Иван Овчарук проработал при трех губернаторах, шести председателях правительства, 6-7 начальниках полицейского главка, а областных прокуроров и вовсе не сосчитать. И всегда мог удивить. Например, стихами собственного сочинения. Без сомнения, мы на пороге смены вех
26 апреля на Среднем Урале закончится целая эпоха. В отставку уходит председатель свердловского областного суда Иван Овчарук, чей стаж работы на одном месте стал одним из рекордных для всей судебной системы страны. Овчаруку удалось пережить даже политического долгожителя Эдуарда Росселя. Возможно потому, что изначально степень его влияния была несколько выше губернаторской. «URA.Ru» переговорил с десятком юристов — судьями, адвокатами, прокурорами, и итог этой беседы был шокирующим. Несмотря на огромное желание устроить председателю громкие проводы и продемонстрировать грязное белье существующей системы, ее винтики панически бояться выпасть из нее, потеряв работу. Их рассказ — в нашем материале.
Через 10 дней Средний Урал «простится» с бессменным председателем свердловского областного суда. Четверть века занимавший эту должность Иван Овчарук, за глаза называемый коллегами «Большой белый вождь», уходит в отставку. Вместе с ним, возможно, исчезнет и существующая система регионального правосудия.
«При СССР кандидатов в судьи выдвигала партия, судебная система была „заточена“ на обслуживание партноменклатуры. Иван Кириллович — бывший работник обкома КПСС. Несмотря на то, что система давно изменилась, он все эти 25 лет жил по старым правилам, по сути, лично выбирая себе подчиненных. Неважно, как ты сдал экзамен, если Иван Кириллович упрется, тебя судьей не назначат, — на условиях анонимности объясняет не так давно ушедший в отставку судья областного суда. — На местах он рассаживает послушных исполнителей».
Это сейчас Павел Федулев сидит за решеткой. Чуть больше десяти лет назад Верх-Исетский районный суд штамповал решения в пользу рейдера. А депутаты Облдумы не стеснялись звонить Овчаруку и приглашать его отдохнуть на дачу к Павлу Анатольевичу
Эффективность такой системы наглядно демонстрируют все без исключения районные суды. Возьмем, к примеру, Кировский районный суд, в котором проходил процесс по делу руководителей ЕКУГИ, продавших за «три копейки» муниципальное имущество семье главы города Аркадия Чернецкого, и нанесших екатеринбургскому бюджету ущерб в 20 млн рублей.
«Все, казалось бы, предельно ясно — будучи главой города Чернецкий за бесценок продал сам себе несколько зданий. Но разве можно осудить мэра? Нет. И для этого есть специальные люди. Судья Сергей Гладких постоянно бегал в совещательную комнату и консультировался по телефону с облсудом. И на скамье подсудимых оказываются подчиненные Чернецкого, да и те в итоге получают оправдательный приговор, — говорит судья одного из районных судов Екатеринбурга, пожелавший остаться неназванным. — И так везде. Вспомните дело экс-главы пенсионного фонда Сергея Дубинкина, который незаконно хранил пенсионные деньги на счетах коммерческого банка и благополучно потерял там 1 млрд рублей. Если по-честному, то рядом с Дубинкиным должен был сидеть Эдуард Россель. Но его спасают „всем селом“: правоохранители, следователи, прокуратура и облсуд. Его просто не привлекают. Даже вопросов неудобных не задают».
В числе других оберегаемых значатся олигархи местного значения и руководители крупных ФПГ, спонсирующие выборы губернатора, мэра и не только. По слухам, к ним относится и УГМК, имеющая интересы в разных ветвях власти. Впрочем, некоторым представителям промышленности Иван Кириллович покровительствует просто так, потому что они его друзья.
