Авторы согласованного логотипа видят его на всех возможных углах и перекрестках. Даже на администрации Екатеринбурга |
Помимо чувства гордости за статус «главной промышленной выставки России» «Иннопром» должен дать Екатеринбургу кое-что большее – новый фирменный стиль. В оформлении бейджей, раздаточных материалах, даже в части выставочного комплекса впервые представлен логотип Екатеринбурга. Готовы и бренд-бук, и макеты конструкций колоссальных размеров. И вновь логотип города расколол горожан: в нем видят «пакмана в палкой в глотке» и оскорбление местных жителей. Подробности (в том числе визуальные) – в материале «URA.Ru».
- Екатеринбургу нужен свой логотип, символ, - с очевидным акцентом рассказывал губернатору Евгению Куйвашеву глава заявочного комитета «ЭКСПО-2020» Эрик Бугулов. – Мы подошли к тому этапу, когда это очень нужно.
Разговор проходил на стенде екатеринбургской заявки на проведение Всемирной выставки – на уличной площадке Петербургского экономического форума. Бугулов вспоминал, что еще год назад ему принесли бренд-бук на Y-burg. В русском произношении звучит оригинально - «Йо-бург», а в английском – повтор, схожую кампанию ведет южноафриканский Йоханнесбург. Его бренд уже продвигается в мировые массы. «Но если хотите - покажу», - предлагал руководитель комитета.
К моменту этой беседы разработки годичной давности уже устарели. Так же, как и споры о том, с какой буквы писать название Екатеринбурга латиницей: большинство авиакомпаний мира перешли с Yekaterinburg на Ekaterinburg, не оставляя путешественникам возможности для других вариантов. На официальном приеме в честь Дня России в посольстве нашей страны в Париже заявочный комитет оформил стенды с логотипом «E-burg».
Идея с «е» универсальна, поскольку в логотипе считывается и значок «копирайт» - защиты прав. Применять можно в любой тематике
На букву «Е» сделали ставку и авторы нового логотипа города, просившие сохранить их инкогнито. Несмотря на таинственность, подготовительную работу проделали серьезную: графическое решение их варианта должно символизировать и разницу во времени между Москвой и Уралом, и быть похожим на значок «копирайта», и на много чего еще. За минувший год они подготовили основательный бренд-бук и утверждают, что провели переговоры с первым мэром Екатеринбурга Аркадием Чернецким и третьим губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым. «Дано политическое согласие на эксперимент: на «Иннопроме» мы покажем логотип – и если реакция будет положительной, этот образ и станет основным», - рассказывал «URA.Ru» план действий один из авторов проекта.
По задумке, основные поверхности выставочного комплекса на Кольцовской трассе к 12 июля должны были быть закрыты изображениями с использованием нового логотипа. Но этого не будет: на павильонах прежняя реклама с добавленной строкой «Сегодня Иннопром-2012 – завтра ЭКСПО-2020». Логотип разместили только на бейджах и части раздаточных материалов.
«Мне никакой новый логотип Екатеринбурга не показывали», - сказал «URA.Ru» Евгений Куйвашев. При этом он признает, что графический символ городу необходим – полученная в управление территория должна иметь какое-то простое и запоминающееся обозначение, которое можно было бы демонстрировать всему миру, повышая узнаваемость.
К середине июля 2012 года у административного центра Урала есть итоги проведенного несколько лет назад общественного конкурса, а также несколько публично представленных символов, разработанных разными активистами с серьезным административным ресурсом.
Заявочный комитет ЭКСПО-2020 в своих первых рекламных роликах использовал сокращение E-kat
Первая среди них - «е» анонимных авторов, предлагающих прекратить пустые дискуссии и объединиться вокруг чего-то одного. Лучше – вокруг их предложения. Второе - «E-burg» заявочного комитета, который одновременно раскручивает логотип «ЭКСПО-2020». Также есть «EKБ», выпущенное в виде наклеек, повторяющих сокращенное написание Нью-Йорка, и «Екат», используемый Уральской горно-металлургической компанией для девелоперского проекта «Сити».
