Они оба неплохо поработали на победу Путина в Свердловской области. Смогут ли теперь консолидироваться для защиты «нашего ГИТИСа» от исполнителей президентского поручения? |
Екатеринбургский театральный институт, обреченный на слияние с консерваторией им. Мусоргского или на закрытие как неэффективный, решил не сдаваться без боя. В то время как свердловский губернатор Евгений Куйвашев обсуждал судьбу вуза с одним из преподавателей, известным драматургом Николаем Колядой, на расширенном заседании ученого совета ЕГТУ утвердили предложение «не сдавать вуз». И составили план, как это делать. Преподаватели института, в свое время основанного при поддержке Бориса Ельцина, оказались поставлены на грань и в выражениях не стеснялись. Досталось и министру образования РФ Дмитрию Ливанову, и главе российского минкульта Владимиру Мединскому. Впрочем, маленькая революция зачалась весьма культурно — творческая интеллигенция все-таки. Подробности - в материале «URA.Ru».
Угроза над мирным небом ЕГТИ нависла 1 ноября, когда Министерство образования и науки РФ, выполняя июльское поручение президента Владимира Путина выявить неэффективные государственные вузы и оптимизировать их количество, опубликовало по результатам мониторинга перечень таких «эффективных» и «неэффективных» вузов. В число последних попал и основанный в 1985 году по протекции Ельцина Екатеринбургский театральный институт.
Попытка отстоять его, переведя из красной («неэффективной») зоны списка в зеленую («эффективную») была предпринята на прошлой неделе. Соответствующие обращения трех свердловских вузов, попавших в список неэффективных - Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, Уральской государственной архитектурно-художественной академии и Театрального института - рассмотрела Федеральная межведомственная комиссия. Итог — УГАХА сменила зону, тагильская академия осталась в красной, а судьбу ЕГТИ отдали на откуп профильному Министерству культуры РФ.
Фото - департамент информполитики губернатора Свердловской области
Официального решения за подписью Владимира Мединского никто еще не видел. Тем не менее в субботу, 17 ноября, в блоге Николая Коляды появились инсайдерские данные: вуз закрывается, превращаясь в факультет екатеринбургской консерватории им. Мусоргского. Чем он собственно и являлся до момента своего создания. Судьба 600 студентов, обучающихся по специальностям, слабо ассоциируемым с музыкой, оказалась под вопросом.
Сегодня все это еще раз подтвердил ректор-основатель ЕГТИ Владимир Бабенко, выступавший на срочно созванном расширенном ученом совете вуза с участием преподавателей и старост студенческих групп. «Я думал, что в Москве в Минкульте нас поддержат. Но, видимо, профессор дипломатической академии [Мединский] о нас с вами ничего не знает и ему надо выполнять разнарядку — сократить 20-30% вузов (о таких планах на ближайшие три года ранее заявлял министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов)»,— произнес профессор, старательно пытаясь сохранять спокойствие.
Собственно, его «краткий» рассказ «на 15 минут» о том, как все произошло, и какие теперь видятся варианты, стал основным в часовом заседании ученого совета, сыграв роль катализатора для трех десятков его участников. Уже не стесняясь, Бабенко подверг критике критерии оценки вузов, по которым производился мониторинг эффективности. Впрочем, культурный человек остается таким всегда и самая резкая характеристика, которую смог позволить себе в их отношении ректор, была «идиотские».
По его словам, из пяти критериев только один «материально-техническое обеспечение» применим к ЕГТИ. Вуз не дотянул по среднему баллу ЕГЭ у поступивших — «57» против «60», отделяющих от порога зеленой зоны: «Видимо, надо было брать [студентов] по ЕГЭ, а не по талантам». Вопреки воле Минобрнауки здесь учится всего несколько десятков иностранных студентов — все-таки в уставе записан критерий к абитуриентам «чисто говорящие на русском языке». Нет здесь и финансирования НИОКР (научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы). «Наверное, известный комик Луи де Фюнес хохотал бы до колик [над такими критериями]»,— попытался шутить ректор.
