Новый активист в конфликте вокруг собора Святой Екатерины — бывший мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. Он включился в дискуссию о новом месте для храма с предложением построить его на центральной площади города — 1905 года. Для продвижения идеи он использует все свои площадки: программу «Личный прием» на «Эхе Москвы», свой влог на YouTube, эфиры на «Эхе Москвы в Екатеринбурге». По словам Ройзмана, памятник Ленину в центре города — признак отсталости: «Такой же Ленин стоит в Урюпинске, в Анадыре, везде!» Устранение парковки на площади и строительство собора, по его мнению, позволит получить «идеальную европейскую ситуацию: ратуша — кафедральный собор — общественное пространство».
«Этот вариант точно более приемлем, чем вариант со сквером, — согласен с Ройзманом главный редактор „Эха Москвы в Екатеринбурге“ Максим Путинцев. — В варианте с площадью есть сложности и „подводные камни“, но это пространство действительно мало обихожено. Если его благоустроить, горожане ничего не потеряют, а при грамотном проекте, который туда хорошо впишется, смогут и что-то приобрести. Например, перед храмом мог бы появиться сквер».
Либералы предлагают поставить на площади храм и разбить сквер
Фото: Официальный сайт Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
Несмотря на продвижение этой идеи городскими лидерами общественного мнения, она не находит поддержки у екатеринбуржцев. Площадь 1905 года не попала в «шорт-лист» мэрии, который формировался по предложениям горожан (пустырь на Фурманова-Белинского и недостроенная гостиница «Дели»). Шансы, что согласительная комиссия порекомендует включить главную площадь в городской опрос, крайне невелики. По сообщению источника в мэрии, при сборе предложений горожан этот вариант набрал ничтожно мало голосов.
«Это сложившееся общественное пространство, люди привыкли видеть там ледовый городок, — объясняет лидер движения „Скверы и парки Екатеринбурга“ Анна Балтина. — Еще я знаю, что работники мэрии против храма на площади — не раз слышала это от них». «Площадь 1905 года много с чем ассоциируется: это пространство, где происходят массовые мероприятия, парад — наверное, поэтому горожане не выбрали его», — подтверждает урбанист, организатор фестиваля уличного искусства «Стенограффия» Евгений Фатеев.
На площади 1905 года стоял собор, который разрушили коммунисты, Богоявленский. Вот как он выглядел в начале XX века
Фото: с сайта «екатеринбург.рф»
По мнению социолога Дмитрия Руденкина, главная причина все-таки в памятнике Ленину, который придется убирать, если строить храм. «Учитывая, насколько не переварена для нашего общества тема советского прошлого, насколько сильны ностальгические постсоветские настроения, особенно у старшего поколения, это может вызвать острый всплеск недовольства. Плюс возникнет семантическое сходство с тем, что творится на Украине, где сносят памятники Ленину. Если такое начнется здесь — сами понимаете, какие аналогии возникнут», — поясняет социолог.
«Коммунисты и наши сторонники, которых немало, выйдут защищать площадь и памятник Ленину, — пообещал „URA.RU“ первый секретарь свердловского обкома КПРФ Александр Ивачев. — Предлагать такой вариант может только тот человек, который желает дальнейшего накаливания ситуации. Наша позиция очень проста: центр города без особой необходимости трогать не надо».
Площадь 1905 года — главное место для выступлений КПРФ, которое партия будет защищать
«Ройзман понимает, что если и здесь начнется противостояние, то оно заденет уже другие слои населения, стариков, для которых Ленин — это символ советского прошлого, и людей среднего возраста, которые в молодости были комсомольцами. И тогда начнется новая череда волнений», — говорит оппонент экс-мэра, новый лидер фонда «Город без наркотиков», депутат гордумы Тимофей Жуков. «При правильной подготовке пиар-компании по перенесу памятника Ленину (покажут, куда перенесут, что он не пострадает) протестовать будут 500-600 активных коммунистов плюс столько же смогут привлечь за деньги — всего не более 1,5 тысячи человек, — рассчитывает бывший соратник Ивачева, депутат свердловского заксобрания Вячеслав Вегнер.
— А если убирать Ленина будут без коммуникации с горожанами, то придет пять-шесть тысяч человек — не меньше людей, чем встало на защиту сквера».
