«Выборы возвращаются в каменный век». Мостовщиков хватается за голову, Захаров слегка обеспокоен, в резиденции надеются на лучшее
Новое контрактное законодательство разрушит избирательную систему и превратит кампании в сплошной скандал. Как бы не ударило по Куйвашеву
Размер текста
-
17
+
Властные элиты ждут решения Центризбиркома и Госдумы. Пока все очень плохо: вертикаль избиркомов, построенная Владимиром Мостовщиковым, может рухнуть
Принятый в прошлом году федеральный закон № 44-ФЗ, призванный еще больше приструнить расточительных чиновников, поверг в оцепенение профессионалов избирательного дела. Если законодатель срочно не вмешается, территориальные избирательные комиссии лишатся статуса юридических лиц. Госдума и Центризбирком при этом не слишком озабочены последствиями, ТИКи же откровенно нервничают и уже несколько недель ждут разъяснений. Если их не будет, уверены эксперты, изменения в антикоррупционном законодательстве вернут выборную систему в каменный век, вымоют из нее настоящих профессионалов и не только не сэкономят, а наоборот, потребуют колоссальных вливаний бюджетных средств. Как в руках Владимира Чурова оказалась судьба всей политической системы страны, о чем сокрушается Владимир Мостовщиков и причем тут выборы Евгения Куйвашева — читайте в материале «URA.Ru».
Территориальные избирательные комиссии (ТИК) Свердловской области начали получать статус юридического лица еще с 2002 года — на сегодня его имеют 69 из 80-ти теризбиркомов. Тогда 12 лет назад Средний Урал оказался в некотором роде пионером, а потому работающая в регионе система была взята Центризбиркомом за образец, который внедрили еще в десятках субъектов Федерации. Сегодня тот же самый ЦИК обсуждает возможность лишения ТИКов статуса юридического лица — существовать им в этом виде не позволяет новый закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а точнее, отдельные его требования, регламентирующие саму процедуру закупки госучреждением товаров и услуг.
«С 1 января 44-й закон о закупках вступил в силу, и он не позволяет ТИКам осуществлять эти самые закупки, так что комиссия даже услуги бухгалтера не сможет теперь покупать, — разъяснил „URA.Ru“ текущие сложности зампредседателя облизбиркома Сергей Красноперов. -ТИКи должны размещать план-график, работать на электронной площадке, а значит, вынуждены иметь соответствующих квалифицированных специалистов, а таких возможностей у нас нет, равно как и нет возможности каждого члена нынешнего ТИКа обучить работе с госзакупками. Надежда на то, что законодатель прислушается, проанализирует и сделает так, чтобы избирательные комиссии были включены хотя бы частично в исключения 44-го закона, как это сегодня уже есть для отдельных учреждений культуры, например». В избирательный процесс, уверен Красноперов, никаких серьезных изменений это не внесет, а только отвлечет избирком от прямых обязанностей, добавив больше бумажной работы.
К слову, на выборах мэра Верхнего Тагила в феврале этого года и довыборах в Гордуму Ивделя госконтракты на проведение и сопровождение компаний были проведены еще в прошлом году по закону № 94-ФЗ и, как предполагают в облизбиркоме, с ними трудностей не возникнет. Дальше — полный туман.
Аргументация, которую отдельные члены Центризбиркома используют в пользу лишения ТИКов статуса юрлица, проста: отказ от круглогодичного финансирования комиссий позволит сэкономить бюджетные средства. Пускай сегодня в штате ТИКа в той же Свердловской области состоит лишь председатель, утверждают они, на поддержание работы комиссии необходимы определенные средства: на аренду помещения, обеспечение работы (закупку канцтоваров, бухучет и т.д.) и на зарплату руководителю. В общем набегает немало, при этом выборы проходят не так уже часто. Все остальное время деньги фактически тратятся впустую.
Избирательная комиссия Екатеринбурга до 2009 года не была юридическим лицом. Получение этого статуса позволило усовершенствовать систему работы на выборах и, что немаловажно, в период между кампаниями.
