Сложно вспомнить руководителей российского холдинга, которые могли бы так запросто сесть в автобус с журналистами и ответить на все вопросы. Андрей Шторх (слева) и Алексей Москов проехали с нами от Каменска-Уральского до Екатеринбурга |
Таких владельцев заводов вы точно не видели. В четверг с инспекцией уральских активов в Екатеринбург прибыли члены правления «Реновы»: финансовый директор, директор по управлению персоналом, да что там – даже председатель правления. Еще год назад этот пост занимал сам Виктор Вексельберг, но потом отошел от оперативного управления ради государственных проектов, и доверил свое детище давнему соратнику. Корреспондент «URA.Ru» решил посмотреть на встречу группы директоров компании, бизнес-аппетитами которой еще пять лет назад пугали свердловчан, с рабочими, благополучие которые напрямую зависит от гостей. И искренне удивился. Инспекция туалетов, facebook-репортажи из цеха. А еще: стыдно ли за то, что ТГК-9 сделала на Урале, что будет с «Кольцово», что делают в «Ренове» с ворами, в какой интерес к екатеринбургскому вокзалу, будет ли кризис и когда снесут дом, уродующий центр города. Все это – в нашем репортаже.
Поверить в то, что в фойе гостиницы Angelo члены правления «Реновы» - группы с агрессивной корпоративной культурой, активного покупателя самых разнообразных активов крайне сложно. Последний, сопоставимый по степени открытости руководства компании, визит в Екатеринбург у «Реновы» был лет семь назад. Тогда замгендиректора этого монстра Александр Зарубин ярко критиковал и местную власть, и местных бизнесменов, не соответствующих представлениям «Реновы» об эффективном бизнесе. Зарубин был вальяжен, уверен в себе и вызывал у местного директората оторопь. За глаза руководителей той «Реновы» называли «молодые волки Вексельберга». В четверг утром никто в фойе Angelo на волка похож не был: это были молодые менеджеры лет 30-40, подшучивающие друг над другом из-за записей в фейсбуке.
Тем интереснее увидеть эту компанию на заводе. Первый пункт программы – Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов. Ни председатель правления Алексей Москов – молодой, в принципе, мужчина в длинном темном пальто, ни его заместители, в новой обстановке нисколько не меняются. Почти одновременно они достают из карманов четвертые айфоны, и принимаются фотографировать все вокруг. Вот вывеска «На верстаке не гадить» - фото, дальше плавка металла – снова фото, контейнер с пустыми гильзами от снарядов – фото, новое оборудование – фото. Москов даже заглядывает в мужской туалет, но фото не делает – там уборка.
"Ренова" полностью сменила свой имидж. Хотя, средний стаж работы на группу у членов правление - 7-8 лет, то, как ведут себя новые менеджеры разительно отличается от того, к чему привыкли на заводах
"Ренова" полностью сменила свой имидж. Хотя, средний стаж работы на группу у членов правление - 7-8 лет, то, как ведут себя новые менеджеры разительно отличается от того, к чему привыкли на заводах
Интерес ко всему вокруг всеобъемлющий. Директорат, который, в принципе, решает судьбу этого завода, осматривает, пробует на ощупь все вокруг. На пролете в цеху надпись «Дать больше продукции лучшего качества с меньшими затратами». Читают друг другу, улыбаются. Наверно так, несколько лет назад на Первоуральский новотрубный завод приезжали владельцы Группы ЧТПЗ и принимали решение навести лоск на предприятие – теперь это, как известно, самый красивый и разноцветный завод на Урале.
Интересует буквально все. Москов позднее скажет, что "управлять по глобусу невозможно"
Интересует буквально все. Москов позднее скажет, что "управлять по глобусу невозможно"
«Руководить компанией по глобусу невозможно, - объясняет Алексей Москов причины приезда, - поэтому мы здесь. А еще составляем инвестиционный план на будущий год». Вместе с коллегами он уходит в кабинет гендиректора, и через час объявляют: завод будет выстраивать отношения с научными центрами «Сколково». «Дешевая рабочая сила – больше не наше конкурентное преимущество, Китай обошел. По технологии мы отстали от Европы, и надо догонять. Иначе не выстоять», - комментирует Москов. И соглашается сесть в автобус с журналистами: вопросов к председателю правления такого холдинга, как «Ренова», - масса.