Вексельберг и Дерипаска должны быть благодарны Ивану Солобоеву. Благодаря его давней и крепкой дружбе с Иваном Овчаруком алюминиевый холдинг избежал массы проблем
«У Ивана Кирилловича есть три самых близких друга. Один из них президент ООО „СУАЛ-Холдинг-Урал“ Иван Солобоев, он бывший комитетчик. Когда надо было помочь в суде приемной дочери Солобоева Марине Мыловой, Овчарук лично возглавил президиум облсуда, который рассмотрел ее надзорную жалобу и вынес решение в пользу Мыловой. Сейчас Овчарук держит на контроле дело матери Солобоева, которая судится с заводом РТИ за квартиру, — рассказывает судья из близкого окружения Овчарука. — Теперь вам не кажется удивительным тот факт, что забастовка на шахте „Красная шапочка“ была признана незаконной?»
Стоит отметить, что система «решений, принимаемых по звонку» активно используется многими. Так, к примеру, председателю того же Кировского райсуда Юрию Левкину приписывают поручение судье Светлане Вдовиченко не заключать под стражу Екатерину Кирюшину — дочку авторитетного бизнесмена и депутата Валерия Кирюшина из Асбеста, которую задержали за 4 килограмма героина. «Насколько нам известно, по Кирюшиной это была личная просьба председателя горсуда Асбеста Петра Фадеева», — уточнили «URA.Ru» в администрации Асбеста. Вдовиченко отказалась, и ей было предложено уволиться.
Главным покровителем Овчарука его коллеги называют главу Верховного суда Вячеслава Лебедева, в прошлом такого же партфункционера. «Пока Лебедев на месте, Овчарук будет управлять свердловским правосудием, пусть даже находясь на пенсии», — говорят судьи
Неугодных могут гнобить и годами не давать им повышение класса, рассказывают подчиненные Ивана Овчарука. «Например, настоящий профессионал, судья от бога Валерий Ромашков лет 10 уже переходил во втором классе», — говорят судьи и добавляют, что знания уже давно вышли на второй план.
Зато если человек лоялен и не задает лишних вопросов — он может совершить головокружительную карьеру, переместившись с должности секретаря приемной областного судьи на должность областного судьи. Так произошло с Ириной Силантьевой. Когда-то давно она трудилась секретарем у зампреда облсуда Александра Дементьева, а потом стала федеральным судьей. «С работой федерального судьи она не справилась по причине абсолютной безграмотности. Трехлетний испытательный срок провалила. Полномочия ей не продлили, — рассказывает бывший коллега Силантьевой по Октябрьскому райсуду Екатеринбурга. — Думаете, она ушла в отставку? Нет! Скоро она станет областным судьей, ей обещано место в 1 инстанции судебной коллегии по уголовным делам. Силантьева уже прошла квалификационную коллегию. Все необходимые документы на ее представление уже ушли в Кремль».
Коллеги гадают, чем Ирина Силантьева могла заслужить место в областном суде. Может быть тем, что в свое время поучаствовала в громком процессе и лишила свободы депутата екатеринбургской Думы Максима Петлина?
На работу приходится нанимать людей из числа мировых судей, ни дня не работавших в федеральных судах. А районные суды заполнять, чем придется. Чтобы стать судьей в Свердловской области, иногда достаточно просто уметь хорошо делать маникюр.
«Протеже зампредседа областного суда по уголовным делам Вячеслава Хрущелева — судья Ленинского районного суда Ольга Дыбкова до назначения на эту должность работала помощником у судьи облсуда Тамары Мирошниченко. Не исполняя своих прямых обязанностей, в течении 1-2 месяцев накапливала более сотни нерассмотренных надзорных жалоб, которые Хрущелев впоследствии распределял между другими помощниками судей, что вызывало возмущение последних, — рассказывают работники облсуда. — Основным видом деятельности Дыбковой в областном суде было оказание платных услуг по маникюру, для чего в своей сетевой папке на сервере Свердловского областного суда она разместила образцы (фото маникюра). После ухода Дыбковой из облсуда выяснилось, что она утратила несколько надзорных производств, восстановлением которых потом занималась канцелярия президиума Свердловского областного суда. Никакой ответственности за это Дыбкова не понесла. Вышла на работу в Ленинский районный суд и через несколько месяцев ушла в декретный отпуск».
