«Мы хотим знать, что происходит на важных предприятиях»

После встречи с уральскими бизнесменами, статс-секретарь Минпрома России раскрывает все карты

Размер текста
-
17
+
Наумов (справа) опроверг слухи о своем желании стать губернатором одного из субъектов УрФО
Визит заместителя Министра промышленности и торговли России в Екатеринбург оказался более значимым, чем ожидалось. Вместо стандартного бюрократического сбора, уральские промышленники получили пищу для размышлений: через 6 лет в России не будет моногородов, а Москва готова менять свои программы под конкретные предложения регионалов. Это стало неожиданностью, и «URA.Ru» решило расспросить замминистра Станислава Наумова, что он думает об услышанном от металлургов и машиностроителей. О просьбах УГМК, ММК, ЧЦЗ, вопросах к свердловским властям, отсутствии помощи предприятиям из правительственного списка, бунтах в моногородах и верны ли слухи о его губернаторских амбициях – читайте в интервью нашему агентству.
 
- Какой получилась эта командировка?
 
- Она была полезной по обоим направлениям работы нашего ведомства – и как Министерства промышленности, и как Министерства торговли. А до обеда я еще успел заскочить на научную конференцию в Уральском госуниверситете, но это уже из области личного.  
 

«Претензий к свердловскому правительству в этой связи у нас не было и, надеюсь, не будет»
Очень интересной получилась встреча с руководителями подразделений промышленных предприятий, отвечающих за работу с персоналом, за кадровую политику. Мы обнаружили разрывы, связанные с профессиональной переподготовкой, опережающей возможное сокращение существующих рабочих мест. Уже послезавтра (беседа состоялась в субботу, 21 марта. – Прим. ред.) в письме на имя вице-премьера Александра Жукова мы предложим увеличить во втором полугодии финансовый норматив на одно «учебное место», включить в число направлений прохождение разного рода курсов по линии технадзора и ЧС, успешное обучение новым специальностям вполне может допускать последующий уход человека с того предприятия, на котором он это обучение прошел.   Раз уж предприятия перешли в отношениях с трудовыми коллективами на принципиально новую модель занятости (от заказа до заказа), то и возможности переобучения должны выйти за рамки вчерашних подходов к общению с безработными на бирже труда.
 
- Кто на чем настаивал в большей степени?
 
- Челябинский цинковый завод предложил рассмотреть возможность объединения части расходов региональных программ с расходами предприятий по программам, проходящим по линии Ростехнадзора, с программами ведомств, в сфере ведения которых также есть вопросы безопасности. Появление нового источника софинансирования и, стало быть, возникновение новых кураторов должно привести к изменениям и в содержательное наполнении таких программ. По мнению самих предприятий в прежние времена, оно носило сугубо формальный характер.
 
Представители Уральской горно-металлургической компании указали на возможность нового подхода в работе служб занятости, чтобы они дали заводам больше свободы в кадровой политике, разрешили «командировать» своих рабочих на другие предприятия в рамках города, а может быть, это я уже сейчас от себя предполагаю, на предприятия в других городах внутри своей или аналогичной компании.
 
 
В российском Минпроме уверены, чтообещанные бунты в моногородах не состоятся – мэры и директора заводов смогут успокоить население
 
В более широком масштабе речь идет о разработке новых профессиональных и образовательных стандартов под те специальности, что будут востребованы после кризиса. Об этом говорил, например, представитель Магнитогорского меткомбината Александр Маструев. Если я его правильно понял, надо, чтобы выпускники вузов, начиная с 2010 года, сумели бы работать на разных с технологической точки зрения производствах одного предприятия. Соответственно, надо вместе с вузами обсуждать изменения в образовательных стандартах.
 
Перечислять остальные предложения в интервью, пожалуй, что нет смысла. По итогам совещания появится протокольное поручение. Мы его опубликуем. Но хотел бы особо подчеркнуть, что все ответы на таких совещаниях сразу не выдаются.
 
- Вам приписывают заявление о том, что свердловские власти вновь не сдали полный пакет документов на получение средств на программу по борьбе с безработицей.
 
