Весь год Максимов (справа) отчитывался перед своими главными пассажирами - инвесторами и свердловскими властями |
- Главным событием года для пассажиров стало снижение стоимости авиабилетов. Можно ли было их снизить не в конце года, а раньше?
- Безусловно, уровень тарифов в Екатеринбурге был выше, чем в других городах страны. В первую очередь это было связано с доминирующим положением одного авиаперевозчика.
- А со стоимостью топлива?
- Никак не связано, потому что даже то снижение цен на топливо, которое нас вынудили сделать, дает уменьшение стоимости билета на 200-300 рублей, но никак не в два раза, как это произошло.
- Билеты надолго подешевели?
- Это будет зависеть от позиции власти: поддержат ли нас в той работе, которую мы ведем по обеспечению доступа на наш рынок других авиаперевозчиков.
- Нынешняя стоимость билетов в Москву, Питер реальна?
- Сейчас уже ближе к реальности. Но нужно отдавать себе отчет, что сильного снижения не произошло. Есть определенные конъюнктурные вещи, рекламные ходы, когда выбрасывается небольшое количество билетов по низкой цене и громко об этом объявляется. А в реальности большинство пассажиров не могут воспользоваться этим низким тарифом. Поэтому говорить о кардинальном снижении цены не приходится. Для того чтобы оно произошло, реально нужно работать над реформированием авиакомпании, потому что на тех самолетах и с той частотой, с которой летает авиакомпания, снижать тарифы крайне сложно.
- Есть опасения, что снижение цен на топливо приведет к заморозке планов по строительству нового терминала внутренних авиалиний.
- Само понижение не скажется, отразится убранная из цены на топливо инвестиционная составляющая. Мы же направляли ее на реконструкцию, а теперь будем вынуждены определяться с новыми источниками финансирования. В тариф аэропорта инвестиционную составляющую пока не включишь – не позволяет методика его формирования. Чтобы ее изменить, потребуется не меньше двух лет.
- Изменение сроков сдачи терминала возможно?
- Об этом пока речи не идет, и я думаю, что это не произойдет. Мы урегулируем все проблемы, что возникли. Аэропорт будет проводить ту экономическую политику, что он должен проводить, чтобы стать современным. Это стоит того: пусть надо платить не 30 рублей, а 200, но вылетать при этом через современный порт, а не через сарай.
- Если говорить об итогах 2006 года, какие они для вас?
- Мы более-менее стабилизировали свою экономическую деятельность, и этот год у нас впервые будет прибыльным по основным видам деятельности. До этого мы всегда дотировали за счет непрофильных видов деятельности свою основную. Второе, мы сдали терминал деловой авиации, проведен большой закуп новой спецтехники, заложен фундамент и начато строительство терминала внутренних авиалиний. Безусловно, самый существенный – последний факт. Еще два года назад никто и предположить особо не мог, что в аэропорту начнется строиться следующий терминал, все скептически смотрели на строительство этого. Мы уверенно заканчиваем первый этап реконструкции аэропорта, а в будущем году со сдачей терминала внутренних авиалиний аэропорт будет отвечать всем требованиям по обслуживанию пассажиров по технологии хаба.
- Осенью вы заявили, что европейское направление рейсов в «Кольцово» сильно и надо браться за развитие азиатского. Что уже сделано?
- Мы приняли участие в конференции перевозчиков и аэропортов в Дубаи, где провели немало встреч. В крупных компаниях процесс принятия решения об открытии рейса трудный и длинный, занимает, как правило, не меньше года. Мы достаточно хорошо заявились, к нам проявлен интерес и я надеюсь, что в течение года будет реальный результат, когда будут открываться новые рейсы, в том числе и в Азию.
- В течение года часто говорили об интересе к «Кольцово» со стороны финских авиакомпаний, таиландских, японских…
- Они прилетали, знакомились с аэропортом. Для них удивительно, что в центре страны есть такой современный порт, потому что в памяти остались другие порты, где недостаточный уровень спецтехники, недостаточно терминалов. У нас они смотрят на рынок, выясняют, как зайти на него, в какое время, на каких типах самолетов. Идет рабочий процесс.
- Вы обещали восстановить прямые рейсы из Екатеринбурга в Париж.
- Я думаю, что в летнюю программу это направление будет восстановлено либо «Уральскими авиалиниями», либо другим перевозчиком.
