Неделю назад Мишарин уже брался лично проверять работу Минздрава – объезжал аптеки. Судя по тому, как развиваются события, губернатору предстоит следить за всеми ошибками своего министра |
Команда губернатора Мишарина, да и он сам, перед сложнейшей дилеммой: управленческая слабость министра здравоохранения Белявского очевидна, уволить его нельзя, а количество оппонентов растет ежедневно. Еще неделю назад этим занимались Гайда и фармацевтические компании, с понедельника – власти Екатеринбурга, со вторника – прокурор области и Общественная палата. В четверг начнут выступать врачи, а 11 апреля – самая политизированная часть свердловских больных, больные сахарным диабетом. Приказом министра они остаются без места для лечения. «URA.Ru» разобралось в этом хитросплетении самых разных интересов. Как передовая свердловская медицина за три месяца оказалась в руинах, кому это выгодно и что будет с министром Белявским – в нашем материале.
Свердловскую медицину лихорадит – это факт. Новости о провале нового направления появляются каждый день, а на этой неделе и еще чаще. Сегодня, например, стало известно об обращении екатеринбуржцев, проходящих лечение в гематологическом отделении ЦГБ№7, в Генеральную прокуратуру России. Почти у 90% из них онкологические заболевания крови, и в марте министр здравоохранения Аркадий Белявский серьезно ухудшил им жизнь. Жители Екатеринбурга проходили лечение в этом медучреждении по решению Минздрава, который пять лет назад согласился делегировать свои полномочия по лечению онкогематологических больных 7-й горбольнице.
Ошибку министра оплатили закрытым отделением в Первой областной
Схема работы была традиционной: городской бюджет оплачивал содержание, а областной – само лечение больных (по федеральному закону, специализированное лечение данного типа входит в зону ответственности региона). В начале года Минздрав забыл о проведении многих аукционов, в том числе и о конкурсе на услуги по онкогематологии. На обращение врачей в Минздрав ответа не последовало, министр Аркадий Белявский принял решение лишить 7-ю горбольницу этого функционала и издал приказ о прекращении размещения онкогематологических больных Екатеринбурга в ЦГБ.
Вот легендарный приказ министра Белявского, которым он навел шороху среди онкогематологических больных и заставил волноваться больных сахарным диабетом. Обратите внимание: он, якобы, подписан 22 марта (дата в верхнем левом углу), но реально его получили только в понедельник (дата в нижнем правом углу)
Новым местом для их обследования была определена областная клиническая больница №1. Это пожелание соответствовало федеральному законодательству, но было невыполнимо с точки зрения управления всей ОКБ №1. Не сходилась простая арифметика: «семерка» в 2010 году обеспечила лечение 880 больных (при плановых 726), и этим людям требовались помещения в ОКБ. Их не оказалось.
Тогда Аркадий Белявский подписал приказ, которым обязал главврача «Первой областной» Феликса Бадаева 1 апреля открыть гематологическое отделение на 30 коек «на площадях эндокринологического отделения». С 11 апреля эндокринология в ОКБ №1 должна перестать существовать.
Но как? Куда деть сотни больных сахарным диабетом? И Белявский принял новое решение: он настаивает на том, чтобы 40-я горбольница расширила свое эндокринологическое отделение и забрала больных из ОКБ №1 себе. Срок исполнения – 11 апреля, а само письмо с просьбой расширить отделение министр здравоохранения направляет в екатеринбургское управление 4 (!!!) апреля. Даже не думая о том, готова ли 40-я больница принять больных, есть ли там место для дополнительных тридцати коек. Он просто подписывает приказ, а следом за ним письмо руководителю горздрава.
Стыдно за медицину: «Отделение пока не открыто»
Понятно, что планы Аркадия Белявского не реализуются. На базе 40-й больницы уже существует два эндокринологических отделения, которые работают даже не денно и нощно, они работают по 30 часов в сутки – иначе никак не объяснить тот факт, что в 2010 году они перевыполнили объем муниципального задания – сработали на 118%. Где принимать больных из ОКБ №1? Ответ на этот вопрос услышать невозможно – в среду Аркадий Белявский сам неожиданно ушел на больничный.
