ФАС России возбудило дело на губернатора Челябинской области Бориса Дубровского, считая, что он причастен к картельному сговору в тендерах на дорожное строительство с участием АО «Юужралмост». Сразу после — заместитель генерального прокурора России Юрий Пономарев поручил челябинскому прокурору проверить другую госзакупку — с участием компании сына губернатора. Антимонопольная служба обещает разобраться и с другими регионами, но начали с южноуральского. Почему именно с него, есть ли чем защититься Дубровскому и бизнесменам, выигравшим конкурс, чем это грозит высшему должностному лицу региона? «URA.RU» подготовило ответы, которые помогут разобраться в сложившейся ситуации хоть челябинцу, хоть просто интересующемуся внутренней политикой России.
Что стало поводом для возбуждения дела ФАС?
В 29 аукционах на строительство дорог, проведенных министерством дорожного строительства Челябинской области на сумму свыше 8 млрд рублей, победителем стало АО «Южуралмост». Это дочернее предприятие ЗАО «Южуралавтобан» (зарегистрированного в 1995 году) работает с 2001 года. «Южуралавтобан» ранее на 100% принадлежал Магнитогорскому металлургическому комбинату. В 2012 году актив отошел под контроль фирм депутата Госдумы Вадима Белоусова, бизнес-партнера действующего тогда губернатора Челябинской области Михаила Юревича. За ММК остался один процент, уже ни на что не влияющий.
«Южуралавтобан» много лет получал миллиардные контракты
Все эти годы «Южуралавтобан» оставался одной из крупнейших дорожных фирм региона, с высокими финансовыми показателями и крупными, миллиардными контрактами. В 2014 году, после отставки Юревича «Южуралавтобан» был продан столичным фирмам — ЗАО «Форб», учредителями которого, по данным сервиса СБИС, указаны жители Москвы Ваган Геворкин и Александр Мизякин. По данным федеральных СМИ «Форб» на тот момент был подконтролен бизнесменам Артему Чайке (сын генпрокурора РФ) и Сергею Вильшенко. Позже Вильшенко переписал весь свой бизнес на отца, экс-начальника отдела ФСБ в Златоусте Геннадия Вильшенко.
Летом 2016 года межрайонная инспекция ФНС №16 в Челябинской области насчитала «Южуралавтобану» долгов по налогам на 1 млрд 89 тыс. рублей. Эта сумма, как считают налоговики, набежала в период с августа 2012 по 2014 годы, то есть при прежних владельцах.
22 февраля 2017 года все счета операции «Южуравтобана» по требованию налоговой были приостановлены. Но еще в ходе судов все сделки были переведены на «Южуралмосте». ЗАО «Южуралавтобан» в августе 2018 года был признан банкротом. А «Южуралмост» стал одной из крупнейших дорожных фирм региона, выигрывая тендеры в Челябинской области.
Для Юревича строительство дорого закончилось «уголовкой»
В действиях властей антимонопольщики усмотрели картельный сговор. «Лоты при проведении аукционов на протяжении длительного времени укрупнялись с целью ограничения конкуренции», — говорится в релизе ФАС. Это большинство тендеров, выигранных «Южуралмостом» с 2015 года.
Как сообщил «URA.RU» вице-губернатор Сергей Шаль, курирующий дорожное строительство, контракты заключались и на трехлетний срок. В их числе и новая дорожная развязка, которая строится в Челябинске, на Братьев Кашириных, в сторону Тракторозаводского района. Многие тендеры оспаривались УФАС, в том числе в судах. Часть судов выиграл областной минстрой, а часть — проиграл. Все решения оспариваются сторонами на стадии апелляции. Последний тендер — на 984 млн рублей (ремонт и строительство сети дорог на юге области) — «Южуралмост» выиграл 17 августа 2018 года. Этот тендер также оспаривается ФАС.
Контракты выполнены?
«Часть исполнена, остальные исполняются, — сообщил „URA.RU“ Сергей Шаль. — Мы следим за качеством работ». Проваленных контрактов нет.
Почему укрупняли лоты?
