После отставки управляющей округом Каблиновой, Ирина Богданович осталась единственной женщиной-министром в правительстве. И при этом отвечает за IT – сферу, в которой даже не каждый мужик разберется |
Решение губернатора Мишарина создать Министерство информационных технологий год назад стало доброй вестью для большинства продвинутых свердловчан. Но без поспешных выводов: IT-сообщество присматривалось к новой структуре, к ее первым решениям. Где-то (как в случае с назначением замминистра Зайцева) идеи министерства приветствовали, где-то (в случае с порталом госуслуг) удивлялись медлительности. «Министерство маляров», - залепил в своем блоге депутат-коммунист Альшевских. Корреспондент «URA.Ru» побывал в гостях у единственного министра-женщины нашего правительства Ирины Богданович, чтобы узнать, чем она занималась весь этот год, почему нет Wi-Fi в Белом доме, когда Мишарин сможет спокойно звонить из ивдельских лесов в резиденцию, а заодно выяснил: министр Богданович – последний оплот защиты власти от Apple.
«Говорить о том, какие задачи поставлены перед нами, я считаю, неправильно, - сразу начала разговор Ирина Богданович. – За год я так часто это повторяла, что лучше сказать, что мы сделали».
Оспаривать такой подход, как минимум, глупо.
- Уже работает портал госуслуг, - перечисляет министр. - Он расширяется: есть реальная возможность записаться на прием к нужному врачу. Но это частности. Ситуация с обеспеченностью компьютерами в области такова, что можно сколько угодно заниматься «Электронным правительством» и слышать: «Зачем вы это делаете? Компьютеров ни у кого нет». Чтобы не только быть представленными в Сети, но и давать свердловчанам возможность пользоваться новыми системами, мы просчитываем проект «Народный компьютер». Подробности рассказывать не буду – идут переговоры с производителями софта: надо выйти на приемлемую цену компьютера и программного обеспечения, чтобы это пакетное предложение было доступно большинству свердловчан.
- Это правда интересно: насколько сейчас востребовано «Электронное правительство», какой процент проникновения Интернета в области?
- Область достаточно неоднородна: Екатеринбург отличается от Большого Пелыма, а Большой Пелым от Таборов, так что многие вопросы решаются по-разному. Есть места, до которых можно долететь только на вертолете, и сейчас мы решаем вопрос с «Почтой России» об увеличении частоты полетов по доставке бандеролей, писем на север области. Понятно, что говорить о развитии Интернета третьего и четвертого поколения на этой территории можно и нужно, но реализовать это проблематично.
Я смотрю на это с другой точки зрения. Если посмотреть, сейчас любой пользователь сотовой связи может воспользоваться услугой мобильного Интернета, и с этой точки зрения доступ к сети имеет более 90% населения.
- Но есть и проблемы. Во время летних пожаров я знаю, что даже губернатор Мишарин, уехавший в северные леса, был по телефону недоступен для своей администрации.
- На этот случай надо создавать системы оперативной связи. В пятницу мы с вами столкнулись в Белом доме, я выходила с картой. Вот на ней были указаны станции, которые мы будем устанавливать для радиосвязи. Будем формировать мобильный набор базовых станций, обеспечивая надежную радиосвязь в критической ситуации.
- Но основной вашей задачей назывался портал госуслуг. С врачами ясно, а что с ГИБДД?
- Мы должны обеспечить возможность оплаты штрафов с минимальными усилиями и максимальной надежностью, чтобы вас не остановили на границе за неоплаченный штраф в ситуации, когда вы на самом деле заплатили.
- В чем сложность?
- Как правило, платежи доходят и достаточно быстро, но возникает проблема с сопоставлением платежа. Даже самые законопослушные свердловчане могут в короткий промежуток времени получить много штрафов, и система пока не может соотнести сам штраф и документы, подтверждающие его оплату. То есть не видит, что ваш платеж относится к штрафу№1, а не к штрафу №3. Эти перекрестные ссылки автомат не видит, и их вживую должен выравнивать человек.
- Не видит вообще никакая система или не видит система ГИБДД?
- Требуется определенная доработка технологии. Сейчас коллеги встречаются с представителями и ГИБДД, и казначейства для доработки.
- Вообще, насколько активно заполняется портал госуслуг?
- Мы достаточно быстро продвигались, когда речь шла о региональных услугах. Теперь работаем с муниципальными образованиями и должны заниматься написанием регламентов по оказанию муниципальных услуг. Понимаете, одна и та же услуга в разных городах области должна предоставляться одинаково качественно. К этой работе нужно подключать профильные министерства. Например, чтобы электронная очередь в детские сады во всех городах велась одинаково, нужно, чтобы соответствующий регламент был разработан в Министерстве образования.
- Но это, по сути, реформа всей власти. Вы берете на себя обязательства навести порядок почти в ста муниципалитетах.
- (улыбается) Уже не первый год идет так называемая административная реформа. И этим занимается Министерство экономики.
- У вас на столе пачка бумаг – килограмма на три с половиной. А что с электронным документооборотом?
- Решение вопроса зависит от прописанной методики прохождения документов.
