Если власти не найдут способ обеспечить баланс в обществе, помощники найдутся всегда. Будет ли лучше?фото – Дмитрий Нечаев, Анастасия Гусарова
Угроза межнациональных конфликтов для Перми более чем реальна. В этом вслух признались власти, обозначив свое место — где-то между молотом и наковальней. Хуже всего приходится мэрам городов как столичных и более-менее крупных, так и мелких провинциальных. Закон возлагает на муниципалов обязанность сохранить на подотчетной территории хрупкий мир, но не дает ни средств, ни инструментов. Опыта решения все чаще возникающих межнациональных проблем нет, а давление со стороны диаспор все возрастает. Как национальная идентичность становится средством заработка, каким образом возникает диктат меньшинства и есть ли возможность сопротивляться ему — читайте в материале «URA.Ru».
Согласно поправкам закону о местном самоуправлении 131 ФЗ ответственность за межнациональные и межконфессиональные конфликты возложена на глав муниципалитетов. Изменения закрепили среди вопросов местного значения обеспечение «благоприятного духовного и национального климата в обществе». Но возможен ли он?
Глава Перми Игорь Сапко признал факт угрозы эскалации межнациональных конфликтов. «Мы все живем не в замкнутом пространстве, каждый день видим и слышим о проявлениях терроризма, национальной или религиозной нетерпимости. А между тем сфера эта настолько чувствительна к резким движениям, что даже в нашем исторически добрососедском регионе могут произойти конфликтные ситуации», — сказал Сапко на заседание «круглого стола» на тему «Об определении основных направлений деятельности Пермской городской Думы в сфере укрепления межнационального и межконфессионального согласия на территории города Перми». Таким образом поставлена проблема и обозначена задача. О том, какие подводные камни поджидают городские власти на пути профилактики межнациональных конфликтов, рассказал «URA.Ru» один из пермских чиновников, пожелавший, чтобы его имя не называлось.
Это был легальный «Русский марш» в Перми. «Нелегальные» манифестанты, как правило, строем не ходят
«Одна из главных проблем — стремление этнических групп конвертировать свою национальную идентичность в собственные преференции и доходы. И элементы такого торга мы постоянно наблюдаем в вопросах имущественного характера. В этом есть определенная опасность, так как это ориентирует диаспоры не на развитие и интеграцию с местным населением, а на сохранение обособленности. Не так давно представители одной диаспоры просили у города в безвозмездное пользование помещения под социальные гостиницы для своих соплеменников. Позже мы прикинули, что на этом они заработали бы в год примерно 10 млн рублей», — отмечает собеседник.
По словам чиновника, в отношениях с диаспорами деньги — не главное. «Возмущает не столько желание нажиться за счёт города, а позиция торга, на который было выставлено обещание гарантировать мирное поведение их соплеменников. Диаспоры хоть и не спешат высказываться вслух, но лучше коренных пермяков уловили, что ситуация с межнациональными конфликтами в Перми меняется в худшую сторону. И они готовы разыгрывать эту карту — канализировать под себя финансовые потоки под видом окультуривания мигрантов. Другая проблема — активное влияние на органы местного самоуправления. Давайте говорить прямо — в Прикамье нет культуры противостояния коррупции. На местах берут все — от глав муниципалитетов до сотрудников правоохранительных органов. Наибольшую активность в поиске лоббистов, в том числе среди депутатов разного уровня, проявляют выходцы из Азербайджанцы, Таджикистана и Узбекистана. У них перед глазами есть пример для подражания — армянская диаспора, подмявшая под себя не только значительную часть дорожного бизнеса, но и делегировавшая своих представителей в краевое Заксобрание и Госдуму», — продолжает сыпать примерами чиновник, не смягчая их трактовку.
Однако если сложившийся в Перми статус-кво еще пока позволяет соблюсти баланс интересов, то в малых городах Прикамья ситуация иная. Зачастую очень сложная. «Я не вижу, за счёт чего они смогут контролировать ситуацию. Большая Соснова, например, более 10 лет контролируется чеченской диаспорой. В Коми-Пермяцком округе диаспоры практически монополизировали добычу леса, производство полуфабрикатов и их транспортировку. Лидируют здесь также чеченцы, об этом много писал пермский правозащитник Роман Юшков. В Гайнском и Кочёвском районах приезжие контролируют 100 процентов незаконных лесозаготовок. Его (лес) обрабатывают на лесопилках в районе Менделеево и Карагая. И в этих местах бывает сложно сказать, что более влиятельно — закон или представители диаспор. С этими черными лесорубами ничего не мог поделать Чиркунов, ничего не может поделать и Басаргин», — резюмирует источник «URA.Ru».