- Насколько я понимаю, на встрече были не только металлурги, но и машиностроители, входящие в ГК Ростехнологии, или же просто предприятия, входящие в структуры Союза машиностроителей России. По их инициативе мы разработали проект своей ведомственной целевой программы повышения квалификации. На них же мы во многом ориентируемся и в согласовании мероприятий региональной программы по рынкам труда. Нас попросили пояснить, почему у некоторых уральских предприятий произошла задержка с получением средств по региональной программе. Ситуация такая: еще осенью прошлого года мы с председателем областного правительства обсуждали необходимость принятия такой программы, и я был инициатором того, чтобы ситуация в Свердловской области рассматривалась на комиссии вице-премьера Александра Жукова в числе первых. Власти Свердловской области подготовили свою программу раньше других, когда не было никаких образцов, они выступили пионерами. В программе были недочеты, и пока они устранялись, свои программы сдали другие регионы, научившиеся в том числе и на опыте Свердловской области.
 
 
Оказалось, что список предприятий, которые правительство Владимира Путина считает важными для экономики, - это не перечень тех, кому окажут финансовую помощь. Попал в список – значит, Москва хочет знать, что у тебя происходит
 
Программа утверждена, но в отношении вариантов ее реализации есть возможность корректировок. Получить средства на переобучение персонала можно двумя способами, в Свердловской области решили выдавать их на конкурсной основе. Так надежнее, но дольше. Мы считаем, что этот процесс можно будет ускорить, давая деньги предприятиям напрямую. Я в пятницу говорил с Виктором Анатольевичем Кошкаровым. Претензий к свердловскому правительству в этой связи у нас не было и, надеюсь, не будет.
 
- В ходе визита было и интересное заявление о судьбе моногородов, которых в 2015 году России скоро не будет.
 
- В отношении металлургических моногородов год взят не с потолка, и не потому, что отрасль оказалась в сложной ситуации, а мы ровно на 8 лет вперед испытываем то ли безудержный пессимизм, то ли лучезарный оптимизм. Это прогноз, составленный еще в 2006-2007 годах. Существует стратегия развития металлургической отрасли России до 2015 года, и согласно ей к этому времени феномен моногородов должен сойти на нет. Перемены основываются на том, что сам облик металлургии будет меняться, прежде всего, за счет повышения эффективности производств, изменения структуры рабочих мест. Смотрите, запуск Стана-5000 на ММК позволит комбинату получать более дорогостоящие заказы, чем в предыдущие годы, поскольку новый прокат – продукция более высокого передела. Но изменилась технология, теперь речь идет о другом количестве сотрудников, намного меньшем.
 
Каждый год в соответствии с докризисными планами предприятий в результате ввода новых мощностей и вывода устаревших, неэффективных, количество рабочих мест должно было меняться в пределах 20 тысяч на всю отрасль. Но реализация планов по вводу мощностей в отрасли означает, что рабочие места где-то появятся. Здесь же на заводе, или в металлургии же, но в каком-то другом регионе. Надо сейчас, пользуясь моментом, когда переобучение стало актуальным, сконцентрироваться на  обеспечении этих процессов. Поэтому мы говорим региональным властям: «Коллеги, давайте начнем вместе с вами  рассматривать эту программу более широко», потому что привычной ситуации, когда в 50-ти тысячном городе на металлургическом предприятии работает 8-10 тыс. человек, скоро не будет безотносительно к кризисным явлениям.
 
Кстати, если поизучать вопрос повнимательней, то окажется, что одновременно с повышением производительности труда нас ждут те или иные значимые для городов демографические изменения, которые тоже никто не остановит на восьмилетнем отрезке. Стоит только сопоставить две эти траектории, и окажется, что нужно уже сегодня начинать переподготовку людей, занятых в металлургическом производстве.
 
- Министерство промышленности рассматривает ситуацию на предприятиях, попавших в правительственный список важных. Многие ждали реальной помощи от государства, и сейчас жалуются на то, что за три месяца ее так и нет. Хотя все предприятия рассмотрены на заседаниях в вашем министерстве.
 
