14 декабря 2024

«Спасать умирающий банк не интересно, но выгодно»

Через три дня екатеринбургскому банку найдут инвестора. Но сильным игрокам не просто так нужны «дырявые партнеры»

© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Вуз-банк. Екатеринбург, вуз банк, лайф
Инвестора в упавшей группе "Лайф" не нашли только для ВУЗ-банка Фото:

На этой неделе станет известно, ждет ли уральский банковский рынок новая волна оттока вкладчиков. Москва обещает озвучить решение о судьбе екатеринбургского ВУЗ-банка, из которого материнская компания вывела миллиарды рублей. Банкиры прогнозируют, что в битве за ресурс выиграет тот, кто сам нуждается в господдержке и влияет на рынок. «URA.Ru» выяснило, почему эксперты не верят в оздоровление пошатнувшихся банков и сколько сейчас можно заработать на спасении утопающих.

Госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) объявила, что сроки принятия решения по выбору инвестора для ВУЗ-Банка были перенесены на 9 октября. Причина отсрочки — до конца сентября лицо, подходящее для покупки актива, не появилось.

Как сообщает источник, близкий к АСВ, сейчас расматриваются пять претендентов, один из которых — региональная структура.

На текущий момент екатеринбургское финансово-кредитное учреждение существует «по временной схеме» и находится под управлением «Российского капитала» (Роскап, принадлежит АСВ) — банка, который был назначен санатором группы «Лайф» после банкротства его материнской организации — Пробизнесбанка. Выяснилось, что опорный банк сумел вывести средства из всех своих «дочек», создав многомиллиардные «дыры». Самая крупная недостача обнаружилась в «Экспресс-Волге» — более 30 млрд рублей. «Дыра» поменьше — у Газэнергобанка: минус 14,3 млрд. У ВУЗ-банка и «Солидарности» по 3,5 млрд.

СКБ-банк, центральный офис. Екатеринбург, скб банк
Гениальная комбинация СКБ-банка позволит заработать на сделке с государственными деньгами даже за возврат Фото: Александр Мамаев

Сразу после отзыва лицензии у Пробизнесбанка его «дочки» были «накачаны» деньгами, чтобы успокоить вкладчиков, отток которых добил бы кредитные организации. «Роскап» завозил деньги мешками, предполагалось, что эти расходы будут покрыты, в том числе, средствами от продажи активов Пробизнесбанка — его дочерних кредитных организаций, включая ВУЗ-банк.

Для «Экспресс-Волги» и Газэнергобанка покупатели были найдены быстро. Неизвестна пока судьба лишь двух структур. Это «Банк „Пойдем“» и екатеринбургский ВУЗ-банк.

Отметим, что «Банк „Пойдем“», у которого не было дыр, считается не особо интересным инвесторам (в начале сентября в материалах АСВ не значилось, что госкорпорация планирует выделять хоть какие-то деньги на его оздоровление).

А вот ВУЗ-банк остается последним «лакомым» активом «Лайфа».

Согласно планам АСВ, его покупатель может получить до 5,9 млрд рублей на 10 лет под 0,51 % на покрытие дисбаланса, а также до 0,8 млрд рублей на шесть лет под 6,01 % — на докапитализацию или поддержание ликвидности.

Банковские эксперты «URA.Ru» считают, что переговоры по ВУЗу, которые идут в Москве, на самом деле связаны с тем, что останется от кредитной организации в дальнейшем. Потому что появление инвестора не дает гарантий сохранности банка на долгосрочную перспективу. «Не испытывайте иллюзий — санатор, получивший на оздоровление пошатнувшийся банк, не занимается его спасением. Санация — это исключительный способ пополнения собственного капитала. В бизнесе все устроено очень просто: ты не только получаешь доступ к „дешевым“ государственным деньгам, но зарабатываешь на этом какой-то процент», — говорит собеседник агентства.

В качестве примера он приводит одну из последних сделок, которая стала наиболее обсуждаемым событием регионального банковского рынка в последний месяц. Речь идет о финансовых процедурах, инициированных СКБ-Банком — новым «владельцем» «лайфовского» Газэнергобанка.

21 сентября АСВ объявило, что по результатам конкурсного отбора инвестором пошатнувшегося калужского банка станет «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу» (ОАО «СКБ-банк», принадлежит группе «Синара»). АСВ сообщает, что уральский банк предложил наиболее выгодные коммерческие условия по финансированию мероприятий по предупреждению банкротства.