Главная площадь Екатеринбурга используется в новогодние праздники и 9 Мая. В остальные дни, как правило, это просто большая парковка
Против строительства собора на площади 1905 года выступают и архитекторы. «У нас почти нет площадей: все они уничтожены временем. И застраивать последнее открытое место, место городских собраний (новогодних, праздничных) нельзя, — убежден завкафедрой Уральской государственной архитектурной академии Михаил Голобородский, стоявший у истоков проекта храма Святой Екатерины. — А какие возникнут транспортные проблемы? Это оживленное место, очень важный перекресток! Сама площадь мала: если построить здесь храм, его будет неудобно эксплуатировать. Наконец, это охранная территория памятников (горсовет, памятник Ленину, дом братьев Коробковых): по закону здесь строить ничего нельзя».
В среде православных есть мнения как за, так и против храма на площади. «Когда в третий раз собор Святой Екатерины не дают построить на месте, которое прошло все согласования — это пощечина верующим», — говорит лидер екатеринбургских православных Оксана Иванова. Появление храма на площади 1905 года, по ее словам, позволило бы «залечить эти раны», а также решить задачу восстановления сразу двух соборов — Екатерининского (стоял на площади Труда) и Богоявленского (находился на центральной площади): «Если построить двухпрестольный храм, он мог бы соединить в себе образы и Екатерининского, и Богоявленского соборов».
Однако официальная позиция РПЦ по строительству храма на месте памятника Ленину иная. «Мы не рассматриваем этот вариант», — сказала «URA.RU» пресс-секретарь екатеринбургской епархии Анжела Тамбова. Как пояснил агентству источник в окружении митрополита Кирилла, церковники понимают, что идея строительства собора на площади 1905 года может стать яблоком раздора и повлечь еще больше провокаций, чем при строительстве храма в сквере. Инсайдер также напоминает, что на площади, под брусчаткой, по-прежнему покоятся останки епископов и почетных горожан, найденные при ремонтных работах 2008 года. По мнению нашего собеседника, строить новый храм на их костях неправильно, а вопрос раскопок и перезахоронения останков так и остается неразрешенным.
«Не думаю, что Ройзманом, который продвигает идею храма на площади, движет политический расчет, что он пойдет с этим посылом на выборы. Мне кажется, что он озвучивает личную точку зрения», — пояснил «URA.RU» екатеринбургский политолог Андрей Русаков. По мнению политолога, в случае, если вокруг площади развернется протест, политические очки наберут коммунисты, а не Ройзман: лично на нем и его политических очках такой сценарий никак не скажется.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Новый активист в конфликте вокруг собора Святой Екатерины — бывший мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. Он включился в дискуссию о новом месте для храма с предложением построить его на центральной площади города — 1905 года. Для продвижения идеи он использует все свои площадки: программу «Личный прием» на «Эхе Москвы», свой влог на YouTube, эфиры на «Эхе Москвы в Екатеринбурге». По словам Ройзмана, памятник Ленину в центре города — признак отсталости: «Такой же Ленин стоит в Урюпинске, в Анадыре, везде!» Устранение парковки на площади и строительство собора, по его мнению, позволит получить «идеальную европейскую ситуацию: ратуша — кафедральный собор — общественное пространство». «Этот вариант точно более приемлем, чем вариант со сквером, — согласен с Ройзманом главный редактор „Эха Москвы в Екатеринбурге“ Максим Путинцев. — В варианте с площадью есть сложности и „подводные камни“, но это пространство действительно мало обихожено. Если его благоустроить, горожане ничего не потеряют, а при грамотном проекте, который туда хорошо впишется, смогут и что-то приобрести. Например, перед храмом мог бы появиться сквер». Несмотря на продвижение этой идеи городскими лидерами общественного мнения, она не находит поддержки у екатеринбуржцев. Площадь 1905 года не попала в «шорт-лист» мэрии, который формировался по предложениям горожан (пустырь на Фурманова-Белинского и недостроенная гостиница «Дели»). Шансы, что согласительная комиссия порекомендует включить главную площадь в городской опрос, крайне невелики. По сообщению источника в мэрии, при сборе предложений горожан этот вариант набрал ничтожно мало голосов. «Это сложившееся общественное пространство, люди привыкли видеть там ледовый городок, — объясняет лидер движения „Скверы и парки Екатеринбурга“ Анна Балтина. — Еще я знаю, что работники мэрии против храма на