«У нас в комиссии только председатель и секретарь числятся в штате, остальные заняты на разных местах и должностях, кто на заводе, кто в учреждениях, — напоминает председатель горизбиркома Илья Захаров. — Если мы на освобожденной основе работаем, то полностью погружены в избирательный процесс и его изменения, поддерживаем квалификацию, следим за новостями законодательства. Когда намечаются выборы, все остальные члены избиркома собираются, и мы с секретарем доносим до них последние новшества и нюансы. Понятно, что сейчас идет активная оптимизация расходов в кризис. Но вот распустят комиссию как юрлицо, и люди, включая председателя, должны будут искать себе какое-то место работы, что для отдельных членов комиссии будет трудно сделать из-за возраста. А потом вдруг возникнут какие-нибудь выборы дополнительные или досрочные — нужно снова будет созывать комиссию, и далеко не факт, что те же самые люди, ставшие профессионалами в выборах, снова откликнутся и оторвутся от производства на довольно длительный срок».
Самому Захарову безработица, впрочем, не грозит. Избирательная комиссия МО «Екатеринбург» останется юрлицом, она стоит между облизбиркомом и ТИКами, проводящими выборы в 7 районах Екатеринбурга.
Одним из возможных выходов, в случае если законодатели и ЦИК так ничего и не предпримут, эксперты из избиркомов видят перевод председателей ТИКов, замещающих должности госслужащих, в аппарат облизбиркома.
«Мы вернемся в каменный век, — не сомневается один из признанных авторитетов отечественной избирательной системы, экс-председатель свердловского облизбиркома, а ныне зампредседателя Уставного суда Свердловской области Владимир Мостовщиков. — Раньше при назначении какой-либо кампании формировалась система избирательных комиссий, и они, собранные из любителей, из тех, кто говорил: „Я про эти ваши выборА знаю лучше вас всех“. После профессионализации процесса возникла преемственность. Динамика избирательного законодательства активная, изменения раз в полгода точно происходят — а кто будет аккумулировать, обобщать, изучать, если не будет этих профессионалов на постоянном месте? Никто. Пострадает организация процесса, что приведет к конфликтам, скандалам».
Сегодня система ТИКов образована не только, чтобы проводить областные и федеральные выборы. На эти комиссии по инициативе местных Дум возложены полномочия муниципальных комиссий, своего рода добровольное согласие не создавать дополнительную комиссию по муниципальным выборам. Это разумный шаг. Сейчас председатель терризбиркома не является госслужащим, а если мы переведем их в аппарат облизбиркома, у муниципалитетов появится опасение, что организовывать местные выборы будет не независимый с точки зрения социальной принадлежности председатель избиркома, а сотрудник аппарата облизбиркома с разной степенью зависимости. Нервное навпряжение на местах возрастет.
В своем время присвоение ТИКам статуса юридического лица, как считают отдельные эксперты, позволило облизбиркому Мостовщикова и губернатору Эдуарду Росселю выстроить прочную вертикаль и активно и эффективно влиять на выборный процесс и, к чему лукавить, на его результаты. Поэтому сейчас политическое сообщество заговорило о том, что лишение ТИКов прежнего статуса может повлечь самые невероятные последствия, в том числе и для верхушки этой самой вертикали в области. Схема, которую рисуют скептики, кажется логичной: ТИКи лишаются профессионалов, выборы обслуживают самые невероятные «набранные по объявлениям» личности, местные комиссии больше не испытывают пиетета к своего областному начальству, в результате во власть попадают самые непонятные депутаты, которые чуть позже должны будут обеспечить благополучное прохождение муниципального фильтра кандидату в губернаторы. В этой логике риск для нынешнего губернатора Евгения Куйвашева становится вполне очевидным: риск быть отсеянным еще на стадии подготовки к регистрации велик. Сама кампания, напомним, состоится в 2017 году или ранее, если глава региона решится на досрочные перевыборы.
