В СИЗО сидеть не сладко, но четверо обвиняемых за три года уже свыклись со своей судьбой. Жалеть себя смысла нет, теперь они заняты только своей защитой |
Суд по скандальному рейдерскому делу «Уралинвестэнерго» почему-то закрыли от прессы. Если взглянуть на то, что происходит в зале судебных слушаний, то становится понятно, почему: это один из тех процессов, где результат, похоже, известен заранее. А когда правосудие вершится таким образом, то лучше ему вершиться без камер и микрофонов. Здесь отклоняются ходатайства даже о том, каким образом сидеть обвиняемым, потерпевший испытывает проблемы с памятью, а судья подсказывает допрашиваемым ответы. Мы одним глазком взглянули на то, что происходит в процессе, и даже повидались с самими VIP-сидельцами. Они, несмотря на ситуацию, в хорошем настроении.
В Кировском суде сегодня продолжился скандальный процесс по делу «Уралинвстэнерго» - может быть, самая трагикомичная из историй российского рейдерства. На скамье подсудимых – четверо бывших акционеров промышленной корпорации, которых по виду трудно принять за уголовников: Денис Тасаков, Василий Бурага, Владислав Бутин и Андрей Рыжиков. Все четверо находятся в СИЗО с 2007 года, уже давно свыклись с условиями заключения и не выглядят ни испуганными, ни обиженными на судьбу. Обложившись стопками бумаг, разложив на коленях и полу «клетки» листы со своими пометками, они азартно участвуют в процессе, активно используя свое право задавать вопросы, заявлять ходатайства и делать замечания. Все четверо хорошо образованы, прекрасно осведомлены о нюансах гражданского права, долгое время руководили одной из крупнейших компаний Свердловской области – и наблюдать за тем, как они защищают в суде свою честь и свободу, - занятное дело.
Напомним, бывших акционеров и топ-менеджеров корпорации «Уралинвестэнерго» обвиняют в хищении акций своего предприятия и легализации доходов. Сами они называют происходящее в суде фарсом, а уголовное дело против них – частью рейдерской атаки на «Уралинвестэнерго» со стороны структур, близких к УГМК. Ключевой фигурой этой атаки стал бизнесмен Андрей Ахтямов, выступающий потерпевшим в уголовном деле. До 2003 года он был деловым партнером четырех бизнесменов, однако затем решил выйти из бизнеса за отступные в $25 миллионов. Получив согласие партнеров и часть средств, Ахтямов однако изменил требования и также потребовал «бонусом» завод «Уралхиммаш» - самый привлекательный актив корпорации. Начался затяжной корпоративный спор, истинная природа которого прояснилась, когда Ахтямов официально устроился работать в УГМК.
Сегодня в суде продолжился допрос Андрея Ахтямова. Он, в отличие от бледных и уставших от длительного заключения в СИЗО обвиняемых, выглядит прекрасно – загоревший, подтянутый, улыбчивый. Правда, с ментальными способностями ситуация обратная. Когда во время запроса речь заходит о событиях 2003-2004 года, (тогда и состоялось предполагаемое хищение акций), Бурага, Тасаков, Рыжиков и Бутин помнят все детали происходящего: нюансы переговоров, подписанные документы, аспекты деятельности корпорации. Ахтямов же не помнит ничего: чаще всего он отвечает «Не знаю» или «Не помню», на вопрос о причинах плохой памяти адвокат потерпевшего заявляет изящный протест: «Память человеческая несовершенна, ваша честь».
Наблюдая за процессом «Уралинвестэнерго», понимаешь, как много бы сделало для правосудия обсуждаемое нововведение – прямые интернет-трансляции всех судебных заседаний. На слушаниях по делу «УИЭ», куда без объяснения причин не пускают журналистов и посторонних, царит удивительная атмосфера. Сама логика судебных слушаний говорит о том, что в суде должны соревноваться обвинение и защита, судье же отведена роль независимого арбитра. В этом процессе все с ног на голову: здесь друг другу почему-то противостоят судья и защита, активнее всех адвокат потерпевшего, а представитель обвинения, спокойная молодая блондинка, за два часа слушаний произнесла всего одну фразу – «Поддерживаю», соглашаясь с очередным ходатайством адвоката обвиняемого. Защита не раз обвиняла судью Елену Мальцеву в предвзятом отношении к процессу, и допрос Андрея Ахтямова в среду только подлил масла в огонь – после того, как председательствующая пару раз подсказала потерпевшему ответы, Василий Бурага не выдержал: «Ваша честь, я просто удивлен вашей предвзятости, я в обморок падаю от такого. Вы хотя бы внешне старались соблюдать объективность».
Андрей Ахтямов дает показания. Странно, но из пяти участников событий 2003-2004 года, присутствующих в зале суда, почти ничего не помнит только он
Ходатайства защиты в суде удовлетворяются крайне редко, при этом их отклонение происходит с каким-то намеком на издевку. Скажем, защита обвиняемых просит перенести слушания в более просторный зал: в этом скамья подсудимых рассчитана на двоих, и четырем обвиняемым на ней элементарно тесно, они сидят едва ли не друг у друга на коленях (а еще надо разложить бумаги). «А вы что, какие-то особые специалисты по сидячим местам? – ухмыляется один из судей. – Отклонить». Василий Бурага просит дать ему пять дней нанять нового адвоката: старый заболел, а назначенный судом защитник не в курсе нюансов многотомного дела. «Отклонить!». – «Но вы грубо нарушаете мое право на защиту!» - «Отклонить». Сама назначенный адвокат не выдерживает: «Ваша честь, я не готова к защите, прошу вывести меня из процесса: «Отклонить», - судья Мальцева непреклонна.
Суд по делу «Уралинвестэнерго» даже не кафкианский, в нем никто особо и не пытается утопить правосудие в абсурде; здесь все всем известно заранее. Защита понимает, что с таким отношением суда приговор скорее всего будет обвинительным, подсудимые уже привыкли сидеть и относятся к своему положению с висельным юмором; судьи, кажется, тоже все знают наперед и смотрят на адвокатов подзащитных примерно так же, как на надоедливых насекомых – самых назойливых можно прихлопнуть (ранее из процесса был выведен адвокат Сергей Колосовский), но всех все равно не перебьешь, так что пусть уж себе жужжат. В такой ситуации вопрос вины или невиновности уже как бы выносится за скобки – само происходящее вокруг дела «Уралинвестэнерго» демонстрирует, что в нем все далеко не столь однозначно, как в обвинительном заключении.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!