционе объявил «Норильский никель» Владимира Потанина, намного более близкого нынешнему руководству страны, чем акционеры УГМК. Это известие стало неожиданностью для уральцев, а после того, как самый опасный и при этом российский конкурент заговорил о возможном альянсе с иностранной компанией (обсуждается партнерство с BHP Billiton или Rio Tinto), УГМК Искандара Махмудова начала и себе искать партнера. «Все эти идеи защиты российского производителя, национальных интересов, конечно, хороши, но риск потерять Удокан стал слишком велик», - говорит сотрудник одного уральского метхолдинга, знакомый с ситуацией в УГМК. По его словам, без сильного партнера компании не приходится даже мечтать о победе на аукционе, когда бы он не прошел.
Аналитик «Финама» Наталья Кочешкова считает, что в сложившейся ситуации альянс с иностранцем для УГМК вполне логичен. Другое дело, что теперь компания теряет собственную «фишку», ничем не отличаясь от того же «Норильского никеля». Кроме того, ее конкурентами могут стать чилийская Codelco, американская Phelps Dodge, китайская Jiangxi Copper, Алишер Усманов, Сулейман Керимов и Роман Абрамович. Зачем четыре года уральские металлурги разными средствами находили выходы на федеральных чиновников - остается загадкой.
«URA.Ru» будет следить за этим действом.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!