На этом снимке приезжий всего один. Но, по статистике, рост миграции в 2013 году составил 13,2% по сравнению с 2012-м. Всего в краевой центр приехали более 30 тысяч иностранцев. Среди них 1594 гражданина Узбекистана, 1077 граждан Таджикистана, 539 граждан Армении и других стран. Более 840 человек приехали в Пермь из стран дальнего зарубежья, как правило, из Китая
Неравенство некоторых диаспор и коренного населения перед законом — один из самых дестабилизирующих факторов в регионе. Официально он не признается, но именно он вывел в январе на улицы города три сотни молодых людей, собравшихся бить мигрантов.
«Честно говоря, я не вижу, какие механизмы можно использовать на местах. О чём говорить, если ЕР и краевые власти не понимают, что происходит на уровне администрации и земского собрания Чернушки. Каждый тянет одеяло на себя, совершенно забыв про государственные интересы. И пока они не станут для чиновников, депутатов и правоохранительных органов на первое место, боюсь, ничего путного у нас не получится».
В Перми на роль координатора работы по разработке мероприятий в сфере профилактики межнациональных конфликтов предлагается Совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям при городском парламенте. Однако эксперты опасаются, что в результате получится ещё одна забюрократизированная структура, которая будет «укреплять добрососедство и согласие, поддерживать и развивать языки и культуры народов, проживающих на территории города Перми, реализовывать права национальных меньшинств, обеспечивать социальную и культурную адаптацию мигрантов». В общем, будет заниматься чем угодно, кроме тех проблем, которые вывели на улицы города три сотни молодых людей, полагающих, что национальный вопрос решается просто — при помощи кулаков и арматуры.
Пока власти проводят совещания, пермяки забирают решение вопросов безопасности в свои руки. Так, в Орджоникидзевском районе возродились народные дружины. Отряды созданы уже в шести микрорайонах — Заозерье, Гайва, Левшино, Бумажник, Январский, Молодежный. Каждый член организации имеет удостоверение и жетон, соответствующий номеру удостоверения. В этом году численность отрядов планируется увеличить — ДНД появятся в микрорайонах Кислотные дачи и Чапаева. В 2013 году народные дружинники успели поучаствовать в рейдах по проверке соблюдения паспортно-визового режима и охране общественного порядка при проведении культурно-массовых мероприятий. Пермяки чётко сформулировали запрос на закон и порядок. И властям не получится отделаться от этого требования отчётами с бессмысленных совещаний.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Угроза межнациональных конфликтов для Перми более чем реальна. В этом вслух признались власти, обозначив свое место — где-то между молотом и наковальней. Хуже всего приходится мэрам городов как столичных и более-менее крупных, так и мелких провинциальных. Закон возлагает на муниципалов обязанность сохранить на подотчетной территории хрупкий мир, но не дает ни средств, ни инструментов. Опыта решения все чаще возникающих межнациональных проблем нет, а давление со стороны диаспор все возрастает. Как национальная идентичность становится средством заработка, каким образом возникает диктат меньшинства и есть ли возможность сопротивляться ему — читайте в материале «URA.Ru». Согласно поправкам закону о местном самоуправлении 131 ФЗ ответственность за межнациональные и межконфессиональные конфликты возложена на глав муниципалитетов. Изменения закрепили среди вопросов местного значения обеспечение «благоприятного духовного и национального климата в обществе». Но возможен ли он? Глава Перми Игорь Сапко признал факт угрозы эскалации межнациональных конфликтов. «Мы все живем не в замкнутом пространстве, каждый день видим и слышим о проявлениях терроризма, национальной или религиозной нетерпимости. А между тем сфера эта настолько чувствительна к резким движениям, что даже в нашем исторически добрососедском регионе могут произойти конфликтные ситуации», — сказал Сапко на заседание «круглого стола» на тему «Об определении основных направлений деятельности Пермской городской Думы в сфере укрепления межнационального и межконфессионального согласия на территории города Перми». Таким образом поставлена проблема и обозначена задача. О том, какие подводные камни поджидают городские власти на пути профилактики межнациональных конфликтов, рассказал «URA.Ru» один из пермских чиновников, пожелавший, чтобы его имя не называлось.
