Власти Челябинской области считают, что южноуральцы уже переболели радиофобией, но экологи готовы с этим поспорить |
Авторами довольно смелого по нынешним временам иска, ответчиком по которому по логике вещей должен выступать теперешний председатель российского правительства Владимир Путин, выступили лидеры челябинских общественных объединений «За природу» и «Движение за ядерную безопасность». Ветераны «зеленого фронта» Андрей Талевлин и Наталья Миронова заявляют, что намерены защитить конституционные права жителей Челябинской области на безопасность и благоприятную среду. По их мнению, это должно быть обеспечено соблюдением другого права южноуральцев - самим решить, стоит ли строить атомную станцию в их регионе.
Так называемая «дорожная карта» размещения будущих объектов, призванных обеспечить прорыв России в сфере атомной энергетики, была одобрена правительством России в начале года. При этом, как заявил «URA.Ru» Андрей Талевлин, кабинет министров закрыл глаза на существование ряда конституционных норм и законов. Наиболее существенным нарушением руководитель движения «За природу» называет то, что упоминание ЮУАЭС в генеральной схеме размещения подобных объектов совершенно игнорирует результаты референдума 1991 года. Тогда 76% челябинцев – это почти полмиллиона человек - выступили за запрет строительства «атомки».
Напомним, результаты плебисцита, который проводился одновременно с референдумом о судьбе СССР, послужили одной из причин заморозки строительства ЮУАЭС на промышленной площадке ПО «Маяк» вблизи Озерска. Спустя десятилетие власти Челябинской области посчитали, что обывательская радиофобия, вызванная последствиями катастрофы в Чернобыле, на Южном Урале уже преодолена, и поставили вопрос о расконсервации строительства. Необходимость в ней объясняется все возрастающим дефицитом энергии в регионе с растущей промышленной экономикой. Федеральный центр, который к настоящему моменту сам озаботился отставанием России в ядерной энергетике, включил ЮУАЭС в план постройки до 2016 года и этим летом даже провел презентацию проекта. Дав таким образом понять, что вопрос о появлении станции в Челябинской области практически решен.
При этом руководитель атомного ведомства Сергей Кириенко неоднократно заявлял, что никакого строительства не будет, если против него выступят жители Челябинской области. Однако, как выяснилось, власть и общественные организации по-разному трактуют общественные настроения и силу, которую имеет волеизъявление народа. Чиновники напоминают, что в 1991 году референдум проводился в одном только Челябинске, а это далеко не вся Челябинская область. К тому же результаты плебисцита и тогда имели лишь рекомендательный характер, а теперь и вовсе неактуальны. По крайней мере, в правительстве области располагают данными опросов, согласно которым сторонников развития мирного атома на Южном Урале становится все больше.
«Зеленые» парируют тем, что законодательство в то время не делило референдумы на местные и региональные, а значит, итоги плебисцита в Челябинске должны распространяться на всю область. К тому же, считает Андрей Талевлин, жители областного центра, от которого ЮУАЭС будет удалена всего-навсего на 140 километров, не должны оставаться в стороне от решения этого вопроса. Наконец, Талевлин приводит другие социологические данные, из которых следует, что противников строительства АЭС в Челябинской области по-прежнему большинство. «Опрос проводила год назад одна известная контора. Формулировки вопросов были достаточно хитрыми, но даже с такими формулировками свыше 50% респондентов, опрошенных с достаточной репрезентативностью, заявили о несогласии жить рядом с АЭС», - рассказал Андрей Талевлин.
По его словам, экологи отдают себе отчет о масштабах программы, которую может застопорить их обращение в суд, но надеются, что тот разберется во всех аргументах. Оптимизм Талевлина и Мироновой основан на собственном успехе в 2001 году, когда решение Верховного суда развернуло эшелон с 377 тоннами отработавшего ядерного топлива, отправленного на переработку в Челябинскую область с венгерской АЭС «Пакш». В случае проигрыша истцы намерены идти до судебных инстанций в Европе. Впрочем, по словам Андрея Талевлина, «зеленых» устроило бы и компромиссное решение, по которому в Челябинской области был бы проведен новый, уже общерегиональный референдум - как высшее непосредственное выражение власти народа. Тем более что представители областной власти ранее сами не исключали принципиальной возможности такого плебисцита, если в этом появится необходимость.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!