Руководитель УФАС по региону Анна Козлова постоянно вносила протесты
Пресс-секретарь губернатора Дмитрий Федечкин сослался на определение Верховного суда РФ, где целью закона о контрактной системе называется «не обеспечение доступа к закупке как можно большему количеству участников, а качественное удовлетворение потребностей госзаказчика». В угоду качеству зачастую лоты и укрупнялись. При этом Федечкин подчеркнул, что губернатор Борис Дубровский «нетерпим к любым фактам нарушения законодательства в сфере закупок».
Чем грозит ФАС губернатору Борису Дубровскому?
«У нас есть доказательства участия губернатора в антиконкурентном соглашении. Оценить эти доказательства и предстоит комиссии ФАС России. За участие в антиконкурентном соглашении предусмотрена уголовная либо административная ответственность, в зависимости от тяжести наступивших последствий». заявил «URA.RU» начальник Управления ФАС России по борьбе с картелями Андрей Тенишев.
Какие юридические последствия для Дубровского, если его вина будет доказана?
Претензии губернатору высказаны по ч.7, ст. 14.32 КОАП РФ «Заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ недопустимого в соответствии антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения». Минимальное взыскание — административный штраф на должностных лиц, считай на губернатора, в размере от 20 тыс. до 50 тыс. рублей. Максимальное — дисквалификация на срок до трех лет. Это означает, что Борису Дубровскому могут запретить работать губернатором, если такое решение примет суд.
Какие будут политические последствия этого расследования?
Один из источников «URA.RU» связывает претензии ФАС даже не с Дубровским, а с «Южуралмостом», и это всего лишь борьба между крупнейшими игроками дорожной отрасли. Подтверждение тому — блокировка счетов «Южуралмоста» Тверским районным судом Москвы. Причем решение связано с бывшим учредителем, периода 2012—2014 годов. Вероятно, речь идет о Вадиме Белоусове. «Сегодня с утра счета разблокировали — и тут решение ФАС», — говорит источник.
Примечательно, что две недели назад было подписано соглашение о взаимодействии между правительством региона и ФАС России. Это произошло во время визита в регион замруководителя ФАС России Алексея Доценко, который заявил, что Челябинская область входит в пятерку лучших по их ведомственному рейтингу.
Будут ли политические последствия для Дубровского?
Борис Дубровский был назначен врио губернатора Челябинской области 15 января 2014 года. 14 сентября того же года выиграл губернаторские выборы. Срок его полномочий на посту главы региона истекает 8 сентября 2019 года. Но по уже сложившейся за последние шесть лет политической традиции победитель губернаторских выборов становится известен задолго до единого дня голосования. Есть риск, что вопрос по Челябинской области решится в сентябре 2018 года, то есть в ближайшие несколько дней.
Новую развязку на Братьев Кашириных также строит «Южуралмост»
Директор информационно-аналитического агентства «Монитор» Алексей Ширинкин говорит об обострении борьбы в преддверии выборов 2019 года. «Раз речь идет лично о Дубровском, то это не сигнал, а сигналище, что имевшийся у него карт-бланш иссякает, он перестал быть неприкасаемым. Вопрос о кандидатуре губернатора на будущих выборах стал более конкурентен. Это не местная история, а игра федеральных ФПГ. И борьба не столько за финансовые потоки, сколько за определением основной на 2019 год кандидатуры», — полагает эксперт.
Политолог Александр Подопригора еще более категоричен: «Это дело можно считать запуском процедуры отставки губернатора. Возможно, с негативной формулировкой. Ведь это уникальное событие, когда ФАС возбуждает дело на губернатора и в комментариях антимонопольщиков губернатора прямо обвиняют в картелизации. Это очень серьезное обвинение и вопрос о доверии к главе области».
Как указано в пояснительной записке, негативными событиями для него стали уголовные дела в экономблоке областного правительства, арест первого замминистра экономразвития Антона Бахаева, задержание руководителя Агентства международного сотрудничества Ольги Алейниковой, а также слухи о переносе саммитов ШОС и БРИКС в Сочи.