По закону, пациенты с диагнозом «онкогематология» должны иметь возможность пройти лечение в областных больницах с 1 января 2011 года. «Гематологическое отделение пока не открыто», - говорится в этом заключении, написанном в конце марта
И это при том, что законодательство – на стороне министра. С 1 января муниципальным учреждениям категорически запрещено оказывать специализированную помощь, к которой относится лечение онкогематологических заболеваний. И Аркадий Белявский знает об этом, поэтому отменил проведение аукциона, в котором могла бы победить горбольница №7.
Другое дело, что он и не обеспечил выполнение законодательства – в обязанности главы Минздрава входила организация лечения с 1 января на площадке областной больницы: то есть открытие новых отделений, решение организационных вопросов должно было случиться еще прошлой осенью. Но не случились, и страдают от этого свердловчане, которым и так не позавидуешь.
В распоряжении «URA.Ru» имеются обращения екатеринбуржцев с онкогематологическими заболеваниями, которых, на основании приказа министра, направили из 7-й горбольницы в первую областную. «24 марта 2011 года на приеме в ОКБ№1 в госпитализации было отказано. Прошу принять меня на госпитализацию в ЦГБ№7», - пишет в обращении к главврачу семерки одна из пострадавших от чиновничьей невнимательности и приводит заключение ОКБ№1, текст которого заставляет стыдиться за уральскую медицину: «Гематологическое отделение для лечения пациентов г. Екатеринбурга в ОКБ№1 пока не открыто, лечение проводить на базе 7 ГБ г. Екатеринбурга». А в седьмой больнице лечить нельзя – Минздрав не провел аукцион вовремя.
И становится стыдно, ведь женщину «футболили» из одной больницы – в другую, потом обратно. «Прошу принять меня на госпитализацию», - умоляет она
Заключение датировано 24 мартом – это 83-й день нового года, момент, когда уже 83 дня, как должно работать соответствующее отделение в областной больнице. Но оно не работает и сейчас – на 96-й день (если взять статистику «семерки», то окажется, что за это время медпомощь должны были получить уже почти три сотни больных).
Два фронта войны Белявского. Первый – с прачечной «коллективного Чернецкого»
Таких ошибок администрирования у Аркадия Белявского, возможно, не сотни, а только десятки. Общественность о них узнает, лишь когда накапливается критическая масса и проблема вырывается наружу. И устранить ее сложно, как с теми же рецептами на льготные лекарства: сначала забыли провести аукционы на закупку лекарств, за два месяца скопились тысячи рецептов, провели аукционы – старые рецепты погасили, а в это время копятся новые, потому что аукционы провели не на двойной объем (старые обязательства плюс про запас), а только на накопившиеся рецепты.
Хотя и тут все не просто: помимо проблем с администрированием, свердловская медицина переживает и период самого острого конфликта, момент, когда ее используют сразу в нескольких политических торгах.
Один фронт борьбы – это все те же власти Екатеринбурга, которые, указывая на промахи Аркадия Белявского, обращаются к Александру Мишарину с просьбой сохранить муниципальные больницы/поликлиники в управлении города. Как известно, с 1 января 2012 года федеральное законодательство обязывает все муниципалитеты безвозмездно передать свои медучреждения на баланс регионов. Вообще, местным властям это только на пользу, освобождающиеся средства они смогут направить на решение иных проблем. Но в случае с Екатеринбургом сразу начинаются разговоры о финансовых интересах «коллективного Чернецкого» и особой роли здравоохранения как едва ли не отмывочной, через которую проходит до трети городского бюджета.
Анатолий Гайда – мастер политической игры. Он и опытен, и умен, и хитер: в истории с Минздравом смог соединить настолько разрозненных противников Белявского, что они могут даже не догадываться о совместной игре
Борьба за эти средства идет нешуточная: инициировано официальное обращение депутатов гордумы к губернатору. Также мэрия настаивает на возможности передачи всей системы здравоохранения в оперативное управление местным властям по схеме: «платит область, управляем – мы». Аркадий Белявский категорический противник этого варианта, и, по данным «URA.Ru», это даже не его позиция, а мнение Мишарина и федерального Минздрава. Поэтому спорить городским властям сложно, но частые ошибки министра добавляют администрации новые аргументы в пользу особой схемы управления екатеринбургской медициной.
