18 января 2025

Кремль, внимание! Из Свердловской области идет шквал «аналитичек»

Каждый «отец победы» хвалит себя. Мы провели объективную «ДНК-экспертизу» Лашманкина, Тунгусова, Баринова…

Размер текста
-
17
+
Слезы радости Владимира Путина (на фото) могут пролиться дождем наград и благодарностей на региональных чиновников, и каждый готовит под них емкость побольше. Но желающих слишком много, и Кремль может решить никого не награждать
Тишина и спокойствие власти на Урале, последовавшие за выборами президента России, обманчивы. Мэрия Екатеринбурга, УГМК Андрея Козицына и ТМК Дмитрия Пумпянского, офисы единороссов и администрация губернатора - кто только не готовит аналитические записки о прошедшей кампании. Объявить о своей причастности к победе Владимира Путина хочется многим. Практика всех последних кампаний показывает, что не в день голосования, а после – самая ожесточенная аппаратная борьба, каждый политик хочет украсть у конкурента статус «отца победы» и готов ради этого на все. Тем более сейчас: на кону пост губернатора, новые перспективы, сохранение старых кормушек и статусов. «URA.Ru» опросило два десятка участников прошедших выборов, чтобы выяснить (не для Кремля, а для читателей), кто же сотворил этот рекорд – 64,51%.
 
В каком состоянии свердловская власть (областного, муниципального уровней, законодательная и исполнительная, бизнес-сообщество) начинала президентскую кампанию – отдельная история. Губернатор Александр Мишарин второй месяц на лечении в Германии, московский штаб, долгие годы уничтожавший в территориях всякую самостоятельность, в растерянности и сам не знает, как вести кампанию. Единственная задумка – митинг рабочих «Уралвагонзавода» в поддержку Владимира Путина, уже согласованный с федеральным руководством. Но как его проводить? Как готовиться? Кто это будет делать? Где финансирование? Ни одного ответа.
 
Как развивались события далее – читатели «URA.Ru» знают. Так подробно как мы, поход власти к победе своего предводителя мало кто описывал. Напоминать не будем. Все страхи и переживания отступили лишь в ночь на 5 марта, когда стали известны результаты голосования.
 
 
Первыми победу начали праздновать в администрации Екатеринбурга. К 22 часам городской избирком обработал 70% бюллетеней и не было сомнений: показатели Владимира Путина в три раза превышают результаты «Единой России» на декабрьских выборах. «До выборов [главе администрации муниципалитета Александру] Якобу было сказано: если Путин получает 40% - делай себе политическое харакири, не заставляй нас мараться, - знает член областного избирательного штаба. – 45% было той планкой, которую для Екатеринбурга утвердили как достойную. После провала ЕР (25,89%) это казалось недостижимой величиной». Мотивировкой для работы мэрии стали гарантии прекращения политического давления, попыток изменить систему выборов главы администрации, то есть создание благоприятных условий для дальнейшего обогащения заместителя Якоба Владимира Тунгусова.
 
За две недели до выборов встревоженные социологическими данными по Екатеринбургу члены штаба попытались вмешаться в работу городской администрации, но Тунгусов отстоял право на независимость. «Пообещал использовать свое секретное оружие, - вспоминает знакомый штабист. – Видимо, использовал». Есть, впрочем, и иная точка зрения: результаты голосования в Академическом – будущем восьмом районе Екатеринбурга – указывают на то, что административный центр области мог бы еще больше удивить. Местные комиссии зафиксировали рекорд: 68% избирателей района, принявших участие в выборах, проголосовали за Владимира Путина. Правда, для дублирования результата нужно, вероятно, обладать талантами руководителя стройпроекта, экс-премьера области Алексея Воробьева.
 
Вместе с мэрией повод для радости появился и в координационном совете «Единой России» в Екатеринбурге, руководитель которого Анатолий Никифоров после декабрьской кампании едва не ушел в отставку. Официально единороссы не принимали участия в кампании Владимира Путина, но реально их ресурсы были использованы на полную мощность. Например, в Чкаловском районе – рекордсмене среди административных единиц Екатеринбурга по результатам голосования за Владимира Путина (59,81%), – избирательный штаб, агитационная сеть в 130 человек были сформированы из кадрового резерва руководителя местного отделения ЕР Валерия Савельева. Члены участковых избирательных комиссий и наблюдатели также появились из партийного резерва ячейки.
 
 
«Своего человеческого ресурса у мэрии не было, - подтверждает единоросс, знакомый с положением дел в районных отделениях партии. – Областной штаб давал установку заполнить определенные позиции, а людей у администраций нет. Они бежали к нам. Или есть график проведения встреч, а ресурса их организовать – снова нет. Опять обращаются к секретарям местных отделений».
 
Партиец говорит, что в прошедшую кампанию многие единороссы были вынуждены работать, сжав зубы, исключительно на федеральную повестку. «Не верю, что Савельев забыл, как мэрия кинула его на декабрьских выборах, как вывозила избирателей голосовать за «Справедливую Россию» ради собственного интереса, - вспоминает собеседник агентства. – У него в районе голосование уронили, дали мужику мизерные проценты, и вдруг потребовалось работать с ними вместе. Мог бы отказаться, дистанцироваться от кампании. Переступил через себя».
 