Это был легальный «Русский марш» в Перми. «Нелегальные» манифестанты, как правило, строем не ходят «Одна из главных проблем — стремление этнических групп конвертировать свою национальную идентичность в собственные преференции и доходы. И элементы такого торга мы постоянно наблюдаем в вопросах имущественного характера. В этом есть определенная опасность, так как это ориентирует диаспоры не на развитие и интеграцию с местным населением, а на сохранение обособленности. Не так давно представители одной диаспоры просили у города в безвозмездное пользование помещения под социальные гостиницы для своих соплеменников. Позже мы прикинули, что на этом они заработали бы в год примерно 10 млн рублей», — отмечает собеседник. По словам чиновника, в отношениях с диаспорами деньги — не главное. «Возмущает не столько желание нажиться за счёт города, а позиция торга, на который было выставлено обещание гарантировать мирное поведение их соплеменников. Диаспоры хоть и не спешат высказываться вслух, но лучше коренных пермяков уловили, что ситуация с межнациональными конфликтами в Перми меняется в худшую сторону. И они готовы разыгрывать эту карту — канализировать под себя финансовые потоки под видом окультуривания мигрантов. Другая проблема — активное влияние на органы местного самоуправления. Давайте говорить прямо — в Прикамье нет культуры противостояния коррупции. На местах берут все — от глав муниципалитетов до сотрудников правоохранительных органов. Наибольшую активность в поиске лоббистов, в том числе среди депутатов разного уровня, проявляют выходцы из Азербайджанцы, Таджикистана и Узбекистана. У них перед глазами есть пример для подражания — армянская диаспора, подмявшая под себя не только значительную часть дорожного бизнеса, но и делегировавшая своих представителей в краевое Заксобрание и Госдуму», — продолжает сыпать примерами чиновник, не смягчая их трактовку. Однако если сложившийся в Перми статус-кво еще пока позволяет соблюсти баланс интересов, то в малых городах Прикамья ситуация иная. Зачастую очень сложная. «Я не вижу, за счёт чего они смогут контролировать ситуацию. Большая Соснова, например, более 10 лет контролируется чеченской диаспорой. В Коми-Пермяцком округе диаспоры практически монополизировали добычу леса, производство полуфабрикатов и их транспортировку. Лидируют здесь также чеченцы, об этом много писал пермский правозащитник Роман Юшков. В Гайнском и Кочёвском районах приезжие контролируют 100 процентов незаконных лесозаготовок. Его (лес) обрабатывают на лесопилках в районе Менделеево и Карагая. И в этих местах бывает сложно сказать, что более влиятельно — закон или представители диаспор. С этими черными лесорубами ничего не мог поделать Чиркунов, ничего не может поделать и Басаргин», — резюмирует источник «URA.Ru».
На этом снимке приезжий всего один. Но, по статистике, рост миграции в 2013 году составил 13,2% по сравнению с 2012-м. Всего в краевой центр приехали более 30 тысяч иностранцев. Среди них 1594 гражданина Узбекистана, 1077 граждан Таджикистана, 539 граждан Армении и других стран. Более 840 человек приехали в Пермь из стран дальнего зарубежья, как правило, из Китая Неравенство некоторых диаспор и коренного населения перед законом — один из самых дестабилизирующих факторов в регионе. Официально он не признается, но именно он вывел в январе на улицы города три сотни молодых людей, собравшихся бить мигрантов. «Честно говоря, я не вижу, какие механизмы можно использовать на местах. О чём говорить, если ЕР и краевые власти не понимают, что происходит на уровне администрации и земского собрания Чернушки. Каждый тянет одеяло на себя, совершенно забыв про государственные интересы. И пока они не станут для чиновников, депутатов и правоохранительных органов на первое место, боюсь, ничего путного у нас не получится». В Перми на роль координатора работы по разработке мероприятий в сфере профилактики межнациональных конфликтов предлагается Совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям при городском парламенте. Однако эксперты опасаются, что в результате получится ещё одна забюрократизированная структура, которая будет «укреплять добрососедство и согласие, поддерживать и развивать языки и культуры народов, проживающих на территории города Перми, реализовывать права национальных меньшинств, обеспечивать социальную и культурную адаптацию мигрантов». В общем, будет заниматься чем угодно, кроме тех проблем, которые вывели на улицы города три сотни молодых людей, полагающих, что национальный вопрос решается просто — при помощи кулаков и арматуры. Пока власти проводят совещания, пермяки забирают решение вопросов безопасности в свои руки. Так, в Орджоникидзевском районе возродились народные дружины. Отряды созданы уже в шести микрорайонах — Заозерье, Гайва, Левшино, Бумажник, Январский, Молодежный. Каждый член организации имеет удостоверение и жетон, соответствующий номеру удостоверения. В этом году численность отрядов планируется увеличить — ДНД появятся в микрорайонах Кислотные дачи и Чапаева. В 2013 году народные дружинники успели поучаствовать в рейдах по проверке соблюдения паспортно-визового режима и охране общественного порядка при проведении культурно-массовых мероприятий. Пермяки чётко сформулировали запрос на закон и порядок. И властям не получится отделаться от этого требования отчётами с бессмысленных совещаний.