Это единственное фото бывшего вице-губернатора Южного Урала Игоря Сербинова в Интернете. Бывшему чиновнику сегодня действительно незачем светиться |
Генеральный директор Челябинского ФНПЦ «Станкомаш» Сергей Агарков обратился в комитет по безопасности Госдумы РФ с официальным письмом, которое начинается по-деловому сухо, а заканчивается весьма эмоционально. Руководитель «оборонки» просто-напросто умоляет оградить его завод от тех, кто украл все, что мог, и намерен красть дальше. Самое интересное, что факты, изложенные в обращении, ни для кого не были секретом. Время от времени информация о конфликтах на «Станкомаше» просачивалась в СМИ, но теперь скандал предан широкой огласке. На сторону Агаркова встало правительство области Челябинской области. Оно готово полностью поддержать директора и инициировать запрос в правоохранительные органы с требованием разобраться во всех махинациях на некогда успешном оборонном предприятии. В чем суть конфликта и почему власти так заинтересованы в расследовании - в материале «URA.Ru».
В советское время ОАО ФНПЦ «Станкомаш» был известен как Производственное объединение «Завод имени Серго Орджоникидзе». Станкостроительное предприятие было награждено тремя орденами, имело хорошую производственную и социальную базы. В 1994 году завод был акционирован, причем как оборонный - половина пакета акций сохранилась за государством, через ФГУП «Сплав» и Росимущество. Позже акции Росимущества отошли к корпорации «Ростехнологии». Другая половина «растворилась» внутри трудового коллектива. Акции эти большим спросом на рынке не пользовались, и все же часть их со временем оказалась у сторонних лиц – сведения о них даже не выставлены в официальных отчетах собраний акционеров.
В советское время ОАО ФНПЦ «Станкомаш» был известен как Производственное объединение «Завод имени Серго Орджоникидзе». Станкостроительное предприятие было награждено тремя орденами, имело хорошую производственную и социальную базы. В 1994 году завод был акционирован, причем как оборонный - половина пакета акций сохранилась за государством, через ФГУП «Сплав» и Росимущество. Позже акции Росимущества отошли к корпорации «Ростехнологии». Другая половина «растворилась» внутри трудового коллектива. Акции эти большим спросом на рынке не пользовались, и все же часть их со временем оказалась у сторонних лиц – сведения о них даже не выставлены в официальных отчетах собраний акционеров.
Самая тяжелая ситуация сложилась на заводе в первой половине девяностых годов, когда не оплачивался госзаказ. Примерно в это же время началась продажа заводских соцобъектов. Многое, правда, удалось сохранить – базу отдыха, профилакторий, спорткомплекс, Дворец культуры. Постепенно стало «устаканиваться» и производство. А осенью 1999 года ОАО «Станкомаш» был присвоен статус федерального научно-производственного центра по разработке средств преодоления минных полей. В апреле 2004 года на предприятии сменилось руководство. Прежний директор, 65-летний Вячеслав Собко, был отправлен в отставку. Директором стал его заместитель Анатолий Тарасов, а председателем совета директоров Игорь Сербинов, бывший вице-губернатор области.
«Станкомаш» - одно из крупнейших машиностроительных производств в Челябинской области
«Гений» Игорь Сербинов занимался не только банковским бизнесом, но и встал во главе нескольких промышленных предприятий, в том числе Челябинского тракторного завода и «Станкомаша».
В конце 2003 года на совете директоров «Станкомаша», возглавляемом Сербиновым, было принято решение о продаже недостроенного корпуса № 222. Нашелся и покупатель - ОАО «ЧЭМК». Челябинский электрометаллургический комбинат был готов заплатить требуемую сумму в 150 млн рублей. Составили договор. А дальше, рассказывает нынешний директор «Станкомаша» Сергей Агарков в своем письме в Госдуму, Сербинов сказал директору Анатолию Тарасову, что в договоре купли-продажи должна быть указана другая сумма - 102 млн рублей, а остальные 48 млн он временно оставит у себя и вернёт их по первому требованию заводу. Не мог же директор спорить с председателем совета директоров! Прошло больше года, Анатолий Тарасов сначала стал по-хорошему просить, а затем и требовать вернуть деньги. Сербинов наконец согласился. Но предупредил, что отдаст всю сумму через вексель банка «Снежинский», который брал на себя долги предприятия перед энергетиками. Тарасов согласился.