- Абсолютно нормальное мнение.  Если кто-то обещал за попадание в список какие-то мгновенные преференции – то все вопросы к нему. Составленный нами список – это как объявление: «Мы хотим знать, что у вас происходит. Давайте посмотрим ваши планы развития, планы по выходу из кризиса, дадим совместную оценку перспективам спроса». Подтвердим ранее взятые государством обязательства по поддержке ваших перспективных инвестиционных проектов. Министерство всегда работало с крупными металлургическими холдингами, но по их статистике отследить и оценить можно было далеко не все в отрасли.  Поэтому мы расширили круг обзора.
 
 
«Нас попросили дать возможность горожанам покупать продукты с уличных прилавков. В нынешней ситуации это тоже актуально»
 
Если кто-то думал, что попавшие в список сходу попадут к какому-то котлу со сладкой манной кашей, и начнется раздача среди подошедших, он ошибался. И в своем понимании реальной помощи со стороны государства и в восприятии себя как предпринимателя. «Помогать» путем компенсаций ваших личных убытков мы не будем. Министерство с удовольствием помогает предприятиям, у которых есть необходимые нам проекты по выпуску новой продукции в переговорах с банками, убеждая банкиров, что риски по кредитам для заводов, вошедших в список, вполне приемлемые. В дополнение к этому мы по существующим кредитам субсидируем процентную ставку.
 
Если кому-то кажется, что работа ведется не на всех уровнях – можно по аналогичным спискам активизировать диалоги и в регионах. Допустим, ваши бизнесмены считают, что их в регионе в упор не слышат, пусть обращаются в свое областное общественное объединение, там передадут свои выводы в общероссийские структуры, а оттуда – нам. Путь не прямой, но он позволяет избежать ненужных конфликтов между уровнями власти из-за бизнес-ситуаций. Вместе с субъектами федерации мы сумеем принять взвешенное и отраслевое и территориальное решение.
 
- Вы сказали о желании государства изучить планы развития металлургической отрасли. Между тем, на рынке обсуждается желание государства вернуть себе контроль над металлургией, которая реально принадлежит в основном частным инвесторам.
 
- Это БСК (бред сивой кобылы). Сегодня наибольшее желание в отношении появления государства в металлургии испытывают отдельные владельцы предприятий, которые хотят, чтобы государство выкупило часть их акций по предложенной ими цене, взяло на себя часть их рисков по управлению ими же все тем же бизнесом. При нынешней неопределенности спроса на внешнем контуре государство заинтересовано в подобных приобретениях в последнюю очередь. Наша задача при наличии внутреннего спроса на металлопродукцию снизить вероятность встречи потребителя с примерами завышенной цены и невысокого качества.
 
- Если вернуться к моногородам, интересное мнение о них высказал Глеб Павловский. Иностранные журналисты вообще ждут от моногородов начала бунтов и революций в стране.
 
- Пусть политическую борьбу комментируют политологи на зарплатах, я не хочу утомлять вас подобными рассуждениями вслух. Моя любимая политика – промышленная.
                                                                 
- Но как сотрудник Министерства вы знаете ситуацию в моногородах. Там стоит ждать бунтов?
 
- Немотивированные разговоры в подобном ключе опасны только одним – частое повторение острой версии сделает ее скучной, из-за чего прорицатели начнут вскоре с тоскою думать, а почему бы не ускорить переход к новой фазе комментариев – ну и как оно все якобы происходит. С моей точки зрения, главы моногородов должны быть достаточно профессиональны как управленцы, чтобы вовремя и мягко реагировать на отдельные акции протеста, поскольку у них есть базовый кредит доверия горожан, избравших их на выборах, есть выстроенные отношения с представительными органами власти которые могут быть коллективными противовесами ошибкам отдельных чиновников. На это и могут рассчитывать промышленные предприятия, из-за экономических трудностей которых якобы может повыситься уровень социальных рисков на той или иной территории. В политическом же плане я рассчитываю на потенциал отделений как минимум «Единой России». А то, что авторы соответствующих материалов в западных СМИ не в состоянии увидеть Россию такой, какая она есть на самом деле – в этом лично для меня уже давно нет ничего любопытного.
 