Поиск новой мотивации был важен не только для Савельева, но и для всех единороссов. Им озаботился депутат Госдумы Игорь Баринов, направленный в областной штаб в качестве куратора кампании. Инициированное им кадровое решение – смена руководителя свердловской ячейки ЕР Елены Чечуновой на Виктора Шептия – было и неизбежным (за провал на выборах кто-то должен был ответить), и необходимым. К середине января многотысячное сообщество, еще недавно именуемое однопартийцами, было дезориентировано: губернатор Александр Мишарин в регионе отсутствовал, полноценной информации о нем не было, в то же время исходя из политической необходимости начальниками штабов в муниципалитетах становились недавние оппоненты местного истеблишмента (например, Максим Серебренников в Сысерти). Одно за другим появлялись предупреждения об отказе участвовать в кампании Владимира Путина.
 
 
Остановить их смогли только Шептий с Бариновым: первый – в традиционной манере – принялся выстраивать в ячейке строгую дисциплину, а второй демонстрировать, как именно нужно агитировать и работать с избирателями (покупал хлеб для митингующих в поддержку премьера, в отличие от других членов общественного избирательного штаба, совершал агитпоездки невзирая на расстояния).
 
Одновременно Игорь Баринов выполнял важную функцию, останавливая фантазии вице-премьера Алексея Багарякова, ответственного за идеологическое наполнение кампании. После того как достоянием общественности стал факт искусственной раскрутки социального конфликта «блогеры vs рабочие», к проектам экс-депутата Госдумы стали относиться осторожнее. Так, предложение раскрутить историю о бегстве из школы тагильского мальчишки, замученного оскорблениями «сын рабочего быдла», было отвергнуто – оказалось, что все это не более чем плод фантазии Багарякова.
 
Каждый из этих участников штаба получит свое: Виктор Шептий подтвердит статус руководителя «Единой России» и будет защищен от областной администрации, Игорь Баринов получит возможность реализовать карьерную мечту, другие единороссы – «зеленый свет» на свои личные проекты.
 
Но главный приз в прошедшей кампании один, и именно за него сейчас развернется основная борьба. «Очень слаженная кампания. В декабре такого не было», - рассказывал «URA.Ru» член областного штаба, работавший на власть и во время выборов Госдумы, и в президентскую кампанию. Такие оценки давали многие, и связывали их с персоной начальника штаба: в декабре им был глава администрации свердловского губернатора Вячеслав Лашманкин, в этом году – полпред Евгений Куйвашев. Именно он добивался в Москве согласования уральских акций, инициировал местные проекты на федеральный уровень, состыковывал интересы разных ФПГ, объявлял о персональной ответственности конкретных чиновников, параллельно не скрываясь, становясь публичным.
 
 
«Нет сомнений, это его победа», - считают даже источники в администрации свердловского губернатора. Известно, что Александр Мишарин вышел с больничного до выборов, во многом опасаясь усиления полпреда, и уже в Екатеринбурге признал старшинство Куйвашева. По данным «URA.Ru», именно полпред президента согласовал проведение операции по исключению из «Единой России» мэра Нижнего Тагила Валентины Исаевой. Александру Мишарину и единороссам оставалось лишь играть свои роли: отчитывать и исключать градоначальницу из партии, удаляя из сознания горожан потенциальный раздражитель, способный отразиться на результатах голосования. В итоге Нижний Тагил дал Владимиру Путину больше, чем показала область в среднем, а усилиями «Уралвагонзавода» Дзержинский район принес 70% голосов.
 
Сейчас уже предпринимается попытка объявить, что победа ковалась вовсе не в кабинетах полпредства, а в коридорах администрации губернатора. «На пост начальника штаба Куйвашева предложил Лашманкин. Это факт», - утверждает собеседник в администрации губернатора. Он подчеркивает, что нельзя это считать объявлением войны, просто «справедливость должна восторжествовать». «Доля правды в этом есть, - признает знакомый член штаба. – Резиденция и правительство решали много оперативных вопросов, формировали штабы и графики встреч, согласовывали финансовые вопросы. Лашманкин под Куйвашевым стал системнее. Была публичная часть: поездки по городам, выступления и встречи. Съездили в Староуткинск, пустили газ – там рекордное голосование за Путина».
 
Попытки пересмотреть результаты выборов связаны с общей политической неопределенностью. Одни доверенные лица губернатора Александра Мишарина уверены, что в конце весны он получит повышение, другие настаивают: «Александр Сергеевич – губернатор Свердловской области и будет работать до завершения срока полномочий». «Обе точки зрения верны. Просто нет ни определенности в планах, ни четкого понимания перспектив», - считают третьи источники агентства. Это означает, что и реформы правительства, перенастройки администрации губернатора, которых ждали от Александра Мишарина после декабрьских выборов, пока не будет. Между тем исполнительская дисциплина в команде стремится к нулю, вновь начинаются интриги: часть министров уже обвинили в слабой работе на выборах, снизившей общеобластной показатель до пятого в УрФО (из шести возможных).
 
Но все ссоры и конфликты, равно как и надежды на награждение могут оказаться напрасными. Уже в понедельник свердловчане получили первую реакцию федеральных кураторов: «Провала на выборах не было, вся страна сработала ровно, и награждений не будет. Сказали считать, что мы сдали экзамен на профпригодность и не зря были назначены на свои посты».
 
Материал иллюстрируют фотографии Вадима Ахметова («URA.Ru») и других фотографов, сделанные 4 марта в Екатеринбурге
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Расскажите о новости друзьям

{{author.id ? author.name : author.author}}
© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Расскажите о новости друзьям
Загрузка...