- Недавно было объявлено о появлении компании «SkyExpress» со стоимостью билета до Москвы в районе 600 рублей. Выходило ли ее руководство на вас, появится ли такая компания в Екатеринбурге?
- Модель таких перевозок в России пока не реализована, и ее успех зависит от самих инициаторов. Обсуждается она уже три года, но если удастся сделать в рамках всей страны, то, безусловно, в Екатеринбурге такая компания будет присутствовать. Все зависит от того, смогут ли они преодолеть организационные проблемы, которые давно обсуждаются.
- Много говорилось о работе «Люфтганза Консалтинг», разрабатывавшей схему развития аэропорта. Сейчас появились первые рейсы по этому документу: в Уфу и Магнитогорск. Насколько они востребованы?
- «Люфтганза Консалтинг» сделала большую работу. Они подтвердили, что мы абсолютно правильно выбрали формат, и если хотим стать аэропортом-лидером среди региональных портов в стране, то нам нужно двигаться в этом направлении. «Люфтганза Консалтинг» подтвердила, что нынешняя география полетов из Екатеринбурга недостаточна, а цели наших основных перевозчиков не сочетаются с нашими планами по созданию хаба. Нам посоветовали вести работу по двум направлениям. Во-первых, вести работу с крупными западными перевозчиками, выстраивая систему стыковки рейсов с уже существующими хабами в других странах, чтобы так из Екатеринбурга можно было попасть в любую страну мира.
Во-вторых, уделить особое внимание региональным перевозкам, подвозу. Но «Люфтганза Консалтинг» не предложила, с кем это можно сделать, а уровень интереса у нынешних авиакомпаний к этому направлению крайне низок и особо никто заниматься этим не хочет: в силу затратности проекта, его сложности и отсутствия парка воздушных судов. Поэтому мы внимательно относимся к идее любого перевозчика предлагающего развивать именно подвоз. Как бы это ни было сложно, начинать нужно сейчас, и за 2-3 года мы обгоним другие порты. Пусть будут летать маленькие самолеты и регулярность пока не высокая, но направления нужно поддерживать, потому что без них мы лидерами не станем.
- Многим знакомым показывал вариант региональных маршрутов, разработанный «Люфтганза Консалтинг», и всем нравится и частота, и география. Спрос есть. Вы говорите о готовности помочь в обкатке маршрутов. А за них не берутся. Не очень понятная ситуация.
- Расширение географии полетов - это работа авиаперевозчика. Аэропорт должен давать возможность осуществлять полеты в удобное время с удобными пересадками. Мы идем дальше и помогаем накатывать маршруты. Но все равно, саму идеологию в первую очередь должна осуществлять авиакомпания. Она должна считать прибыль не по маршруту из города в город, а по общей сети. Когда авиакомпании, которые у нас базируются, будут исходить из этой идеологии (а в этом направлении и «Уральские авиалинии» поворачиваются все больше и больше, начиная понимать, что без этого невозможно конкурировать), тогда будут появляться и конкретные результаты.
- В 2007 году это будет сделано?
- Это нужно было делать еще вчера, потому что, чтобы выжить на авиационном рынке России, нужно стать сетевым перевозчиком. Все крупные компании, будучи раньше региональными, сейчас идут именно по этому пути. Другого ни у кого не будет: компаний будет становиться все меньше и меньше.
- Почему же в этой ситуации «Кольцово» развивает свое сотрудничество с компанией «Авиапрад»?
- Во взаимодействии с «Авиапрадом» для нас важны два момента. Они нацелены именно на «Кольцово» и на стыковки именно в Екатеринбурге.
Процесс становления нового перевозчика достаточно сложен, но «Авиапрад» проходит его успешно, берет новую технику, открывает новые маршруты. Я думаю, что, в конце концов, они определятся с крупным партнером, который увидит этот старт-ап и потом его поддержит. Это будет какой-то из федеральных или западных перевозчиков. Иначе никак: никто больше с нуля сеть не поднимает, никто на слово не верит. В России же много городов и каждый хорош по-своему. Нам надо найти, чем мы отличаемся от других. Надеюсь, с «Авиапрадом» у нас это получится, и на базе этой авиакомпании мы получим сетевого перевозчика именно в Екатеринбурге.