В отличие от осторожного шефа, Юлий Левкин позволял себе много лишнего: незаконно выплачивал зарплату сыну, которого фиктивно устроил на работу в суд, пристроил жену на работу в администрацию Кировского района, часто пьянствовал в своем кабинете
После многочисленных бесед с адвокатами, судьями, прокурорскими работниками, стало ясно, что есть группа людей, которые будут провожать Овчарука на пенсию с радостью. А кто-то — с надеждой. Вдруг протеже Ивана Кирилловича, будущий глава облсуда Александр Дементьев, окажется не так предсказуем и захочет запомниться коллегам реформатором той системы, которая и вывела его в большие начальники.
Мнения среди судейского сообщества относительно Дементьева разошлись. Одни говорят, что это — человек Андрея Козицына. Другие напоминают о фсбшном прошлом нового председателя и надеются, что он сможет навести порядок в прогнившей насквозь системе
Завершить панораму действующей судебной системы хотелось бы маленькой, но убийственной деталью. По словам адвокатов, есть судьи, работающие по уголовным делам и берущие взятки. В зависимости от сложности дела суммы начинаются от 500 тыс. рублей и заканчиваются десятками миллионов. «Взятки передаются только через специальных заносчиков. Их еще называют людьми, „которые могут порешать вопросы“. Есть среди них прокурорские, но в основном это бывшие судьи. Их не так много, и всем адвокатам известны их имена. Чтобы был понятен порядок средних цифр, скажу, что у одного из них кличка „5 миллионов“, — сообщил „URA.Ru“ один из известных екатеринбургских адвокатов. — Многим из нас приходится пользоваться их услугами, поскольку судебная система в России давно уже сдохла. У нас нет состязательности в процессе, у нас бесполезно бороться за клиента, если его хотят посадить, у нас мало грамотных судей и нет честных судов. Вы думаете, что в Верховном суде не берут взяток? Ну вот, последний раз просили 3,5 млн за то, чтобы скостить клиенту два года от срока».
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
26 апреля на Среднем Урале закончится целая эпоха. В отставку уходит председатель свердловского областного суда Иван Овчарук, чей стаж работы на одном месте стал одним из рекордных для всей судебной системы страны. Овчаруку удалось пережить даже политического долгожителя Эдуарда Росселя. Возможно потому, что изначально степень его влияния была несколько выше губернаторской. «URA.Ru» переговорил с десятком юристов — судьями, адвокатами, прокурорами, и итог этой беседы был шокирующим. Несмотря на огромное желание устроить председателю громкие проводы и продемонстрировать грязное белье существующей системы, ее винтики панически бояться выпасть из нее, потеряв работу. Их рассказ — в нашем материале. Через 10 дней Средний Урал «простится» с бессменным председателем свердловского областного суда. Четверть века занимавший эту должность Иван Овчарук, за глаза называемый коллегами «Большой белый вождь», уходит в отставку. Вместе с ним, возможно, исчезнет и существующая система регионального правосудия. «При СССР кандидатов в судьи выдвигала партия, судебная система была „заточена“ на обслуживание партноменклатуры. Иван Кириллович — бывший работник обкома КПСС. Несмотря на то, что система давно изменилась, он все эти 25 лет жил по старым правилам, по сути, лично выбирая себе подчиненных. Неважно, как ты сдал экзамен, если Иван Кириллович упрется, тебя судьей не назначат, — на условиях анонимности объясняет не так давно ушедший в отставку судья областного суда. — На местах он рассаживает послушных исполнителей». Это сейчас Павел Федулев сидит за решеткой. Чуть больше десяти лет назад Верх-Исетский районный суд штамповал решения в пользу рейдера. А депутаты Облдумы не стеснялись звонить Овчаруку и приглашать его отдохнуть на дачу к Павлу Анатольевичу Эффективность такой системы наглядно демонстрируют