И признался — приятным откровением в этой ситуации стала для него реакция екатеринбургской общественности и чиновничества. В поддержку вуза лично выступили не только бывший проректор института, а ныне свердловский министр культуры Алексей Бадаев, но и его коллега — глава минобра Юрий Биктуганов, президент УрФУ Станислав Набойченко, ректор Южно-уральского госуниверситета и председатель совета ректоров УрФО Александр Шестаков. Все трое не только написали письма поддержки, но лично съездили в Москву, выступив публично в защиту ЕГТИ.
Только результат оказался не тот. «Я лично написал Мединскому. Мне был ответ — нам некогда читать ваши письма»,— констатировал Бабенко. Точно так же, по его словам, отнеслись и к письму режиссера Станислава Говорухина, в недавнем прошлом главы предвыборного штаба Путина, а ныне председателя комитета по культуре Госдумы РФ, в котором он изложил список из 9 «творческих вузов», включая екатеринбургский, и просьбу «сохранить» их.
Впрочем, часть институтов из списка Говорухина уже получили гарантии сохранения. Речь идет о Литературном институте им. А.М. Горького, Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, Московской архитектурной академии. За них вступились «высокопоставленные» покровители. У екатеринбургского театрального таковых, видимо, не оказалось. Создававшие его президент Ельцин, режиссеры Ярополк Лапшин и Владимир Курочкин ныне принадлежат иному миру, актер Владимир Марченко — в больнице. «Когда-то Борис Николаевич Ельцин считал, что если город хочет считаться великим, то у него должна развиться культура, театральная составляющая. Теперь, видимо, считают иначе. На первом плане эффективность и деньги»,— иронически заметил Бабенко.
Долго обсуждать его слова не стали. Решение подсказала профессор Вера Маковкина: «Я заслуженный работник культуры (с 2001 года), звание подписывал Путин. Тем, кто посвежее, — Медведев. Как же это получается — раньше нас считали заслуженными, а через пару месяцев назвали неэффективными? Я в субботу облазила все сайты Минобрнауки. Нигде не говорится, что нас закроют сразу. Будет весной еще повторный мониторинг. К этому времени надо по кафедрам собрать все наши звания и регалии. У меня, например, есть отзыв Александра Калягина. У нас огромное количество воспитанников — «Красавица и чудовище», «Норд-ост», «Ротердам» - везде есть наши. Оформить все это и отправить по двум адресатам. Первый это Дмитрий Ливанов, второй это сайт президента РФ. «Всему, что появляется там, дают ход, спускают в министерства и ведомства, и они вынуждены проверять и отвечать»,— объяснила позицию преподаватель.
В качестве еще одного лоббиста — губернатор Евгений Куйвашев. «Знающие люди мне сказали, что если кто и сможет помочь сейчас, то только он»,— аргументировал Бабенко. Реакцию губернатора сегодня услышал Коляда. «Нам сейчас нужно не паниковать или угрожать, что перекроем дороги, а засучить рукава и работать над тем, чтобы доказать эффективность вуза. Я поддержу позицию театрального сообщества, если она будет аргументирована»,— подчеркнул Евгений Куйвашев.
Одновременно Юрий Биктуганов рассказал о решении создать рабочую группу, которая займется разработкой программы развития театрального института (чтобы убедиться - вуз нуждается в поддержке и развитии - стоит хотя бы единожды посетить его обветшалое здание на улице Вайнера, 2). Итоги этой работы планируется представить федеральному минкульту в декабре.
Какой будет у этих действий эффект, покажет время. Преподаватели ЕГТИ уверены — им терять нечего. Присоединившись к консерватории, они потеряют не только помещения, многие учебные курсы и студентов, но, самое главное, — возможность качественного театрального образования в Екатеринбурге. Квинтэссенцию последней мысли выразил студент 5-го курса театрального института, режиссер-постановщик свердловской музкомедии Сергей Юнганс: «Я поступал в театральный институт и хочу получить диплом театрального института, а не консерватории».
Правда, в этом порыве вуз рискует нарваться на оптимизацию бюджетного финансирования, утратив право на трудоустройство совместителей. А это, по словам Бабенко, значит не только сократить всех молодых преподавателей, но и «потерять связь с театром», откуда рекрутируют многих именитых преподавателей. Николая Коляду в том числе.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!