Михаил Михайлович предупреждает: «Рынок тормозится, но он продолжает расти. Пока» |
Второй по величие розничный банк в России - ВТБ 24 (входит в группу ВТБ) – сегодня, 3 апреля, подписал ещё одно, очередное, соглашение о сотрудничестве с региональными властями (такого рода договорённостей у одного из «монстров» российского банковского сектора довольно много). В этот раз объектом пристального внимания федеральной финансовой структуры стал Пермский край. Туда прибыл президент-председатель правления ВТБ 24 Михаил Задорнов (экс-министр финансов РФ). Это оказался его первый визит на Урал после двухлетнего перерыва. В апреле 2006 года Михаил Задорнов подписывал рамочное соглашение с властями Тюменской области, и с тех пор в банковском секторе региона не могут припомнить его визитов, хотя журналистам есть что спросить у господина Задорнова. Например, о бывшем управляющем пермским филиалом ВТБ Сергее Карасёве, обвиняющемся в хищении у банка 200 млн. рублей, а также о екатеринбургском филиале, уже полгода работающем без руководителя. Скажем сразу, что в этот визит «уголовная» тема так и осталась вне рамок обсуждения.
Подписав соглашение с губернатором Пермского края Олегом Чиркуновым и обсудив с ним вопросы развития банковского сектора и группы ВТБ в регионе, Михаил Задорнов пообщался с прессой. Наиболее интересным для всех клиентов этого крупнейшего кредитного учреждения, на наш взгляд, стало заявление о возможном в скором времени пересмотре ставок по вкладам и кредитам. «Деньги стали более дорогими с середины прошлого года. И мы повышаем ставки по вкладам. Мы в октябре повысили ставки по вкладам, в декабре ещё на полпроцента, и сейчас обдумываем ещё одно повышение ставок по вкладам. И по кредитам тоже. Мы вынуждены это делать. Это два связанных процесса. По кредитам мы также – на полпроцента, на процент, по разным продуктам, повышаем ставки. Сейчас эта волна повышения пройдёт, и затем мы будем смотреть ситуацию с середины года, в зависимости оттого, сколько будут стоить деньги», - обосновал политику изменения ставок Михаил Задорнов.
Впрочем, Михаил Задорнов может быть интересен общественности не только как глава крупнейшего кредитного учреждения страны. Напомним, что с 20 ноября 1997 года по 18 мая 1999 года Михаил Задорнов возглавлял российский Минфин, и хорошо запомнившийся россиянам кризис 1998 года у многих ассоциируется, в том числе, и с этим экономистом. В силу этого обстоятельства, профессионализма, либо же по иронии судьбы или иным причинам, сейчас, когда разговоры о кризисе мировом и его влиянии на Россию стали повсеместными, Михаил Задорнов не отмалчивается. Он является одним из наиболее активных представителей российского банковского сектора, который публично заявляет о возможных последствиях кризиса ликвидности, называет не очень приятные цифры замедления развития банковской системы и говорит о существующих угрозах. Поэтому мы решили спросить Михаила Михайловича о его видении ситуации, о его взглядах на Урал и о его нынешних связях в администрации президента (последняя тема впервые была затронута самим Михаилом Задорновым во время посещения Тюмени два года назад).
- Михаил Михайлович, ВТБ 24 активно развивает свой бизнес в регионах, в частности, вот, в Пермском крае. В сегодняшних экономических условиях и тех условиях, в которых находится банковский сектор (последствия мирового кризиса ликвидности), правомерно ли вообще говорить о бурном развитии российского банковского сектора или какого-либо из российских банков?
- Безусловно, о бурном развитии банковского сектора говорить правомерно, потому что сектор в последние годы рос на 40-50%, и даже больше, по активам, и на 30-35% - по депозитам населения. Такое наблюдалось каждый год последние 5-6 лет. Но в сегодняшних условиях будет происходить замедление роста. По потребительскому кредитованию, по депозитам населения в период с декабря по февраль по сравнению с декабрём-февралём 2006-2007 года темпы роста рынка замедлились уже на 30-40%, из чего я делаю вывод, что по итогам года может быть замедление прироста рынка где-то от трети до 40%. Это заметное снижение. Рынок тормозится, но он продолжает расти. Пока. И мы надеемся, что замедление не будет более резким. Но для этого потребуются определённые усилия не только от самих банков, но и от денежных властей – правительства и ЦБ РФ.
- Устраивают ли вас итоги работы кредитного учреждения на Урале и в Уральском федеральном округе, в частности? Может, есть особые взгляды или планы на развитие ВТБ 24 в этих субъектах?
- Урал для нас - ключевой регион в силу очевидных причин. Если вы говорите о Большом Урале (хотя Пермь формально относится к Приволжскому федеральному округу, но всё-таки экономически это Предуралье), то Урал – в том числе Тюмень, Пермь, Екатеринбург, Челябинск - для нас ключевой регион в силу его экономической значимости в стране. В Перми пока происходит наиболее быстрое развитие сети, такое же в Екатеринбурге, но там за счёт миграции. Для Екатеринбурга мы нашли нового управляющего. Мы его переместили (вероятно, речь идёт о главе ставропольского подразделения Сергее Кульпине – ред.). Это один из самых сильных менеджеров, мы усиливаем управление филиалов и рассчитываем на отдачу от этого. Мы также создаём дополнительные точки в Тюменской области - почти по всему северу Тюменского региона у нас открываются офисы. Сейчас открыли второй в Сургуте, мы открываемся в Ханты-Мансийске, Нижневартовске, Ноябрьске, Новом Уренгое, по всему северу Тюменского края и в Тобольске. Конечно, это не просто развитие точек продаж. Мы хотим получить в этих территориях достаточно большие объёмы рынка, прежде всего, по ипотеке, потребительскому кредитованию.
- Раз уж вы выделили Тюменскую область, помнится, два года назад, открывая в Тюмени центр ипотечного кредитования, вы говорили о предварительной консультации с экс-губернатором региона – в настоящее время главой администрации президента РФ Сергеем Собяниным, который дал вам кое-какие рекомендации по развитию в регионе. Скажите, задействуете ли вы сегодня в лоббировании интересов банковского сектора свои связи в той же администрации президента?
- (Смеётся. После небольшой паузы) Вы знаете, не совсем правильно говорить, что это лоббирование. Мы просто выносим актуальные вопросы о состоянии банковской системы на все уровни, от которых зависит принятие решений: в Центральный банк, правительство, президенту. На самом деле все ключевые лица, влияющие на принятие экономических решений, в курсе тех проблем, ну или, скажем, проблем перспектив роста, с которыми сталкивается сегодня банковская система. Это я могу заявить вам абсолютно точно. И это позволяет сектору продвигаться, внедряя новые инструменты, например, рефинансирования, или благодаря изменению тех или иных подходов к развитию финансового сектора.
- В таком случае, была ли реакция на ваше предложение направить доходы от экспорта нефти для поддержки банковского сектора?
- Не так всё было. Более сложно. Мы ведём диалог и с Минфином РФ, и с Центральным банком России, и с правительством. Была встреча у президента с ключевыми банками, именно по вопросу минимизации последствий кризиса в России. С точки зрения краткосрочной ликвидности Центробанк делает всё. Источники долгосрочного развития мы сейчас прорабатываем с ведомствами из ЦБ. Это диалог. Какие-то предложения принимаются, какие-то не принимаются, но могу сказать, что изначально наши предложения процентов на 70 реализованы.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Telegram-канал «Большая Пермь» — у нас всегда свежие события Перми и Пермского края. Подписывайтесь!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!