площади — не раз слышала это от них». «Площадь 1905 года много с чем ассоциируется: это пространство, где происходят массовые мероприятия, парад — наверное, поэтому горожане не выбрали его», — подтверждает урбанист, организатор фестиваля уличного искусства «Стенограффия» Евгений Фатеев. По мнению социолога Дмитрия Руденкина, главная причина все-таки в памятнике Ленину, который придется убирать, если строить храм. «Учитывая, насколько не переварена для нашего общества тема советского прошлого, насколько сильны ностальгические постсоветские настроения, особенно у старшего поколения, это может вызвать острый всплеск недовольства. Плюс возникнет семантическое сходство с тем, что творится на Украине, где сносят памятники Ленину. Если такое начнется здесь — сами понимаете, какие аналогии возникнут», — поясняет социолог. «Коммунисты и наши сторонники, которых немало, выйдут защищать площадь и памятник Ленину, — пообещал „URA.RU“ первый секретарь свердловского обкома КПРФ Александр Ивачев. — Предлагать такой вариант может только тот человек, который желает дальнейшего накаливания ситуации. Наша позиция очень проста: центр города без особой необходимости трогать не надо». «Ройзман понимает, что если и здесь начнется противостояние, то оно заденет уже другие слои населения, стариков, для которых Ленин — это символ советского прошлого, и людей среднего возраста, которые в молодости были комсомольцами. И тогда начнется новая череда волнений», — говорит оппонент экс-мэра, новый лидер фонда «Город без наркотиков», депутат гордумы Тимофей Жуков. «При правильной подготовке пиар-компании по перенесу памятника Ленину (покажут, куда перенесут, что он не пострадает) протестовать будут 500-600 активных коммунистов плюс столько же смогут привлечь за деньги — всего не более 1,5 тысячи человек, — рассчитывает бывший соратник Ивачева, депутат свердловского заксобрания Вячеслав Вегнер. — А если убирать Ленина будут без коммуникации с горожанами, то придет пять-шесть тысяч человек — не меньше людей, чем встало на защиту сквера». Против строительства собора на площади 1905 года выступают и архитекторы. «У нас почти нет площадей: все они уничтожены временем. И застраивать последнее открытое место, место городских собраний (новогодних, праздничных) нельзя, — убежден завкафедрой Уральской государственной архитектурной академии Михаил Голобородский, стоявший у истоков проекта храма Святой Екатерины. — А какие возникнут транспортные проблемы? Это оживленное место, очень важный перекресток! Сама площадь мала: если построить здесь храм, его будет неудобно эксплуатировать. Наконец, это охранная территория памятников (горсовет, памятник Ленину, дом братьев Коробковых): по закону здесь строить ничего нельзя». В среде православных есть мнения как за, так и против храма на площади. «Когда в третий раз собор Святой Екатерины не дают построить на месте, которое прошло все согласования — это пощечина верующим», — говорит лидер екатеринбургских православных Оксана Иванова. Появление храма на площади 1905 года, по ее словам, позволило бы «залечить эти раны», а также решить задачу восстановления сразу двух соборов — Екатерининского (стоял на площади Труда) и Богоявленского (находился на центральной площади): «Если построить двухпрестольный храм, он мог бы соединить в себе образы и Екатерининского, и Богоявленского соборов». Однако официальная позиция РПЦ по строительству храма на месте памятника Ленину иная. «Мы не рассматриваем этот вариант», — сказала «URA.RU» пресс-секретарь екатеринбургской епархии Анжела Тамбова. Как пояснил агентству источник в окружении митрополита Кирилла, церковники понимают, что идея строительства собора на площади 1905 года может стать яблоком раздора и повлечь еще больше провокаций, чем при строительстве храма в сквере. Инсайдер также напоминает, что на площади, под брусчаткой, по-прежнему покоятся останки епископов и почетных горожан, найденные при ремонтных работах 2008 года. По мнению нашего собеседника, строить новый храм на их костях неправильно, а вопрос раскопок и перезахоронения останков так и остается неразрешенным. «Не думаю, что Ройзманом, который продвигает идею храма на площади, движет политический расчет, что он пойдет с этим посылом на выборы. Мне кажется, что он озвучивает личную точку зрения», — пояснил «URA.RU» екатеринбургский политолог Андрей Русаков. По мнению политолога, в случае, если вокруг площади развернется протест, политические очки наберут коммунисты, а не Ройзман: лично на нем и его политических очках такой сценарий никак не скажется.