«Основной спор, - говорит Эрик Бугулов, - между двумя вариантами. «Ебург» – популярный в городе, но имеющий двоякое значение, и «Екат» – популярный среди приезжих, благозвучный, но не распространенный среди самих уральцев». Корреспондент «URA.Ru», присутствовавший при этом разговоре, рассказал, что есть и предложение «ЕКБ», исходящее от самих горожан. «ЕКБ» - лучше», - признал Евгений Куйвашев.
Редактор авторитетного специализированного портала об индустрии рекламы AdMe.ru Ксения Лукичева (сама живет в Казани) иного мнения - ей больше нравится «Ебург»: «Я еще ни разу не слышала от жителей Екатеринбурга ни «ЕКБ» (привет, СПБ), ни «Екат». Но с «Ебургом» возникает вопрос с ассоциациями из ряда обсценной лексики. И тут надо думать, насколько это важно, среди каких именно социальных слоев планируется это позиционирование. В среде инвесторов и бизнесменов вряд ли «прокатит» «Ебург», а вот в среде молодых и энергичных – безусловно».
У сторонников «ЕКБ» свои аргументы. Директор Института развития и модернизации общественных связей (ИРМОС) Евгений Потапов, выпустивший наклейки с этим сокращением, называет его «историческим, лаконичным, логичным и удачным сокращением и обозначением Екатеринбурга». «Отличная фоносемантика, преемственность и заметность. Вот когда я решал, как назвать свой блог о фотографии в городе, назвал «Фотоекб», и все. И масса еще схожих названий, с екб, появившихся раньше и гораздо раньше.
Но на приеме в День России уже украшал стены более провокационный «E-burg»
Это используется и в доменах, и в названиях, и в никах в соцсетях. На Инстаграме тэгом #ekb отмечено 3970 фотографий, #eburg — 132 фотографии, #ekat — 48, #e-burg и#e-kat — ни одной. В Гугле поиск по тегу #ekb дает 16200 результатов, #eburg — 620, #e-kat — 2. Ну и в Твиттере можно просто сравнить, сколько сообщений идут с тэгом #ekb и сколько с другими. Там разница — порядки в пользу ekb. По-моему, многие горожане уже отдали предпочтение ekb, и зачем изобретать всякие «e-kat»-ы — непонятно. Разве что в личных корыстных целях». У Потапова есть и иные доказательства популярности сокращения: он начал выпуск наклеек и был поддержан бизнесом - отель «Вознесенский» напечатал аналогичный тираж магнитиков. Значит, сработало!
Правда, как должен выглядеть символ Екатеринбурга, эксперты спорят. Потапов говорит, что новый логотип разрабатывала компания «Формика». «Из того что предложено: логотип «Формики» — это издевательство над городом и горожанами, обвели силуэт Пакмана из культовой игрушки компьютерной и выдают за работу, - указывает Евгений Потапов. - «Формика» вообще несколько дискредитировала себя за прошедшие «Иннопромы», и я бы гнал их поганой метлой от всего, что связано с брендингом Екатеринбурга. Они зарабатывают деньги, качают бюджетные ресурсы, а нам тут жить. Их коллега Максимов уже покинул область и город, а они еще стригут купоны. Бренд, предложенный заявочным комитетом, — из той же серии. Сейчас они предлагают «e-burg», в одном из первых промо-роликов у них был «e-kat». Людям из комитета что «е-кат», что «е-бург» равнобедренно. Что в голову пришло, то и засандалили. Кроме этого, де-факто городская общественность лишена возможности влиять на буйное творчество заявочного комитета, а там работают не на город, не на жителей, а на узкий круг лиц, в общем, на чиновничество».
Сами горожане чаще используют сокращение «ЕКБ». Правда, красивого графического образа у него нет – приходится копировать с Нью-Йорка
Ксения Лукичева тоже сравнивает «е» с «пакманом»: «Это пакман, которому в глотку засунули гнутую палку». «Екатеринбург - это уникальный город, непохожий ни на один другой. Он живой, свободный, молодой, очень красивый и сам по себе. Но ни жизни, ни свободы, ни вот этой "самости" я не вижу ни в одном из логотипов. Плоско, уныло и давно уже было», - говорит эксперт.