все без исключения районные суды. Возьмем, к примеру, Кировский районный суд, в котором проходил процесс по делу руководителей ЕКУГИ, продавших за «три копейки» муниципальное имущество семье главы города Аркадия Чернецкого, и нанесших екатеринбургскому бюджету ущерб в 20 млн рублей. «Все, казалось бы, предельно ясно — будучи главой города Чернецкий за бесценок продал сам себе несколько зданий. Но разве можно осудить мэра? Нет. И для этого есть специальные люди. Судья Сергей Гладких постоянно бегал в совещательную комнату и консультировался по телефону с облсудом. И на скамье подсудимых оказываются подчиненные Чернецкого, да и те в итоге получают оправдательный приговор, — говорит судья одного из районных судов Екатеринбурга, пожелавший остаться неназванным. — И так везде. Вспомните дело экс-главы пенсионного фонда Сергея Дубинкина, который незаконно хранил пенсионные деньги на счетах коммерческого банка и благополучно потерял там 1 млрд рублей. Если по-честному, то рядом с Дубинкиным должен был сидеть Эдуард Россель. Но его спасают „всем селом“: правоохранители, следователи, прокуратура и облсуд. Его просто не привлекают. Даже вопросов неудобных не задают». В числе других оберегаемых значатся олигархи местного значения и руководители крупных ФПГ, спонсирующие выборы губернатора, мэра и не только. По слухам, к ним относится и УГМК, имеющая интересы в разных ветвях власти. Впрочем, некоторым представителям промышленности Иван Кириллович покровительствует просто так, потому что они его друзья. Вексельберг и Дерипаска должны быть благодарны Ивану Солобоеву. Благодаря его давней и крепкой дружбе с Иваном Овчаруком алюминиевый холдинг избежал массы проблем «У Ивана Кирилловича есть три самых близких друга. Один из них президент ООО „СУАЛ-Холдинг-Урал“ Иван Солобоев, он бывший комитетчик. Когда надо было помочь в суде приемной дочери Солобоева Марине Мыловой, Овчарук лично возглавил президиум облсуда, который рассмотрел ее надзорную жалобу и вынес решение в пользу Мыловой. Сейчас Овчарук держит на контроле дело матери Солобоева, которая судится с заводом РТИ за квартиру, — рассказывает судья из близкого окружения Овчарука. — Теперь вам не кажется удивительным тот факт, что забастовка на шахте „Красная шапочка“ была признана незаконной?» Стоит отметить, что система «решений, принимаемых по звонку» активно используется многими. Так, к примеру, председателю того же Кировского райсуда Юрию Левкину приписывают поручение судье Светлане Вдовиченко не заключать под стражу Екатерину Кирюшину — дочку авторитетного бизнесмена и депутата Валерия Кирюшина из Асбеста, которую задержали за 4 килограмма героина. «Насколько нам известно, по Кирюшиной это была личная просьба председателя горсуда Асбеста Петра Фадеева», — уточнили «URA.Ru» в администрации Асбеста. Вдовиченко отказалась, и ей было предложено уволиться. Главным покровителем Овчарука его коллеги называют главу Верховного суда Вячеслава Лебедева, в прошлом такого же партфункционера. «Пока Лебедев на месте, Овчарук будет управлять свердловским правосудием, пусть даже находясь на пенсии», — говорят судьи Неугодных могут гнобить и годами не давать им повышение класса, рассказывают подчиненные Ивана Овчарука. «Например, настоящий профессионал, судья от бога Валерий Ромашков лет 10 уже переходил во втором классе», — говорят судьи и добавляют, что знания уже давно вышли на второй план. Зато если человек лоялен и не задает лишних вопросов — он может совершить головокружительную карьеру, переместившись с должности секретаря приемной областного судьи на должность областного судьи. Так произошло с Ириной Силантьевой. Когда-то давно она трудилась секретарем у зампреда облсуда Александра Дементьева, а потом стала федеральным судьей. «С работой федерального судьи она не справилась по причине абсолютной безграмотности. Трехлетний