Главные экспертные центры России, следящие за губернаторами, не видят особых причин для волнений. Глава фонда «Петербургская политика» и автор телеграмм-канала «Давыдов.Индекс» Леонид Давыдов называет этот вопрос хозяйственным, а не политическим. Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что возбужденное ФАС дело не сильно изменит положение челябинского губернатора. Директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов отказался от комментариев.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
ФАС России возбудило дело на губернатора Челябинской области Бориса Дубровского, считая, что он причастен к картельному сговору в тендерах на дорожное строительство с участием АО «Юужралмост». Сразу после — заместитель генерального прокурора России Юрий Пономарев поручил челябинскому прокурору проверить другую госзакупку — с участием компании сына губернатора. Антимонопольная служба обещает разобраться и с другими регионами, но начали с южноуральского. Почему именно с него, есть ли чем защититься Дубровскому и бизнесменам, выигравшим конкурс, чем это грозит высшему должностному лицу региона? «URA.RU» подготовило ответы, которые помогут разобраться в сложившейся ситуации хоть челябинцу, хоть просто интересующемуся внутренней политикой России. Что стало поводом для возбуждения дела ФАС? В 29 аукционах на строительство дорог, проведенных министерством дорожного строительства Челябинской области на сумму свыше 8 млрд рублей, победителем стало АО «Южуралмост». Это дочернее предприятие ЗАО «Южуралавтобан» (зарегистрированного в 1995 году) работает с 2001 года. «Южуралавтобан» ранее на 100% принадлежал Магнитогорскому металлургическому комбинату. В 2012 году актив отошел под контроль фирм депутата Госдумы Вадима Белоусова, бизнес-партнера действующего тогда губернатора Челябинской области Михаила Юревича. За ММК остался один процент, уже ни на что не влияющий. Все эти годы «Южуралавтобан» оставался одной из крупнейших дорожных фирм региона, с высокими финансовыми показателями и крупными, миллиардными контрактами. В 2014 году, после отставки Юревича «Южуралавтобан» был продан столичным фирмам — ЗАО «Форб», учредителями которого, по данным сервиса СБИС, указаны жители Москвы Ваган Геворкин и Александр Мизякин. По данным федеральных СМИ «Форб» на тот момент был подконтролен бизнесменам Артему Чайке (сын генпрокурора РФ) и Сергею Вильшенко. Позже Вильшенко переписал весь свой бизнес на отца, экс-начальника отдела ФСБ в Златоусте Геннадия Вильшенко. Летом 2016 года межрайонная инспекция ФНС №16 в Челябинской области насчитала «Южуралавтобану» долгов по налогам на 1 млрд 89 тыс. рублей. Эта сумма, как считают налоговики, набежала в период с августа 2012 по 2014 годы, то есть при прежних владельцах. Вскрытые схемы легли в основу уголовного дела Юревича, по этой же фирме силовики собираются предъявить претензии Белоусову. 22 февраля 2017 года все счета операции «Южуравтобана» по требованию налоговой были приостановлены. Но еще в ходе судов все сделки были переведены на «Южуралмосте». ЗАО «Южуралавтобан» в августе 2018 года был признан банкротом. А «Южуралмост» стал одной из крупнейших дорожных фирм региона, выигрывая тендеры в Челябинской области. В действиях властей антимонопольщики усмотрели картельный сговор. «Лоты при проведении аукционов на протяжении длительного времени укрупнялись с целью ограничения конкуренции», — говорится в релизе ФАС. Это большинство тендеров, выигранных «Южуралмостом» с 2015 года. Как сообщил «URA.RU» вице-губернатор Сергей Шаль, курирующий дорожное строительство, контракты заключались и на трехлетний срок. В их числе и новая дорожная развязка, которая строится в Челябинске, на Братьев Кашириных, в сторону Тракторозаводского района. Многие тендеры оспаривались УФАС, в том числе в судах. Часть судов выиграл областной минстрой, а часть — проиграл. Все решения оспариваются сторонами на стадии апелляции. Последний тендер — на 984 млн рублей (ремонт и строительство сети дорог на юге области) — «Южуралмост» выиграл 17 августа 2018 года. Этот тендер также оспаривается ФАС. Контракты выполнены? «Часть исполнена, остальные исполняются, — сообщил „URA.RU“ Сергей Шаль. — Мы следим за качеством работ». Проваленных контрактов нет. Почему укрупняли лоты? Пресс-секретарь губернатора Дмитрий Федечкин сослался на определение Верховного суда РФ, где целью закона о контрактной системе называется «не обеспечение доступа к закупке как можно большему количеству участников, а качественное удовлетворение потребностей