Редактор AdMe.Ru уверена, что сделать красивый логотип можно только на закрытом конкурсе: «Власти сначала устраивают конкурс (бесплатный) среди не пойми кого, а потом выбирают среди получившегося не пойми чего. Эту работу должны выполнять профессионалы и за деньги - только тогда на них будет груз ответственности и понимание происходящего». И уже в этом вопросе возникает конфликт. Евгений Потапов советует снова объявить народный конкурс: «Запустить общественную дискуссию, организовать открытый конкурс, просто предоставить площадку — просто же все. Само проведение конкурса будет почти годовым шоу, мобилизующим креативный класс, втягивающим горожан в обсуждение стратегии развития города».
Две точки зрения одинаково популярны у городской общественности и не имеют поля для выработки консенсуса. «Поэтому не нужно спорить и обсуждать. Надо объединяться вокруг одного варианта. «Е» - самый компромиссный, - говорят авторы этого логотипа. – Пусть будет хоть что-то – вместо бесконечных споров о том, как надо, и обязательной ящерки на логотипе». Авторский коллектив заверяет в отсутствии в своих действиях финансового умысла и обещает прорабатывать логотип дальше, углубляя образ, но при условии немедленной поддержки уже нарисованного.
Призер «Каннских львов», рекламщик Евгений Примаченко вообще считает более важным другой конфликт: «24 года я жил в городе, из которого мечтали смотаться большинство моих знакомых. У нас до сих пор нормально считать Екатеринбург временным периодом, передаточным звеном перед настоящей жизнью, скажем, в Москве. Быть патриотом Екатеринбурга – кажется, всё равно что быть сумасшедшим. Ну, смешным, по крайней мере, – точно. Это же смешно ходить на матчи Урала и смотреть, как он вдувает «Содовику» из Стерлитамака, смешно жаловаться на наши дороги или грязь на улице.
Всех обхитрила мэрия Екатеринбурга. Формально согласовав предложение с буквой «е», за два дня до «Иннопрома» администрация устроила открытое голосование, выставив более импозантные символы
Люди не хотят любить город, во многом, как мне кажется, потому, что не понимают его. А тех, кто понимает, настолько мало, что им очень тяжело донести эту свою «странную» любовь до всех абсолютно. Я всегда любил Екатеринбург, и мне повезло работать там в самом уралолюбящем коллективе, что только можно представить. И я никогда не думал о переезде. Просто случилось предложение, от которого трудно отказаться.
И вот теперь я живу в Амстердаме, работаю в американском агентстве, собравшем в себе людей 35 разных национальностей. Знакомство с ними происходит одинаково:
-Ты откуда?
-Я из России.
-Из Москвы?
-Нет, я из Екатеринбурга.
-Это что такое?
Абсолютно никто из людей, которых я встретил за почти полгода работы здесь, не знает нашего города. И я убежден, что это факт очень сильно связан с тем, что мы, находясь в Екатеринбурге, сами-то его не любим и не понимаем – круговая порука. Нет регионального самосознания.
Поэтому обсуждать логотипы, как лучше говорить, «ЕКБ» или Ё-Бург, как правильно писать Ekaterinburg или Yekaterinburg, – это легко, но смысла я в этом не вижу. Вопрос не в том, что нам надо нарисовать. Гораздо важнее – что мы хотим с вами сказать? Городу нужна хорошая, тщательная работа по внутреннему бренду для начала. А уже потом можно выходить на Запад. И я убежден, если за брендом города будут стоять люди, действительно любящие и понимающие его, у нас получится. И уже не нужно будет учить иностранцев произносить наше имя как: «Yeah Cat Earring Burg».
Ксения Лукичева останавливает власти от одного: не надо рисовать логотип ради логотипа.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Хотите знать все, что происходит в вашем городе? Подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил»!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!