Благо, на Каменск-Уральском заводе по обработке цветмета есть, что посмотреть - вот пустые гильзы
А вот старые чайники, что вскоре пойдут на переплавку
Благо, на Каменск-Уральском заводе по обработке цветмета есть, что посмотреть - вот пустые гильзы
А вот старые чайники, что вскоре пойдут на переплавку
- Сейчас мы едем в «Академический», с которым, в общем все понятно: он строится, растет на глазах. Но есть вопрос об общественных местах. За время реализации проекта были разговоры и о строительстве вузовского городка, и о зоопарке, и о подобии центрального парка в Нью-Йорке.
- По самому «Академическому» могу сказать, что основная задача на будущий год – построить жилья не меньше, чем было в этом году. Вопрос инфраструктуры – более сложный. Вы знаете, что вся необходимая социальная инфраструктура: магазины, детские сады, школа – есть, и она будет развиваться дальше в соответствии и с планами компании, и с теми нормативными требованиями, что существуют в строительной отрасли.
Если говорить о более крупных проектах – тут сложнее. Строить университет… Современный вуз требует дополнительных исследовательских центров, у него высокие требования по логистике. Мы обсуждаем инфраструктурные объекты, но я не специалист в этой сфере, и не хочу сейчас вам что-то обещать и анонсировать – у нас сильный строительный дивизион «Ренова-СтройГрупп».
Из крупных строек, по которым мы уже приняли решение – это грузовой терминал в «Кольцово», нашем любимом проекте. Аэропорт успешен, беря с него пример, мы купили аэропорт в Нижнем Новгороде, и сейчас готовы покупать и другие аэропорты. В Новосибирске, вы знаете, покупка не удалась, но мы не отчаиваемся и присматриваемся к Самаре, Калининграду, Владивостоку. Если в каком-то городе-миллионнике будет обсуждаться возможность продажи аэропорта – нам это интересно, потому что этот бизнес нам понятен.
Правление оказалось состоящим из нормальных людей. Увидев необъеснимую ерунду, сразу был задан вопрос: "А в гражданской жизни что это?"
Правление оказалось состоящим из нормальных людей. Увидев необъеснимую ерунду, сразу был задан вопрос: "А в гражданской жизни что это?"
- Вы лоббируете строительство третьей взлетно-посадочной полосы?
- Вопрос о строительстве – вопрос государства. Сейчас я не вижу ограничений, которые бы требовали срочного строительства третьей ВПП в «Кольцово». А вот грузовой терминал нужен. Сейчас 80% грузов идет через Москву.
- Вы считаете это потому, что нет терминала в Екатеринбурге или это все же государственная политика?
- Это отсутствие терминалов, логистики в стране. Глупо возить китайские пуховики в Екатеринбург через Москву, потому что сначала пуховик летит над Екатеринбургом из Китая в Москву, а потом оттуда доставляется на Урал. Эти перевозки в конечном счете оплачивают потребители. Конечно, чтобы изменить соотношение в перевозках, нужен не один терминал в «Кольцово», нужны терминалы по всей стране, нужны понятные скоростные железные дороги, автодороги. Заниматься этим интересно. И если развить инфраструктурный бизнес, он будет не менее выгодным, чем сырьевой.
"На верстаке не гадить", - гласит надпись
"На верстаке не гадить", - гласит надпись
- Вы сказали о скоростных железных дорогах только в качестве примера или у вас есть интерес к этой сфере?
- Строительство таких дорог – это государственный бизнес, и линия поведения РЖД в последние годы показывает, что именно так и будет. Уже есть скоростная трасса Москва-Петербург, появилась до Нижнего Новгорода, впереди у них сказочные планы. Мы начали обсуждать возможность нашего участия в управлении вокзалами. Эта тема может быть также привлекательна, как и управление аэропортами. Если государство будет готово допустить частные компании к этой сфере, мы будем участвовать. Очень интересно иметь в Екатеринбурге аэропорт и вокзал.
Обходя заводы, члены правления рабочих не отвлекали. И приветствовать их не просили. "А зачем?", - спросил Шторх
Обходя заводы, члены правления рабочих не отвлекали. И приветствовать их не просили. "А зачем?", - спросил Шторх
- Последний подобный разговор руководства «Реновы» с екатеринбургскими журналистами был лет семь назад. Тогда Зарубин жестко критиковал «Уральские авиалинии», говорил, что эта компания не может быть базовым перевозчиком аэропорта. Сейчас какова позиция компании?
- Давайте договоримся о терминах. Я считаю, что в современной ситуации базового перевозчика выбирает пассажир, он голосует своим кошельком. У аэропорта одна задача: через него должно пройти как можно больше пассажиров, хорошо, чтобы они покушали, купили какие-то вещи (желательно дорогие), а еще лучше – выпили. На этом обслуживании мы и зарабатываем. Поэтому нам лучше, когда авиакомпании летают много, когда самих авиакомпаний много. Вчера я посмотрел расписание полетов: там есть самые разные направления, и это хорошо.