Второй – группа Гайды: двойная месть
Как умеет воевать за контроль над финансами вице-мэр Владимир Тунгусов, знают многие политики, поэтому могут оценить, давление какой мощности испытывает на себе Белявский.
Но ведь Тунгусов не единственный. Параллельно, уничтожая министра здравоохранения, Александру Мишарину особые сигналы посылает депутат облдумы Анатолий Гайда – мастер политической борьбы, не только уязвленный отказом администрации губернатора признавать его автором второй редакции свердловского Устава, но и лично обиженный увольнением сына из министерства по управлению госимуществом.
Еще три недели назад в узком кругу он объявил, что будет добиваться отставки Аркадия Белявского. Долго искать союзников не пришлось – в том же Заксобрании пост вице-спикера палаты представителей у Александра Серебренникова, владеющего компанией-поставщиком фармпрепаратов, которая из-за перехода Минздрава на новую модель проведения аукционов в прошлом году потеряла более 30 млн рублей.
Среди депутатов популярна версия о поддержке этой группы со стороны областной прокуратуры (тем более что Гайда открыто демонстрирует документы, передаваемые ему органом надзора по запросам на интересующих депутата чиновников). Поверить в этот союз сложно (все-таки облпрокурор Юрий Пономарев – человек уважаемый и служа в Чечне имел позывной «Закон»), хотя во вторник региональная прокуратура обнародовала результаты собственной проверки Минздрава с вопросом о дисциплинарной ответственности Аркадия Белявского (в сообщении содержится ссылка на выполнение поручения заместителя Генпрокурора РФ Юрия Золотова).
Свердловский Минздрав за три месяца допустил такое катастрофическое количество ошибок, что вице-мэру Тунгусову оставалось только дать депутатам гордумы команду: «Фас!». И общество засомневалось, а надо ли доверять больницы - области
Игра Анатолия Гайды вообще ведется по-крупному. Например, выступление в четверг работников кардиоцентра, которым руководит Ян Габинский, тоже относят к идеям депутата. Напомним, год назад врач попал в состав Общественной палаты Свердловской области по протекции Гайды (тот смог провести его прямо в губернаторскую часть списка), и, конечно, в сложный момент не смог отказать в поддержке товарищу, став частью его кампании. Как легко на это ведется врач, известно давно: в политических битвах его уже очень некрасиво использовала Российская партия жизни, а в прошлом году и администрация губернатора, пытавшаяся изменить Устав Екатеринбурга через Габинского как депутата муниципальной думы.
Источники нашего агентства утверждают: в истории с Минздравом высказать замечания лично Белявскому Ян Габинский мог в любой момент (по понедельникам министр проводит оперативки, на которых всегда присутствует глава кардиоцентра), Но ни разу он не поднимал острых проблем. Поэтому, наверно, в анонсе пресс-конференции, заявленной на четверг, Габинский и не назван.
Кандидат на увольнение
Чем закончится этот конфликт (для которого, безусловно, есть причины – история с ОКБ№ 1 и седьмой горбольницей тому подтверждение), неизвестно. Чиновники, знающие позицию Александра Мишарина, убеждены, что он министра не сдаст и история с другим министром – главой МУГИСО Владимиром Левченко, уволенным после такого же давления Анатолия Гайды и Ко, не повторится. Даже на больничный в среду руководитель Минздрава ушел по рекомендации администрации губернатора, решившей вывести его из-под удара. Сдадут кого-то другого: скорее всего, заместителя министра Сергея Туркова (как будто специально указанного ответственным лицом за операцию с онкогематологическими больными).
Последнего по-человечески жаль. Но с точки зрения массового интереса свердловчан будет просто замечательно, если Аркадий Романович из событий последних трех месяцев сделает правильные выводы. Ведь пожелания Гайды, Тунгусова и многих прочих не пришлось бы обсуждать, их придирки и упреки не были бы так громко слышны, работай Минздрав также эффективно, как при предшественниках Белявского.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!