Но суммы, обозначенной в векселе, для полного погашения долга Сербинова заводу не хватало. И была запущена сложная финансовая схема, с фиктивным договором купли-продажи арматуры, с использованием счета некоего ООО «Рим»... В результате на счетах «Рима» как покупателя «оборонной» продукции зависло 7 млн рублей – в качестве списанного НДС за «купленный» товар. А на «Станкомаше» повисла ответственность за хранение арматуры, которую завод якобы продал ООО «Рим», но оставил пока у себя. К договору никто всерьез не относился – потому что на нем нет подписей материально ответственного по актам приема-передачи продукции, не отражена эта сделка и бухучетом.
Прошло пять лет. В конце октября 2009 года, когда на предприятии уже была введена процедура банкротства, на завод пришел новый руководитель Сергей Агарков. Он сразу же инициировал проверку. По итогам ревизии и были вскрыты махинации с векселями и договорами. Заодно обнаружились недоимки по налогам. Анатолий Тарасов отделался крупным штрафом за налоговые недоимки. (Решение по преемнику Тарасова, Александру Напримерову, руководившему заводом с июля 2008 года по декабрь 2009-го и также подозреваемому в сокрытии налогов, пока не вынесено). Между прочим, за Анатолия Тарасова вступился трудовой коллектив – под коллективным письмом было поставлено более 700 подписей. Рабочие просили учесть, что бывший директор действительно старался сделать все, чтобы предприятие не рухнуло и вовремя выплачивалась зарплата. Почти все понимали, что Тарасов «влип» не по своей вине, завяз в неплатежах из-за совета директоров.
Гендиректор «Станкомаша» Сергей Агарков взывает к Госдуме - любыми средствами остановить Сербинова
Тем временем умер директор ООО «Рим», фирму возглавил один из родственников Игоря Сербинова – по слухам, родной брат. В марте 2010 года ООО «Рим» обратилось в арбитражный суд с иском к ФНПЦ «Станкомаш». Суть претензии: «Рим» понес ущерб из-за того, что завод нарушил условия хранения продукции, принадлежащей фирме. Ущерб истцы оценили в 92 млн рублей, суд снизил ее до 79 миллионов и обязал завод выплатить эту сумму.
Директор «Станкомаша» Сергей Агарков поначалу растерялся, а потом подал заявление в ГУВД, в котором подробно расписал всю схему с липовым договором. Были допрошены участники сделки, взяты показания. Но в возбуждении уголовного дела отказали - ввиду смерти главного подозреваемого, директора ООО «Рим». А новое руководство «Рима» по-прежнему требует 79 млн рублей, что для «Станкомаша», почти выбравшегося из пропасти, означает полный финансовый крах. Мало долгов перед энергетиками - теперь еще и долги по «липовым» сделкам…
«Убедительно просим комитет по безопасности ГД РФ остановить и наказать мошенников, не только обокравших государство на 7 миллионов рублей, но и вот-вот готовых обокрасть оборонное предприятие, и без них находящееся в крайне тяжелом финансовом положении. Вместе с этим просим рассмотреть компетентность следственных органов области и возможное наличие в этом деле административной и коррупционной составляющих бывшего замгубернатора Сербинова. Наши обращения в прокуратуру области и УрФО результата не дали, так как возвращались в следственное управление области и превращались в очередной отказ», – пишет в Госдуму Сергей Агарков.
Комитет по безопасности Госдумы письмо получил и переправил его губернатору Михаилу Юревичу. Губернатор немедленно включился в процесс. Никаких обязательств, ни личных, ни экономических, у областных властей перед Сербиновым нет и никогда не было. Зато всем известна любимая «фишка» Юревича – никто не смеет ставить под угрозу производственный процесс, тем более на предприятии, где работает больше 2 тысяч человек. Как заявил вчера, после аппаратного совещания у главы области, первый вице-губернатор Олег Грачев, правительство области намерено обратиться и в окружную прокуратуру, и в Счетную палату РФ.
Что касается Игоря Сербинова, то его комментариев получить не удалось – он по-прежнему остается закрытым для прессы.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!