Представители администрации губернатора, впрочем, пока отмахиваются и уверенно с улыбкой заявляют: «Ну, неужели он не преодолеет крошечного барьера? Все-таки это даже не 50%», говорит знакомый чиновник. По их мнению, разрушение действующей системы работы ТИКов скорее приведет к тому, что «нынешняя определенная финансовая самостоятельность избиркомов уменьшится, и люди, работающие сегодня в комиссиях как назависимые профессионалы, попадут под влияние мест, куда вынуждены будут пойти работать».
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Принятый в прошлом году федеральный закон № 44-ФЗ, призванный еще больше приструнить расточительных чиновников, поверг в оцепенение профессионалов избирательного дела. Если законодатель срочно не вмешается, территориальные избирательные комиссии лишатся статуса юридических лиц. Госдума и Центризбирком при этом не слишком озабочены последствиями, ТИКи же откровенно нервничают и уже несколько недель ждут разъяснений. Если их не будет, уверены эксперты, изменения в антикоррупционном законодательстве вернут выборную систему в каменный век, вымоют из нее настоящих профессионалов и не только не сэкономят, а наоборот, потребуют колоссальных вливаний бюджетных средств. Как в руках Владимира Чурова оказалась судьба всей политической системы страны, о чем сокрушается Владимир Мостовщиков и причем тут выборы Евгения Куйвашева — читайте в материале «URA.Ru». Территориальные избирательные комиссии (ТИК) Свердловской области начали получать статус юридического лица еще с 2002 года — на сегодня его имеют 69 из 80-ти теризбиркомов. Тогда 12 лет назад Средний Урал оказался в некотором роде пионером, а потому работающая в регионе система была взята Центризбиркомом за образец, который внедрили еще в десятках субъектов Федерации. Сегодня тот же самый ЦИК обсуждает возможность лишения ТИКов статуса юридического лица — существовать им в этом виде не позволяет новый закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а точнее, отдельные его требования, регламентирующие саму процедуру закупки госучреждением товаров и услуг. «С 1 января 44-й закон о закупках вступил в силу, и он не позволяет ТИКам осуществлять эти самые закупки, так что комиссия даже услуги бухгалтера не сможет теперь покупать, — разъяснил „URA.Ru“ текущие сложности зампредседателя облизбиркома Сергей Красноперов. -ТИКи должны размещать план-график, работать на электронной площадке, а значит, вынуждены иметь соответствующих квалифицированных специалистов, а таких возможностей у нас нет, равно как и нет возможности каждого члена нынешнего ТИКа обучить работе с госзакупками. Надежда на то, что законодатель прислушается, проанализирует и сделает так, чтобы избирательные комиссии были включены хотя бы частично в исключения 44-го закона, как это сегодня уже есть для отдельных учреждений культуры, например». В избирательный процесс, уверен Красноперов, никаких серьезных изменений это не внесет, а только отвлечет избирком от прямых обязанностей, добавив больше бумажной работы. К слову, на выборах мэра Верхнего Тагила в феврале этого года и довыборах в Гордуму Ивделя госконтракты на проведение и сопровождение компаний были проведены еще в прошлом году по закону № 94-ФЗ и, как предполагают в облизбиркоме, с ними трудностей не возникнет. Дальше — полный туман. Аргументация, которую отдельные члены Центризбиркома используют в пользу лишения ТИКов статуса юрлица, проста: отказ от круглогодичного финансирования комиссий позволит сэкономить бюджетные средства. Пускай сегодня в штате ТИКа в той же Свердловской области состоит лишь председатель, утверждают они, на поддержание работы комиссии необходимы определенные средства: на аренду помещения, обеспечение работы (закупку канцтоваров, бухучет и т.