госзаказчика». В угоду качеству зачастую лоты и укрупнялись. При этом Федечкин подчеркнул, что губернатор Борис Дубровский «нетерпим к любым фактам нарушения законодательства в сфере закупок». Чем грозит ФАС губернатору Борису Дубровскому? «У нас есть доказательства участия губернатора в антиконкурентном соглашении. Оценить эти доказательства и предстоит комиссии ФАС России. За участие в антиконкурентном соглашении предусмотрена уголовная либо административная ответственность, в зависимости от тяжести наступивших последствий». заявил «URA.RU» начальник Управления ФАС России по борьбе с картелями Андрей Тенишев. Какие юридические последствия для Дубровского, если его вина будет доказана? Претензии губернатору высказаны по ч.7, ст. 14.32 КОАП РФ «Заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ недопустимого в соответствии антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения». Минимальное взыскание — административный штраф на должностных лиц, считай на губернатора, в размере от 20 тыс. до 50 тыс. рублей. Максимальное — дисквалификация на срок до трех лет. Это означает, что Борису Дубровскому могут запретить работать губернатором, если такое решение примет суд. Какие будут политические последствия этого расследования? Один из источников «URA.RU» связывает претензии ФАС даже не с Дубровским, а с «Южуралмостом», и это всего лишь борьба между крупнейшими игроками дорожной отрасли. Подтверждение тому — блокировка счетов «Южуралмоста» Тверским районным судом Москвы. Причем решение связано с бывшим учредителем, периода 2012—2014 годов. Вероятно, речь идет о Вадиме Белоусове. «Сегодня с утра счета разблокировали — и тут решение ФАС», — говорит источник. Примечательно, что две недели назад было подписано соглашение о взаимодействии между правительством региона и ФАС России. Это произошло во время визита в регион замруководителя ФАС России Алексея Доценко, который заявил, что Челябинская область входит в пятерку лучших по их ведомственному рейтингу. Будут ли политические последствия для Дубровского? Борис Дубровский был назначен врио губернатора Челябинской области 15 января 2014 года. 14 сентября того же года выиграл губернаторские выборы. Срок его полномочий на посту главы региона истекает 8 сентября 2019 года. Но по уже сложившейся за последние шесть лет политической традиции победитель губернаторских выборов становится известен задолго до единого дня голосования. Есть риск, что вопрос по Челябинской области решится в сентябре 2018 года, то есть в ближайшие несколько дней. Внимание местных элит приковано и к бизнесу Александра Дубровского, сына губернатора, точнее, к тендерам, которые выигрывает его фирма «Синай». Директор информационно-аналитического агентства «Монитор» Алексей Ширинкин говорит об обострении борьбы в преддверии выборов 2019 года. «Раз речь идет лично о Дубровском, то это не сигнал, а сигналище, что имевшийся у него карт-бланш иссякает, он перестал быть неприкасаемым. Вопрос о кандидатуре губернатора на будущих выборах стал более конкурентен. Это не местная история, а игра федеральных ФПГ. И борьба не столько за финансовые потоки, сколько за определением основной на 2019 год кандидатуры», — полагает эксперт. Политолог Александр Подопригора еще более категоричен: «Это дело можно считать запуском процедуры отставки губернатора. Возможно, с негативной формулировкой. Ведь это уникальное событие, когда ФАС возбуждает дело на губернатора и в комментариях антимонопольщиков губернатора прямо обвиняют в картелизации. Это очень серьезное обвинение и вопрос о доверии к главе области». В докладе «Петербургской политики» по итогам августа рейтинг Бориса Дубровского упал с 4,5 до 4,3 балла. Регион назвали в числе территорий со слабой устойчивостью. Как указано в пояснительной записке, негативными событиями для него стали уголовные дела в экономблоке областного правительства, арест первого замминистра экономразвития Антона Бахаева, задержание руководителя Агентства международного сотрудничества Ольги Алейниковой, а также слухи о переносе саммитов ШОС и БРИКС в Сочи. Главные экспертные центры России, следящие за губернаторами, не видят особых причин для волнений. Глава фонда «Петербургская политика» и автор телеграмм-канала «Давыдов.Индекс» Леонид Давыдов называет этот вопрос хозяйственным, а не политическим. Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что возбужденное ФАС дело не сильно изменит положение челябинского губернатора. Директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов отказался от комментариев.