- На выборах 1 марта в двух моногородах Свердловской области мэрами избрали кандидатов, выступавших с резкой критикой градообразующих предприятий. Это можно воспринимать, как какой-то тревожный знак?
 
- Вашу внутриполитическую ситуацию комментировать не буду. Если рассматривать ситуацию без привязки к региону, то градообразующее предприятие дает территории максимальное количество рабочих мест, наибольшие налоги, зачастую предоставляет услуги ЖКХ. И в такой ситуации, первое, что будут делать новые главы городов – встречаться с директорами предприятий, и обсуждать дальнейшую совместную работу. Конкурировать им не за что и не в чем. Более того, сегодня мэры должны быть рады, что из-за кризиса отличные кадры, в подготовку которых тратились значительные суммы, могут перейти на работу с промпредприятий в муниципальные предприятия.
 
- Помимо промышленных вопросов, в Екатеринбурге вы обсуждали и ситуацию в торговле.
 
- Мы смогли встретиться не только с екатеринбургскими бизнесменами, но и, поскольку, в Екатеринбурге работает представитель нашего министерства по Уралу, на встрече были и тюменцы, и уфимцы. Обсуждалось внесение изменений в закон «О розничных рынках». Было высказано множество интересных предложений: например, поддерживать не только стационарную торговлю. Нас попросили не загонять всех в один стандарт, а дать возможность горожанам покупать продукты и с уличных прилавков. В нынешней ситуации это тоже актуально: дать возможность одним людям продать выращенное в том числе и на собственном огороде, а другим – приобрести эти продукты по цене, исключающей те издержки, которые иногда вынуждены нести большие магазины.
 
 
«Мне очень нравится работать в команде Виктора Борисовича Христенко, всеми своими успехами я обязан ему… Мы были и остаемся челябинцами, которые работают в Москве»
 
Был поднят вопрос и по тем рынкам, владельцы которых, ожидая вступления закона в силу с 1 января 2012 года, начали строить универсальные рынки. Наша позиция: если стройка началась – надо постараться ее не останавливать. Надо обращаться в муниципалитет, к областным властям, к нам в министерство, чтобы получить средства поддержки и открыть новые рынки раньше 2012 года.
 
Еще была высказана интересная просьба – поднять престиж профессии продавца, добиться уважительного отношения к ней. В России дефицит торговых площадей, эта сфера будет давать новые рабочие места и нужно работать над тем, чтобы молодежь положительно относилась к данной работе.
 
Мы услышали пожелание и представителей пищевой промышленности, и общепита, и тех компаний, что занимаются логистикой, о необходимости скорейшего внесения законопроекта «О развитии торговли». Нам, министерству сельского хозяйства, Федеральной антимонопольной службе необходимо представить согласованный проект этого закона, потому что от него зависит не только удовлетворение требовании пищевой промышленности к сетевой рознице, но и ситуация в муниципальной экономике, развитие малого и среднего бизнеса.
 
- Пользуясь случаем, хочу вас спросить: насколько верны слухи о ваших губернаторских амбициях в Челябинской области?
 
- В 1997 году я переехал в Москву и занялся государственной службой в федеральных органах власти. Мне очень нравится работать в команде Виктора Борисовича Христенко, всеми своими успехами я обязан ему. Никаких губернаторских планов у меня нет, и этот вопрос никогда не обсуждался ни с Виктором Борисовичем, ни с кем-то из товарищей по команде. Так что чувствую себя уверенно на своем рабочем месте. На мой взгляд, подобные разговоры – попытка ослабленных или слабеющих игроков, используя сильный образ команды Виктора Борисовича Христенко, виртуально изменить расклады в политике Челябинской области. Мы же были и остаемся челябинцами, которые работают в Москве.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Подписка на URA.RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Подписаться.

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Расскажите о новости друзьям

{{author.id ? author.name : author.author}}
© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Расскажите о новости друзьям
Загрузка...