д.) и на зарплату руководителю. В общем набегает немало, при этом выборы проходят не так уже часто. Все остальное время деньги фактически тратятся впустую. Избирательная комиссия Екатеринбурга до 2009 года не была юридическим лицом. Получение этого статуса позволило усовершенствовать систему работы на выборах и, что немаловажно, в период между кампаниями. «У нас в комиссии только председатель и секретарь числятся в штате, остальные заняты на разных местах и должностях, кто на заводе, кто в учреждениях, — напоминает председатель горизбиркома Илья Захаров. — Если мы на освобожденной основе работаем, то полностью погружены в избирательный процесс и его изменения, поддерживаем квалификацию, следим за новостями законодательства. Когда намечаются выборы, все остальные члены избиркома собираются, и мы с секретарем доносим до них последние новшества и нюансы. Понятно, что сейчас идет активная оптимизация расходов в кризис. Но вот распустят комиссию как юрлицо, и люди, включая председателя, должны будут искать себе какое-то место работы, что для отдельных членов комиссии будет трудно сделать из-за возраста. А потом вдруг возникнут какие-нибудь выборы дополнительные или досрочные — нужно снова будет созывать комиссию, и далеко не факт, что те же самые люди, ставшие профессионалами в выборах, снова откликнутся и оторвутся от производства на довольно длительный срок». Самому Захарову безработица, впрочем, не грозит. Избирательная комиссия МО «Екатеринбург» останется юрлицом, она стоит между облизбиркомом и ТИКами, проводящими выборы в 7 районах Екатеринбурга. Одним из возможных выходов, в случае если законодатели и ЦИК так ничего и не предпримут, эксперты из избиркомов видят перевод председателей ТИКов, замещающих должности госслужащих, в аппарат облизбиркома. «Мы вернемся в каменный век, — не сомневается один из признанных авторитетов отечественной избирательной системы, экс-председатель свердловского облизбиркома, а ныне зампредседателя Уставного суда Свердловской области Владимир Мостовщиков. — Раньше при назначении какой-либо кампании формировалась система избирательных комиссий, и они, собранные из любителей, из тех, кто говорил: „Я про эти ваши выборА знаю лучше вас всех“. После профессионализации процесса возникла преемственность. Динамика избирательного законодательства активная, изменения раз в полгода точно происходят — а кто будет аккумулировать, обобщать, изучать, если не будет этих профессионалов на постоянном месте? Никто. Пострадает организация процесса, что приведет к конфликтам, скандалам». Сегодня система ТИКов образована не только, чтобы проводить областные и федеральные выборы. На эти комиссии по инициативе местных Дум возложены полномочия муниципальных комиссий, своего рода добровольное согласие не создавать дополнительную комиссию по муниципальным выборам. Это разумный шаг. Сейчас председатель терризбиркома не является госслужащим, а если мы переведем их в аппарат облизбиркома, у муниципалитетов появится опасение, что организовывать местные выборы будет не независимый с точки зрения социальной принадлежности председатель избиркома, а сотрудник аппарата облизбиркома с разной степенью зависимости. Нервное навпряжение на местах возрастет. В своем время присвоение ТИКам статуса юридического лица, как считают отдельные эксперты, позволило облизбиркому Мостовщикова и губернатору Эдуарду Росселю выстроить прочную вертикаль и активно и эффективно влиять на выборный процесс и, к чему лукавить, на его результаты. Поэтому сейчас политическое сообщество заговорило о том, что лишение ТИКов прежнего статуса может повлечь самые невероятные последствия, в том числе и для верхушки этой самой вертикали в области. Схема, которую рисуют скептики, кажется логичной: ТИКи лишаются профессионалов, выборы обслуживают самые невероятные «набранные по объявлениям» личности, местные комиссии больше не испытывают пиетета к своего областному начальству, в результате во власть попадают самые непонятные депутаты, которые чуть позже должны будут обеспечить благополучное прохождение муниципального фильтра кандидату в губернаторы. В этой логике риск для нынешнего губернатора Евгения Куйвашева становится вполне очевидным: риск быть отсеянным еще на стадии подготовки к регистрации велик. Сама кампания, напомним, состоится в 2017 году или ранее, если глава региона решится на досрочные перевыборы. Представители администрации губернатора, впрочем, пока отмахиваются и уверенно с улыбкой заявляют: «Ну, неужели он не преодолеет крошечного барьера? Все-таки это даже не 50%», говорит знакомый чиновник. По их мнению, разрушение действующей системы работы ТИКов скорее приведет к тому, что «нынешняя определенная финансовая самостоятельность избиркомов уменьшится, и люди, работающие сегодня в комиссиях как назависимые профессионалы, попадут под влияние мест, куда вынуждены будут пойти работать».