Среди заключенных политической тюрьмы в Верхнеуральске находилась двоюродная сестра Адольфа Гитлера Мария Коппенштайнер. Несмотря на то, что своего кузена она видела всего один раз в жизни – в 1907 году, будучи в восьмилетнем возрасте, - Мария после победы Советского Союза над Третьим Рейхом была приговорена к 25 годам лишения свободы и умерла от болезни на четвертый год заключения.
Неизвестные доселе страницы истории тюремного края открывает газета «Челябинский рабочий», опираясь на воспоминания еще живых свидетелей - прежде всего, самих работников пенитенциарной системы, через которую пришлось пройти сначала внутренним, а затем и внешним врагам государства.
Австрийка Мария Коппенштайнер попала в руки советской контрразведки в мае 1945 года в числе 16 человек, которые являлись либо родственниками Адольфа Гитлера, либо свидетелями последних дней жизни диктатора. После пяти лет допросов Марию приговорили к максимальному сроку тюрьмы и отправили в Верхнеуральск. Ее муж остался отбывать срок в Лефортово.
Первые сведения о заключенной Коппенштайнер стали появляться только после Перестройки, но и до сих пор настолько скудны, что мало известно, кем на самом деле была кузина Гитлера – простой крестьянкой или крупной землевладелицей, на чьих угодьях активно использовался труд военнопленных. Якобы даже сохранился фотоснимок, на котором лицо у Марии властное и холеное.
В заключении сестра тирана находилась под неусыпным контролем сотрудников НКВД. Ни о какой гуманности к старой и больной женщине не могло быть речи. Когда она попросила выдать ей валенки, начальник тюрьмы не без злорадства наложил визу: «Ни х…, перетопчется в тапочках!». А когда узница из Австрии стала терять зрение и написала заявление с просьбой разрешить ей выдать очки, ей позволили носить их только в ночное время.
Газета приводит рассказ Ивана Мещерякова, который работал в Верхнеуральской тюрьме с 1951 по 1969 годы и еще застал Марию Коппенштайнер. Он рассказывает, что однажды пришла фельдшерица и попросила открыть дверную форточку одной из камер, чтобы передать лекарства заключенной. На тюремной койке лежала очень худая женщина и тяжело дышала. Судя по номеру на койке, лекарства были предназначены ей. После процедуры фельдшерица шепнула, что это - сестра Гитлера. Знать об этом никому не полагалось, поэтому имена сидельцев знало только тюремное начальство. Для остальных сотрудников существовали лишь их персональные номера. Эти номера наносили на таблички, которые устанавливались на могилах заключенных, когда они умирали. Их хоронили недалеко от тюрьмы, ночью закапывая тела в ров между мусульманским и православным кладбищами.
По словам Ивана Мещерякова, за выходом его первого рассказа в местной газете последовал телефонный звонок, в ходе которого бывшего сотрудника системы исполнения наказаний попросили впредь быть менее разговорчивым.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!