испытательный срок провалила. Полномочия ей не продлили, — рассказывает бывший коллега Силантьевой по Октябрьскому райсуду Екатеринбурга. — Думаете, она ушла в отставку? Нет! Скоро она станет областным судьей, ей обещано место в 1 инстанции судебной коллегии по уголовным делам. Силантьева уже прошла квалификационную коллегию. Все необходимые документы на ее представление уже ушли в Кремль». Коллеги гадают, чем Ирина Силантьева могла заслужить место в областном суде. Может быть тем, что в свое время поучаствовала в громком процессе и лишила свободы депутата екатеринбургской Думы Максима Петлина? На работу приходится нанимать людей из числа мировых судей, ни дня не работавших в федеральных судах. А районные суды заполнять, чем придется. Чтобы стать судьей в Свердловской области, иногда достаточно просто уметь хорошо делать маникюр. «Протеже зампредседа областного суда по уголовным делам Вячеслава Хрущелева — судья Ленинского районного суда Ольга Дыбкова до назначения на эту должность работала помощником у судьи облсуда Тамары Мирошниченко. Не исполняя своих прямых обязанностей, в течении 1-2 месяцев накапливала более сотни нерассмотренных надзорных жалоб, которые Хрущелев впоследствии распределял между другими помощниками судей, что вызывало возмущение последних, — рассказывают работники облсуда. — Основным видом деятельности Дыбковой в областном суде было оказание платных услуг по маникюру, для чего в своей сетевой папке на сервере Свердловского областного суда она разместила образцы (фото маникюра). После ухода Дыбковой из облсуда выяснилось, что она утратила несколько надзорных производств, восстановлением которых потом занималась канцелярия президиума Свердловского областного суда. Никакой ответственности за это Дыбкова не понесла. Вышла на работу в Ленинский районный суд и через несколько месяцев ушла в декретный отпуск». В отличие от осторожного шефа, Юлий Левкин позволял себе много лишнего: незаконно выплачивал зарплату сыну, которого фиктивно устроил на работу в суд, пристроил жену на работу в администрацию Кировского района, часто пьянствовал в своем кабинете После многочисленных бесед с адвокатами, судьями, прокурорскими работниками, стало ясно, что есть группа людей, которые будут провожать Овчарука на пенсию с радостью. А кто-то — с надеждой. Вдруг протеже Ивана Кирилловича, будущий глава облсуда Александр Дементьев, окажется не так предсказуем и захочет запомниться коллегам реформатором той системы, которая и вывела его в большие начальники. Мнения среди судейского сообщества относительно Дементьева разошлись. Одни говорят, что это — человек Андрея Козицына. Другие напоминают о фсбшном прошлом нового председателя и надеются, что он сможет навести порядок в прогнившей насквозь системе Завершить панораму действующей судебной системы хотелось бы маленькой, но убийственной деталью. По словам адвокатов, есть судьи, работающие по уголовным делам и берущие взятки. В зависимости от сложности дела суммы начинаются от 500 тыс. рублей и заканчиваются десятками миллионов. «Взятки передаются только через специальных заносчиков. Их еще называют людьми, „которые могут порешать вопросы“. Есть среди них прокурорские, но в основном это бывшие судьи. Их не так много, и всем адвокатам известны их имена. Чтобы был понятен порядок средних цифр, скажу, что у одного из них кличка „5 миллионов“, — сообщил „URA.Ru“ один из известных екатеринбургских адвокатов. — Многим из нас приходится пользоваться их услугами, поскольку судебная система в России давно уже сдохла. У нас нет состязательности в процессе, у нас бесполезно бороться за клиента, если его хотят посадить, у нас мало грамотных судей и нет честных судов. Вы думаете, что в Верховном суде не берут взяток? Ну вот, последний раз просили 3,5 млн за то, чтобы скостить клиенту два года от срока».