Уже через три дня между СКБ-банком и Газэнергобанком был заключен договор межбанковского кредитования, по условиям которого кредитором стал падающий банк. «Умирающий» банк передал в СКБ 23 млрд рублей — это те самые деньги, которые были выделены государством на «спасение». В этот же день было принято решение, что часть средств — 19 млрд — СКБ-банк направляет в депозит Банка России.

Госкорпорация АСВ выбирает инвестора для ВУЗ-банка. Из пяти претендентов Фото — «Известия»

«У них [банка-санатора] все равно остается этот кредит в активаx, что-то таким образом они будут зарабатывать, это простейший способ инвестировать имеющуюся ликвидность и это может быть краткосрочная операция. А что еще банк-санатор может сделать? Чего вы ожидали, что они сразу перекредитуют экономику? Нужно понимать, что вариантов размещения не так много, банк-санатор ищет способы более защищенных размещений», — говорит аналитик финансовой группы BCS Ольга Найденова. Она имеет в виду, что «деньги выживания» действительно можно вкладывать с существенными ограничениями: межбанковское кредитование, депозит ЦБ РФ или облигации федерального займа.

То есть получается, что средства, полученные от государства почти бесплатно, возвращают ему же. Но дают банкирам-санаторам возможность неплохо заработать на процентах за пользование государственными же деньгами. Если предположить, что возврат будет осуществлен под ставку 10 % (средняя ставка в ЦБ по состоянию на начало августа), то СКБ-банк сможет заработать на сделке с Центробанком около 2 млрд рублей — крайне выгодная конструкция для регионального банка, которая объясняет достаточно жесткую конкуренцию при отборе «спасителей» проблемных банков.

Это хорошо для уральской банковской системы, потому что банк все-таки наш. Но это не отменяет основного тренда — спасение банков это уловка.

"В банковском сообществе не было секретом, что, когда в Пробизнесбанке становилось плохо, они получали объекты на оздоровление. Так было с «Точкой», самарской «Солидарностью». На второй волне эти схемы закончились крахом. Был такой «Рост Банк», скупавший местные банки. Группа «Рост» «накренилась», и спасать ее в прошлом году начал Бинбанк. Он «поедал» то, что нужно, а ненужное — выбрасывал. Сейчас они получили колоссальный убыток. И я не удивляюсь, если через какое-то время появится мегаигрок, претендующий на спасение Бинбанка", — прогнозирует один из банкиров, пожелавший остаться неназванным.

Ответ на запросы «URA.Ru» пресс-службы «Российского капитала», ВУЗ-Банка, СКБ-банка не предоставили.

Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
На этой неделе станет известно, ждет ли уральский банковский рынок новая волна оттока вкладчиков. Москва обещает озвучить решение о судьбе екатеринбургского ВУЗ-банка, из которого материнская компания вывела миллиарды рублей. Банкиры прогнозируют, что в битве за ресурс выиграет тот, кто сам нуждается в господдержке и влияет на рынок. «URA.Ru» выяснило, почему эксперты не верят в оздоровление пошатнувшихся банков и сколько сейчас можно заработать на спасении утопающих. Госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) объявила, что сроки принятия решения по выбору инвестора для ВУЗ-Банка были перенесены на 9 октября. Причина отсрочки — до конца сентября лицо, подходящее для покупки актива, не появилось. Как сообщает источник, близкий к АСВ, сейчас расматриваются пять претендентов, один из которых — региональная структура. На текущий момент екатеринбургское финансово-кредитное учреждение существует «по временной схеме» и находится под управлением «Российского капитала» (Роскап, принадлежит АСВ) — банка, который был назначен санатором группы «Лайф» после банкротства его материнской организации — Пробизнесбанка. Выяснилось, что опорный банк сумел вывести средства из всех своих «дочек», создав многомиллиардные «дыры». Самая крупная недостача обнаружилась в «Экспресс-Волге» — более 30 млрд рублей. «Дыра» поменьше — у Газэнергобанка: минус 14,3 млрд. У ВУЗ-банка и «Солидарности» по 3,5 млрд. Сразу после отзыва лицензии у Пробизнесбанка его «дочки» были «накачаны» деньгами, чтобы успокоить вкладчиков, отток которых добил бы кредитные организации. «Роскап» завозил деньги мешками, предполагалось, что эти расходы будут покрыты, в том числе, средствами от продажи активов Пробизнесбанка — его дочерних кредитных организаций, включая ВУЗ-банк. Для «Экспресс-Волги» и Газэнергобанка покупатели были найдены быстро. Неизвестна пока судьба лишь двух структур. Это «Банк „Пойдем“» и екатеринбургский ВУЗ-банк. Отметим, что «Банк „Пойдем“», у которого не было дыр, считается не особо интересным инвесторам (в начале сентября в материалах АСВ не значилось, что госкорпорация планирует выделять хоть какие-то деньги на его оздоровление). А вот ВУЗ-банк остается последним «лакомым» активом «Лайфа». Согласно планам АСВ, его покупатель может получить до 5,9 млрд рублей на 10 лет под 0,51 % на покрытие дисбаланса, а также до 0,8 млрд рублей на шесть лет под 6,01 % — на докапитализацию или поддержание ликвидности. Банковские эксперты «URA.Ru» считают, что переговоры по ВУЗу, которые идут в Москве, на самом деле связаны с тем, что останется от кредитной организации в дальнейшем. Потому что появление инвестора не дает гарантий сохранности банка на долгосрочную перспективу. «Не испытывайте иллюзий — санатор, получивший на оздоровление пошатнувшийся банк, не занимается его спасением. Санация — это исключительный способ пополнения собственного капитала. В бизнесе все устроено очень просто: ты не только получаешь доступ к „дешевым“ государственным деньгам, но зарабатываешь на этом какой-то процент», — говорит собеседник агентства. В качестве примера он приводит одну из последних сделок, которая стала наиболее обсуждаемым событием регионального банковского рынка в последний месяц. Речь идет о финансовых процедурах, инициированных СКБ-Банком — новым «владельцем» «лайфовского» Газэнергобанка. 21 сентября АСВ объявило, что по результатам конкурсного отбора инвестором пошатнувшегося калужского банка станет «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу» (ОАО «СКБ-банк», принадлежит группе «Синара»). АСВ сообщает, что уральский банк предложил наиболее выгодные коммерческие условия по финансированию мероприятий по предупреждению банкротства. Уже через три дня между СКБ-банком и Газэнергобанком был заключен договор межбанковского кредитования, по условиям которого кредитором стал падающий банк. «Умирающий» банк передал в СКБ 23 млрд рублей — это те самые деньги, которые были выделены государством на «спасение». В этот же день было принято решение, что часть средств — 19 млрд — СКБ-банк направляет в депозит Банка России. «У них [банка-санатора] все равно остается этот кредит в активаx, что-то таким образом они будут зарабатывать, это простейший способ инвестировать имеющуюся ликвидность и это может быть краткосрочная операция. А что еще банк-санатор может сделать? Чего вы ожидали, что они сразу перекредитуют экономику? Нужно понимать, что вариантов размещения не так много, банк-санатор ищет способы более защищенных размещений», — говорит аналитик финансовой группы BCS Ольга Найденова. Она имеет в виду, что «деньги выживания» действительно можно вкладывать с существенными ограничениями: межбанковское кредитование, депозит ЦБ РФ или облигации федерального займа. То есть получается, что средства, полученные от государства почти бесплатно, возвращают ему же. Но дают банкирам-санаторам возможность неплохо заработать на процентах за пользование государственными же деньгами. Если предположить, что возврат будет осуществлен под ставку 10 % (средняя ставка в ЦБ по состоянию на начало августа), то СКБ-банк сможет заработать на сделке с Центробанком около 2 млрд рублей — крайне выгодная конструкция для регионального банка, которая объясняет достаточно жесткую конкуренцию при отборе «спасителей» проблемных банков. Это хорошо для уральской банковской системы, потому что банк все-таки наш. Но это не отменяет основного тренда — спасение банков это уловка. "В банковском сообществе не было секретом, что, когда в Пробизнесбанке становилось плохо, они получали объекты на оздоровление. Так было с «Точкой», самарской «Солидарностью». На второй волне эти схемы закончились крахом. Был такой «Рост Банк», скупавший местные банки. Группа «Рост» «накренилась», и спасать ее в прошлом году начал Бинбанк. Он «поедал» то, что нужно, а ненужное — выбрасывал. Сейчас они получили колоссальный убыток. И я не удивляюсь, если через какое-то время появится мегаигрок, претендующий на спасение Бинбанка", — прогнозирует один из банкиров, пожелавший остаться неназванным. Ответ на запросы «URA.Ru» пресс-службы «Российского капитала», ВУЗ-Банка, СКБ-банка не предоставили.
Расскажите о новости друзьям

{{author.id ? author.name : author.author}}
© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Расскажите о новости друзьям
Загрузка...