Обиду на Владимира Богданова затаил Уильям Браудер (на фото), предполагают участники рынка |
Сургут и Лянтор лихорадит третий месяц: напомним, в июне там началась подготовка к массовым акциям протеста, а 2 июля прошли митинги с участием нескольких тысяч сотрудников «Сургутнефтегаза». Самым массовым стал пикет в Сургуте, прошедший 16 июля. На улицы вышло порядка пяти тысяч человек. Среди основных пунктов резолюции, направленной на имя гендиректора «Сургутнефтегаза» Владимира Богданова, значились: изменение соотношения премиальной и гарантированной части оплаты труда - в пропорции 70% и 30%, увеличение заработной платы на 50% сейчас и на 50% в течение полугода. Кроме того, требовались дополнительные социальные гарантии для пенсионеров.
Аналитики инвестиционных компаний и представители российского бизнеса до сих пор гадают, кто же стоит за столь массовыми акциями, выводит людей на улицы, мешает спокойно жить Владимиру Богданову – генеральному директору «Сургутнефтегаза». Лидер независимого профсоюза СНГ Александр Захаркин говорит, что у работников компании просто закончилось терпение и они вышли митинговать и пикетировать самостоятельно, без внешнего влияния. Сам Владимир Богданов уже заявил, что считает инициаторами акций протеста местное отделение КПРФ. Коммунисты говорят, что лишь немного помогали митингующим в организационных вопросах.
Однако, как замечает источник «URA.Ru» в одной из ФПГ, маловероятно, что идея массового недовольства в Сургуте и Лянторе принадлежит КПРФ. Скорее всего, за акциями протеста стоят сильные бизнес-структуры, которые таким образом решили оказать влияние на руководство «Сургутнефтегаза».
Напомним, что недовольство корпоративной политикой менеджмента СНГ постоянно высказывают миноритарные акционеры этой компании: в частности, три международных фонда - Hermitage Capital Management, Firebird Management LLC и Prosperity Capital Management. Эти инвестиционные фонды владеют небольшими пакетами акций не только в «Сургутнефтегазе», однако именно корпоративное управление этой компанией вызывало их наибольшую критику. Миноритариев не устраивал размер дивидендов, недопущение их в совет директоров компании. Кроме того, с 2004 года инвестфонды судятся с менеджментом «Сургутнефтегаза», требуя погашения его казначейских акций, находящихся на балансе дочерних компаний. «Эти судебные разбирательства до сих пор не закончены», - заявил «URA.Ru» представитель Prosperity Capital Management Иван Мазалов.
Он отрицает причастность его фонда к волнениям в Сургуте. «Сейчас, конечно, можно кого угодно «подвести» под то, что это они подстрекают работников «Сургутнефтегаза». Я ничего не могу сказать, я не участник событий в Сургуте», - говорит Мазалов.
Но, по мнению участников рынка, у инвестфондов есть несколько мотивов. Во-первых, в июне этого года Владимир Богданов официально объявил, что стартовала опционная программа, утвержденная советом директоров «Сургутнефтегаза», по выкупу с рынка до 5% акций компании. Глава СНГ тогда сказал: «Мы уже начали постепенно выкупать акции на рынке. Немножко купили в мае, продолжаем сейчас. Мы пока будем их покупать в объеме, определенном собранием акционеров». Учитывая, что первые акции протеста состоялись через пару недель после заявления Богданова, можно предположить, что волнения готовились заранее и были направлены на то, чтобы заставить менеджмент СНГ начать переговоры с инвестфондами по выкупу у них акций по приемлемой для миноритариев цене.
Аналитик ИК «Антанта Капитал» Александр Блохин считает, что причастность миноритарных акционеров к митингам маловероятна: «Им проще и дешевле судиться с «Сургутнефтегазом». С другой стороны, пока в судах они так и не достигли успеха. А Иван Мазалов говорит, что «решение Prosperity Capital продать свои акции не зависит от желаний Богданова их купить. Мы можем продать свой пакет и на рынке». Тем не менее, в нескольких инвесткомпаниях не исключили, что за акциями протеста, действительно, могут стоять миноритарии.
У этой версии есть и другой поворот. В конце прошлого года у руководителя инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Уильяма Браудера, который чаще других выступал с жесткой критикой менеджмента «Сургутнефтегаза», возникли серьезные проблемы с визой, и он до сих пор не может проехать на территорию России. На рынок тогда просочилась информация, что за неприятностями Браудера стоит именно компания Богданова. Теперь аналитики не исключают, что в сургутской истории замешан инвестфонд. Представители Hermitage Capital Management заявили «URA.Ru», что не готовы комментировать ситуацию с «Сургутнефтегазом», поскольку компания по-прежнему закрыта для миноритарных акционеров.
Следующую серию расследования «URA.Ru» читайте на этой неделе.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в ХМАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Ханты, деньги, нефтевышки», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!