- Говорят, в конфликте с «Уральскими авиалиниями» много личного. Между вами и гендиректором «Уральских».
- Личное тут ни при чем. Я всегда говорю, что конфликтов у нас нет. Мы очень быстро идем вперед, и нужно за нами успевать. Мы прямолинейно этого требуем. Так что это не конфликт. «Уральские авиалинии» имеют объективные проблемы, связанные с той стратегией, которую они реализуют последние 10 лет. Практически все компании их уровня за это время и парк техники обновили, и географию полетов расширили. Теперь «Уральские» сталкиваются с усилением перевозчиков, которые преодолевают административные барьеры и приходят на наш рынок.
Иногда хочется сказать, что в этом вина аэропорта, но нашей вины нет – просто страна меняется. Из личного остается только одно: хочется сделать все быстрее и обогнать других, а для этого нужно рисковать и идти более уверенно и смело вперед. Я уверен, «Уральские авиалинии» еще в прошлом году могли не один самолет взять, а полностью списать всю технику, обновить весь самолетный парк. Никаких препятствий экономических, технических для этого не существует.
- За год серьезно изменились выступления губернатора Росселя – он больше не встает на сторону «Уральских авиалиний», а отмечает заслуги и авиакомпании, и аэропорта. Мне вот интересно, вы губернатору рассказывали о том, что «Уральские» вас догнать не могут?
- Как вы помните, Эдуард Эргартович собирал специальное совещание по развитию аэропорта, «Уральских авиалиний». У него есть полное понимание, что это единое целое, что построить красивый аэропорт – это даже не полпути, это только начало. Построив хорошую инфраструктуру в Екатеринбурге, ее нужно еще чем-то наполнить. Аэропорт может стоять большой и красивый, но нужно открывать новые направления – тогда Урал будет выигрывать по сравнению с другими регионами. Красивым портом можно хвастаться, но для экономики он не много несет. Есть четкое понимание этого и озабоченность темпами развития авиакомпании, маршрутной сетью «Кольцово».
- Накануне «Уральские авиалинии» объявили, что второй Airbus в этом году не поступит, вся программа закупки техники снова меняется. Вы говорите, они могли сменить всю технику в прошлом году. Какие чувства испытываете?
- (с разочарованием) Хочется, чтобы не происходило таких вещей. Нужно реализовывать принятую программу несмотря ни на что. Были сложные задачи и в «Кольцово», и многие считали их невозможными, но они реализованы в срок. Также и в «Уральских авиалиниях». Невозможных задач нет. Если к ним подойти с большей энергией, то никаких проблем с обновлением парка и расширением географии, выводом компании на новый уровень и превращением в реального базового перевозчика, а не в компанию, специализирующуюся на нескольких направлениях, не существует.
- У вас появился новый сотрудник – бывший руководитель ГУ МВД РФ по УрФО Алексей Красников. Зачем?
- Предложение ему было сделано для того, чтобы усилить очень важный для нас блок – безопасность. Там очень важен фактор взаимодействия с другими правоохранительными структурами. Он в этом разбирается и может выполнить задачу наилучшим образом, потому что в критической ситуации важен не только уровень технической оснащенности, важнее то, как взаимодействуют между собой правоохранительные органы. Я надеюсь, мы этого добьемся.
- Говорят, в этом году вы не только в «Кольцово» работали, но и участвовали в аукционе по продаже аэропорта «Сочи».
- Группа «Ренова» принимала участие в этом аукционе. В силу того, что другая частная компания была более заинтересована в этом регионе, они дали большую цену и купили его за большие, завышенные деньги. Если бы мы купили, то, соответственно, он попал бы под наше управление, и тот опыт, что мы получили в Екатеринбурге, был бы принят там.
- То есть «Ренова» готова покупать аэропорты.
- Да, конечно. Если будут интересные предложения, то Группа будет их рассматривать и участвовать в таких сделках. В Екатеринбурге накоплен огромный опыт, Группа доказала, что умеет работать в регионах. Нигде более в России это не реализуется.
- А «Уральские авиалинии»?
- Если «Уральским авиалиниям» нужен стратегический партнер, то мы готовы обсуждать свое участие, потому что Группа заинтересована в их развитии. Но именно обсуждать, поскольку в России и в мире существует немало гораздо более привлекательных активов.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!