Граница между старым цехом и модернизированным производством проходит ровно по новой бетонной стяжке. Ее теперь пылесосят!!!
Граница между старым цехом и модернизированным производством проходит ровно по новой бетонной стяжке. Ее теперь пылесосят!!!
Сейчас мы еще развиваем региональные перевозки. Нам нужно больше пассажиров из соседних городов, чтобы они летали в Москву – через нас. Будем поддерживать перевозчиков, занимающихся этим, всеми способами, даже финансово.
- Такой проект уже был четыре года назад, и закончился ничем.
- Вы правы. Но тогда мы столкнулись с ситуацией кризиса.
- С кризисом или с воровством менеджеров?
- Воровства не было. Позиция компании: если мы находим доказательства воровства, мы передаем документы в правоохранительные органы, прикладываем все силы для передачи дела в суд. В этой истории судов не было, потому что не было и воровства.
В "Академическом" новая достопримечательность: на змеевике стоит Ассоль с аленьким цветочком в руках
В "Академическом" новая достопримечательность: на змеевике стоит Ассоль с аленьким цветочком в руках
Мы столкнулись с кризисом, объем пассажирских перевозок упал на 40% и никто не знал, как мы выйдем из этой ситуации. Мы бизнесмены, нам интересны проекты с понятной окупаемостью в 3-5 лет, а тут перестало хватать ресурса для поддержания бизнеса. Вы знаете нашу компанию: в кризис ликвидности встал вопрос, что поддерживать [коммунальный холдинг] КЭС с 65 тысячами сотрудников или программу превращения «Кольцово» в хаб. Что мы выбрали – понятно. Но сейчас надо возвращаться к стимулированию региональных перевозок.
- Вы снова начинаете этот авиационный проект, хотя сейчас только и разговоров, что о кризисе. Это значит, что вы не просчитываете кризис на ближайшие 3-5 лет, или больше не считаете кризис основанием для сворачивания проектов?
- Мировая экономика циклична и по мере того, как Россия становится ее частью, наша экономика тоже становится цикличной. Да, ничего хорошего я не вижу. По официальной статистике в прошлом месяце был спад промышленного производства. И то, что случилось с рублем, который падал при цене нефти больше 100 долларов за баррель, заставляет задаваться вопросом, что происходит. Думаю, нас ждут непростые времена.
В это сложно поверить, но чтобы войти в новую школу, даже председателя правления "Реновы" заставили надеть бахилы
В это сложно поверить, но чтобы войти в новую школу, даже председателя правления "Реновы" заставили надеть бахилы
- Вы о работе КЭС, о ТГК-9 можете говорить? Наверняка, слышали критику, которая звучала в адрес работы компании в Екатеринбурге.
- Да, и я считаю, что критика должна быть. Произошли чудовищные события, есть пострадавшие, и если вы спросите меня, есть ли в этом вина компании, я отвечу, да, есть. Когда такие аварии происходят часто – тем более нужно делать выводы, в чем проблема? Вы думаете компаниям, неважно КЭС это или кто-то другой, нравится попадать в такие истории? Нет. С большим удовольствием они подняли бы тарифы, чтобы иметь больше прибыли и больше средств на ремонты. Но эта сфера находится в государственном регулировании, и государство пребывает в тяжелом положении, потому что понимает ситуацию в отрасли и имеет политические риски повышения тарифов. КЭС может поднять тарифы и за три года отремонтировать все, что нужно было начать ремонтировать еще 25 лет назад. Но мы с вами, даже с нашими зарплатами, не потянем эти выплаты, мы не сможем за короткий срок заплатить то, что должны были оплачивать минувшие десятилетия. Это системный кризис, и доказательство тому – события на Саяно-Шушенской ГРЭС.
- Причиной аварий называлась жадность акционеров, отсутствие средств на ремонт теплотрасс в прошлом году. В этом вы выделили большие суммы. Теперь можете сказать, что планировали это уже давно. А на самом деле, это реакция на критику?
- Честно скажу, инвестиционные программы региональных дочек КЭС я не изучаю. Меня занимает другой вопрос. В этом году мы потратили деньги на ремонт, а у вас снова авария. Достаточно ли было потраченной нами суммы? Где уровень достаточности? Нужно ли нам тратить деньги на ремонт теплотрасс, или это латание дыр? Может быть, правильнее контролировать качество воды. Вы же знаете, что ее химсостав такой, что трубы разъедает изнутри. А в коммунальной сфере не продуманы даже такие исследования.
