Возбуждение уголовного дела в отношении начальника охраны свердловского заповедника «Денежкин камень» Константина Возьмителя, которого следствие считает виновным в пожарах этим летом, стало неприятной сенсацией для профессионального сообщества. Сегодня в редакцию «URA.Ru» обратилась заместитель директора по охране Астраханского биосферного заповедника Галина Замятина. «Я, работая в заповеднике 18 лет, не могу остаться равнодушной к несправедливому решению в отношении начальника охраны заповедника «Денежкин камень». Я читала публикацию на вашем сайте, из нее и узнала о происходящем. У меня есть свой, профессиональный взгляд на случившееся», - рассказала Замятина и направила в адрес редакции собственное открытое письмо, которое мы публикуем:
«Не понаслышке знаю, как сложно тушить лесные и растительные пожары, которые случаются всегда при штормовом, переменчивом ветре, да ещё и в сухую погоду, потому что сама участвую в тушении пожаров. Ознакомилась кроме этого и с постановлением о возбуждении уголовного дела №2749 и принятии его к производству.
Возмутительно!!!!!!!!!
В устанавливающей части постановления в соответствии с частью 1 статьи 293. УК РФ по факту обвинения начальника охраны Константина Анатольевича Возьмителя указаны общие фразы о нарушении должностной инструкции.
В чём конкретно он допустил халатность? Он накануне пожара дал распоряжение снять с патрулирования инспекцию заповедника? Он не участвовал в тушении пожара? НЕ принял мер к своевременной ликвидации пожара? Своевременная ликвидация в труднодоступном для техники месте понятие относительное, когда к очагу возгорания могут попасть только люди, знающие подходы к нему и у которых в лучшем случае в руках воздуходувки (кстати, недешёвые), а в худшем - ветки для захлёстывания огня. Даже если бы вовремя обнаружили очаг возгорания, то очень сомневаюсь, что можно было бы своевременно ликвидировать возгорание и предотвратить большой пожар в заповеднике при сложившихся погодных условиях, при отсутствии современных технических средств и малочисленности инспекторского состава. И в этом обвиняют начальника охраны?
НЕ обеспечил соблюдение установленного режима и правил пожарной безопасности? Начальника охраны обвиняют в отсутствии минерализованных полос. Но минерализованные полосы это часть противопожарного разрыва и они служат в основном для пуска встречного пала либо для отжига минполосы. Верховой пожар минполосы не сдерживают! Ещё одно но: разрывы и минполосы не всегда возможно создать там, где необходимо из-за географических особенностей местности, это тоже нужно учесть, прежде чем обвинять человека. […]
Для восьми человек охраны заповедника «Денежкин Камень» на почти 79 тыс. гектарах без специальной техники нереально отследить и задержать поджигателя на территории заповедника. Но в чём вина начальника охраны, что в заповеднике такой малочисленный состав инспекции, что нет системы видеонаблюдения, современных средств и техники пожаротушения? […]
Причина привлечения к уголовной ответственности начальника охраны заповедника «Денежкин камень» видна невооружённым глазом, для кого-то нужен «козёл отпущения чужих грехов», вот и вся правда! Считаю, что в случившемся пожаре начальник охраны не виноват!
Заповедник «Денежкин камень» не горел много лет, а про это обвинители забыли или не знали? Значит, все эти годы служба охраны и начальник охраны обеспечивал хорошую охрану заповедника от пожаров и нарушителей? Если заповедник не горит несколько лет подряд, это не значит, что вокруг него нет пожаров, вывод – заповедник хорошо справлялся со своими задачами по охране своей территории от пожаров.
Прокуратура обвиняет начальника охраны «в нарушении прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства в сфере охраны природных заповедников» (цитата из постановления). Интересы каких конкретных граждан он нарушил? Виртуальных или реальных? Государство тоже не обеспечивает защиту своих интересов, так как заповедник федеральная собственность, и оно тоже виновато в том, что не оснастило свою федеральную собственность необходимыми техническими средствами для своевременного тушения пожаров и эффективной охраны установленного режима заповедника. Все заповедники ежегодно подают заявки на свои потребности, но им каждый раз напоминают, что денег на приобретение не будет, а если дадут, то небольшую часть и только на содержание!! Вот и получается, что у сильного всегда бессильный виноват – жива мораль сей басни до сих пор!
Неправильно со стороны прокуратуры Североуральска переваливать проблемы лесного хозяйства и заповедной системы России на плечи одного начальника охраны заповедника «Денежкин камень»!
Пока государство относится к заповедникам не как к национальному достоянию и федеральной собственности, до тех пор будут виноваты должностные лица в том, что они не смогли из-за отсутствия финансовых средств нанять авиалесохрану для своевременной локализации маленького очага возгорания; в том, что на деньги из личного кармана не обеспечили соблюдение установленного режима заповедника и правил пожарной безопасности, в том, что они беззащитны перед любым проверяющим и их проще всего привлечь к любой ответственности. Мы беззащитны и поэтому всегда находимся в состоянии оправдания и доказательства, что мы не виноваты, в том, что нас поджигают!»
Также стоит добавить, что уголовное дело в отношении Возьмителя – не единственная претензия в адрес руководства «Денежкиного камня». Ранее чиновники и представители МЧС обвиняли директора заповедника Анну Квашнину в том, что она отказывалась от их помощи в тушении огня, при этом трубя на весь Интернет о том, что ей нужны добровольцы, продукты питания и т.п. На это Квашнина заявила, что все дело в условиях: так, один час работы огнеборца, предоставленного властями, обходится в 295 рублей. «Вы можете провести простые подсчеты. Нанять одного человека на один день обойдется более чем в 3 тыс. рублей. Мы просто не можем себе этого позволить. А мне звонят люди и предлагают помощь. За так. Почему я не могу ее принять? Я что, должна жеманно отказываться и говорить «у нас все в порядке», - пояснила Квашнина.
Пожар в знаменитом уральском заповеднике начался в середине июля. Из-за жаркой и ветреной погоды локализовать и ликвидировать возгорание не удавалось. За месяц огонь прошел 2,8 тыс. гектаров. Самая большая площадь, которую занимал очаг горения, – 1,3 тыс. гектара. Для контроля ситуации в заповедник даже прилетал министр природных ресурсов Юрий Трутнев. В середине августа пожар был локализован. Некоторое время назад в СМИ появилась информация о том, что ущерб от пожара в заповеднике составляет порядка 18 млрд рублей.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!