- К нам в Законодательное собрание со всей страны приезжают посмотреть, как работает электронная система голосования. Не проще для исполнительной власти взять и купить электронный документооборот в другом регионе?
- Основа - все равно методическое обеспечение. Электронный документооборот – это регламент, по которому живет правительство, и хотя он схож между регионами, для того чтобы принять программу другого субъекта, нужно все равно изменить под регламент, который принят у нас. Универсальных решений не бывает: то есть база может быть, но проще написать остальное новое, чем покупать и приспосабливать.
- Еще одна ваша тема – электронный дневник.
- Это задача на двоих: для нашего министерства и Министерства образования. Для нас важнее добиться подключения школ к широкополосному доступу в Интернет. Без этого школа не сможет работать с электронным дневником, потому что сам дневник будет на серверах Министерства образования в Екатеринбурге.
Если говорить об идеальной ситуации: нужно добиться того, чтобы компьютер был на рабочем столе каждого учителя. Я обсуждала реализацию проекта с учителями в Нижнем Тагиле, в школе, где давно введены такие дневники, и они рассказывают, что трудно представить, сколько времени удалось сэкономить, перейдя на электронные носители. Ведь оценки, которые выставляет учитель, потом используются в массе отчетов по оценке эффективности. На тот случай если такой инфраструктуры нет, нам кажется разумным наличие в школе оператора, который бы вносил данные с бумаги в систему.
- ???
- Есть такие случаи, когда в школе один компьютер с доступом в Интернет. Мы считаем, что оператором может быть ученик старших классов, который при совместном финансировании со школой будет получать какую-то небольшую денежку. Это для него и возможность развиваться.
- В августе стало известно, что Минобр начал проверку программного обеспечения по электронному дневнику: есть вопросы по тому, как была выполнена работа, оплаченная бюджетом.
- Трудно дать объективную оценку качества какого-то программного обеспечения, не запустив этот продукт. Одно дело, когда проект представляет тот, кто его сделал, – сложится впечатление, что все работает. Реально надо отдавать проект операторам, чтобы они его испытали.
Что касается электронного дневника, я считаю, что все будет работать.
- Мои знакомые министры и разные чиновники уже несколько лет бьются, чтобы в Белом доме был Wi-Fi, как доказательство открытости. Почему его до сих пор нет?
- Почему нет? Вы просто подойдите в крыло поближе к Hyatt, там ловит (смеется). Но вообще, эти вопросы мы постепенно решим: важно подбирать такие базовые станции, которые будут покрывать локальную зону. Понятно, что покрыть все здание нельзя, и есть сегменты, где с точки зрения защиты информации Wi-Fi вообще недопустим.
- Вы мониторите сайты областных министерств на предмет их информационной открытости?
- Да, все критерии к сайтам описаны федеральным законом. Там указано, как органы власти должны информировать о своей деятельности.
- Но ваше министерство не предмет для подражания. Перед встречей посмотрел сайт, там, в разделе «Руководство», даже вашу биографию не найти.
- Исправим.
- Мне кажется, министерствам надо не просто соблюдать федеральный закон, а быть открытыми. Потому что соблюсти закон можно и формально, а можно раскрыть все, что подлежит публикации.
- Мне очень нравится ваш посыл. Действительно, не нужно только ссылаться на закон, мы строим открытое общество, и надо быть более открытыми, чтобы было видно, как работают чиновники, как они реагируют на обращения граждан.
- У вас есть блог?
- Формат общения в ЖЖ предполагает методичное участие в диалоге: заявив какую-то тему, поддержав ее, нужно быть онлайн много часов. Организация труда в министерстве не предполагает, что, заявив тему, я могу отвечать несколько часов подряд. Получается, я не соблюдаю правила игры.
- На мой взгляд, вы должны использовать самые передовые технологии. Какие программы используете для общения?
- Все необходимое у меня есть в телефоне. Пользуюсь аськой, шлю SMS, но проще, конечно, позвонить.
- У вас в аське все сотрудники министерства?
- Нет, не все.
- Я смотрю, у вас телефон Rover, а не iPhone. Возможна ситуация, когда чиновники будут ходить на совещания с iPad, как, например, московские единороссы?
- Я с интересом отслеживаю все решения, которые выпускает Apple, но работа с ними требует большого финансирования. Поэтому правильно сказать, что я… умеренно слежу. Это отличная техника, но у нее есть проблемы по совмещению с другими операционными системами.
В моей жизни был случай, когда директор одной известной компании рассказывал, как ему замечательно работать на технике Apple. Мы задали вопрос о сложностях с интеграцией данных, он сказал: «Нет, никаких ограничений нет». Когда мы вышли из кабинета, IT-директор честно сказал: «Конечно нет, это мои проблемы».
- Не могу не спросить: в своем блоге депутат Альшевских написал, что за год существования вашего министерства увидел лишь одну новость – о том, как вы памятник клавиатуре мыли. Можете ответить?
- (после паузы) А что тут ответить? Андрей Геннадьевич – человек занятой, у него нет времени искать новости про нас.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!