Особая гордость школы - новый зал. Вообще, он для танцев, но после того, как третий урок физкультуры стал обязательным, его пришлось отдать первоклашкам под физкультуру
Особая гордость школы - новый зал. Вообще, он для танцев, но после того, как третий урок физкультуры стал обязательным, его пришлось отдать первоклашкам под физкультуру
- Официальный повод для вашего визита – юбилей Екатеринбургского завода ОЦМ. А его прежнее здание на проспекте Ленина принадлежит «Ренове»?
- Да, оно передано в управление «Ренова-СтройГрупп» под строительство современного центра. Необходимо снести это здание и провести рекультивацию почвы, потому что аффинажное производство, которое было в здании, вредное. И по плану там должны быть офисы категории А, но пока на них нет достаточного спроса, и реализация проекта заморожена. Акцент сделан на «Академический».
- А я, как житель этого города, считаю, что здание на проспекте Ленина уродует Екатеринбург. Хотя вам, наверняка, это безразлично.
- Зря вы так. Я много времени провел в Екатеринбурге, и у меня была девушка из Екатеринбурга. Женился я, правда, на москвичке. И я согласен с вами, здание выглядит не очень хорошо. Но не мы его строили, и мы все же зависим от ситуации на рынке. Если строить офисы меньшей категории – это уже не покроет расходов на рекультивацию. С другой стороны, место требует красивого архитектурного решения. Представьте, я поставлю какой-то ангар, и вы же скажете: «Он не женился на екатеринбурженке, а теперь еще и уродует мой город».
Председатель правления "Реновы" (справа), листая сборник афоризмов русских писателей: "Бумага стала лучше, а вот цитаты слабоваты"
Председатель правления "Реновы" (справа), листая сборник афоризмов русских писателей: "Бумага стала лучше, а вот цитаты слабоваты"
- У «Реновы» самые разносторонние активы, и крайне интересно, есть ли в Свердловской области активы, которые вам было бы интересно приобрести?
- У директоров всех наших предприятий всегда открыты глаза и они смотрят, что можно было бы выгодно купить или продать. Это нормально, это наш бизнес. В области есть два-три актива, которые нам интересны, но называть их я не буду. Они связаны с теми сферами, в которых мы здесь уже работаем. Из нового – мы будем усиливать нашего оператора «Акадо». В Москве он уже в лидерах, и сейчас будет проводить региональную экспансию. Сначала Питер и Екатеринбург.
Даже новая кухня в новой школе нового района - повод для фотографии. Алексей Москов говорит, что это приятно, осознавать, что причастен к строительству школы
Даже новая кухня в новой школе нового района - повод для фотографии. Алексей Москов говорит, что это приятно, осознавать, что причастен к строительству школы
Автобус останавливается в «Академическом» - на том самом перекрестке, с которого директор этого мегастроительства Алексей Воробьев водит экскурсии последние года три. Только каждый раз они все продолжительнее: теперь маршрут идет мимо скульптуры Ассоль, к самому краю стройплощадки, почти к профессорским садам. Воробьев уверен, надо строить дальше. «Может быть, коттеджи?», - прощупывает почву Москов. Глава «Ренова-СтройГрупп» Вениамин Голубицкий морщится – с такими домами больше мороки. «Хорошо, свечки, так свечки», - соглашается Москов.
Спорить со строителями «Академического» глупо. «Я был первым скептиком по этому процессу, - признается официальный представитель группы Андрей Шторх, отвечающий за все контакты «Реновы» и ее владельца Виктора Вексельберга с медиамиром. – Но когда увидел первые дома, коммунальные квитанции, которые на 30% меньше средних по Екатеринбургу, скепсис пропал».
Гордость "Академического" - система безопасности. Правление "Реновы" посмотрело, на что были потрачены деньги группы
Гордость "Академического" - система безопасности. Правление "Реновы" посмотрело, на что были потрачены деньги группы
«Приятно осознавать, что в районе построили первую школу, родился первый ребенок», - делится эмоциями Алексей Москов. Гостям показывают новую школу. Бывший директор Уральского алюминиевого завода Борис Смоляницкий вьется вокруг финансового директора группы Ирины Матвеевой. «Я учился в Москве в не самой плохой школе, но такого уровня у меня, конечно, не было», - выдыхает на выходе Москов. А Голубицкий рассказывает, что продолжает писать стихи: «Не знаю, со стройкой ли связано, или просто с рефлексией того, что делаю, но в этом году в Москве выйдет новая книжка».
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!